Консультация "Сенсорная алалия"
консультация по логопедии (старшая группа)
Что такое сенсорная алалия? Симптомы и характерные особенности сесорной алалии, ее коррекция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорная алалия | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия — нарушение, при котором речь ребенка не развивается по причине непонимания слов окружающих.
Это характерное проявление нарушений в функционировании речеслухового анализатора. Вследствие перинатального или постнатального осложнения происходит недоразвитие некоторых участков головного мозга, отвечающих за восприятие и анализ обращенной речи.
При сенсорной алалии у детей в большинстве случаев наблюдается полная сохранность слуха. Развития речи же не происходит по причине отсутствия связи между теми звуками, что ребенок слышит, и их значением.
Симптомы сенсорной алалии
Сенсорный алалик — вовсе не молчун. У детей присутствует активная — иногда даже чрезмерно — экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям, не понимая сами, что именно они говорят.
Характерные особенности сенсорной алалии:
- Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т. д. Иногда речь может казаться осмысленной, в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
- Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом сенсорной алалии.
- Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания. Кроме того, многие алалики страдают гиперакузией — повышенной чувствительностью к некоторым звукам.
- Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные в речью.
- Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, алалику требуется довольно много повторений.
Итак, речь при сенсорной алалии отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.
Коррекция сенсорной алалии
Занятия по коррекции этого состояния строятся в зависимости от его тяжести. Грубая форма алалии, возникшая в результате значительного поражения участков мозга, ребенок совсем не способен анализировать звуки и, соответственно, понимать окружающую речь. Более легкое состояние позволяет детям осознавать отдельные слова, но не вычленять их в фразовой речи или, наоборот, воспринимать ситуативно запомнившиеся предложения и не понимать слова, использующиеся самостоятельно.
Для коррекции сенсорной алалии логопед должен провести обследование, чтобы правильно определить тяжесть состояния и построить план занятий, включающий нужные упражнения и задания.
Грубые формы этого состояния могут приводить к вторичным нарушениям психики и интеллектуального развития, поэтому важно найти специалиста, который поможет формированию речи ребенка.
Задания и упражнения при сенсорной алалии
Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.
Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение. На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Это состояние и используется при проведении занятий.
Упражнения и игры:
- «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
- Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
- После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. После этого ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
- «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а затем им предлагается выполнять команды в разбивку.
- Для накопления пассивного словаря и формирования различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
- Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем сделать акцент не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
- Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
- «Сложи слог». Из карточек с буками ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
- Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
- На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь опять приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).
Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.
Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Однако не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Алалия. Что это такое?"
Консультация для родителей и воспитателей речевых групп в доступной форме знакомит с основными характеристиками данного речевого нарушения....
логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией
Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....
Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"
Конспект занятия с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"....
Определение алалии. Причины, локализация. Механизм нарушения.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка....
Как помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта.
Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Основным из которых является развитие мелкой мото...
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.
Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....
Реферат на тему "АЛАЛИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СИМПТОМАТИКА. КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ"
Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи, в других - у детей нарушается формирование в...