Моя работа с детьми
рабочая программа по логопедии
В связи с внедрением инклюзии в образоватеьные учреждения, наметилась тенденция поступления в ДОУ детей с различными нарушениями рвзвития. В нашем детском саду, где я работаю учителем-логопедом в логопункте, всё чаще появляются дети с ТНР (различные формы дизартрии, сенсо-моторная алалия, моторная алалия, логоневроз и др. сопутствующие или первычные патологии, осложняющие речевое развитие детей). На логопункт поступил ребенок с моторной алаилей, поэтому появилась необходимость в создании Программы обучения такого ребенка. Предлагаю Программу, которая отвечает запросам нашего ребенка с моторной алалией. Занятия уже идут, имеются незначительные, но заметные и устойчивые успехи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по работе с МА | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН (ПРОГРАММА) КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО КОРРЕКЦИИ МОТОРНОЙ (ЭКСПРЕССИВНОЙ) АЛАЛИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
При отсутствии логопедической коррекции моторная алалия имеет патологическое течение. При том, что ребенок с моторной алалией в 2-3 года собладает высоким интеллектом и не имеет психологических проблем, то к 4-5 годам детям ставят ЗПР, УО , СДВиГ. Они имеют такие психологические проблемы, как: стеснительность, замкнутость или агрессивность.
В России моторная алалия входит в состав СНР для детей с ОВЗ.
Около половины детей с моторной алалией имеют неврологические нарушения. Нарушения моторных функций, заторможенность или гиперактивность
Цель Программы – формирование коммуникативно-речевые умения, обеспечивающих жизнедеятельность человека, развитие потребности самоактуализации и актуализации своих возможностей внутренних ресурсов, гармоничному развитию личности.
Логопедическая работа с детьми, имеющими заключение моторную алалию, строиться поэтапно, и опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:
- однословное предложение;
- предложение из слов корней;
- первые формы слов;
- усвоение флексий;
- усвоение предлогов;
- наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.
Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.
Основной задачей начальных этапов логопедической коррекции является создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей, страдающих алалией, и усвоение ими языковой системы в целом.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Развитие неречевых психических процессов
- Развивать слуховое восприятие: при различении неречевых звуков, например, звучащих игрушек – сначала контрастных по восприятию, затем сходных
- Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях (выделять определённо звучащую игрушку из 2-3, мальчик должен уметь определять направление звучания, запомнить звучание игрушек в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания.)
- Продолжать развивать зрительное восприятие на материале игрушек, картинок
- Развивать зрительное внимание и память (восстановить прежний порядок после того, как логопед за спиной меняет местами игрушки или ребёнок должен запомнить определённую игрушку , затем найти её в ряду из 4-5игрушек.
Игры и упражнения: «Что звучит?», «На чем играю?», «Где позвонили?», «Чего не стало?»
- Развивать психомоторику:
-общую (упражнять ребёнка в ходьбе на полной ступне, на носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах
-ручную (поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц);
-пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением и без него.
- Развивать моторную память (предложить повторить по памяти 2-3 движения , ранее показанных логопедом).
- Развивать невербальное мышление: разложить серию картинок в логической последовательности; разложить изображения овощей и фруктов ( или из других групп) в две группы; исключение 4-го лишнего)
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
представлены согласно уровням ОНР (Общее недоразвитие Речи).
ОНР - 1
ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1 ЭТАП. ОДНОСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ АМОРФНЫХ СЛОВ-КОРНЕЙ
1) Вызвать у ребенка желание подражать вербальной речи взрослых. Беседа с родителями
2) Уточнение активного словаря. Составление словаря родителями.
3) Формирование предикативных слов: (на, дай), «указательных» слов (вот, тут, там, здесь, это)
4) Формирование фразы из двух слов (обращение + предикативное слово). Беседа о слове ребенка как фразе.
5) Расширение глагольного словаря за счет глаголов повелительного наклонения. Формирование фразы из двух слов (Обращение + глагол повелительного наклонения). Беседа важность глаголов.
6) Слова слоговой структуры СГСГ, СГС
7) Лексическая тема «Семья» и наиболее интересная тема для ребенка (транспорт, животные, игрушки…)
2 ЭТАП. ПЕРВЫЕ ФОРМЫ СЛОВ. ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
Фразовая речь
1) Научить пользоваться фразой из 2х или 3х слов (обращение + глагол повелительного наклонения + сущ Вин.п). Уточнение окончаний существительного-объекта (сначала модель женского рода с окончанием – у, затем мужского рода с нулевым окончанием, затем мужского рода с окончанием –а). Беседа с родителями о необходимости последовательной отработки моделей.
Грамматика. Словоизменение. Словообразование.
1) Уточнить понимание грамматической конструкции (сущ И.п + глагол 3 лица + сущ Вин. П.)
Лексика
1) Лексические темы: Умывание и Купание, Части тела и лица, Одежда. Беседа с родителями «Актуализация слов и семантические поля»
2) Научить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности. Понимать вопросы «кто?» и «что?».
3) Признаки предметов: размер (большой-маленький), цвет (3 основных цвета – красный, желтый, синий или зеленый). В пассивном, потом в активном словаре – соотносить, показывать, называть).
4) Расширение активногословаря существительных (бытовой словарь, темы интересные ребенку).
5) Глаголы движения.Один предмет + несколько глаголов. Один глагол + несколько существительных.
Слоговая структура
1) Формирование слов со слоговой структурой СГССГ («наращивание слога –КА)
Фонетика. Развитие фонематического слуха.
1) В речи использовать слова со звуками раннего онтогенеза, артикуляторно простыми: п, б, м, к, г, х, т, д, н. на произношение других звуков на этом этапе внимания не обращаем. Беседа с родителями о звуках.
Развитие ВПФ
1) Понимание слов «одинаковый», «такой же», «отличается». Развитие зрительного восприятия и внимания.
2) Конструирование из кубиков по образцу и по инструкции, с использованием признаков предметов.
3 ЭТАП. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Фразовая речь
1) Научить пользоваться фразой из 2-3х слов («сущ. в И. п. + глагол 3-го лица наст.времени», «сущ в И.п. + глагол в 3 лице наст времени + сущ в Вин п.»).
2) Преобразование глаголов повелительного наклонения в глаголы 3го лица. («спи – спит»)
3) Научить договаривать последнее слов строчке стихотворения. Запоминать короткие двустишия и потешки.
4) Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом по картинке и по знакомой ситуации.
5) Научить понимать субъект (подлежащее, существительное в Именительном падеже) и объект (дополнение, существительное в Винительном падеже) в предложении.
Грамматика. Словоизменение. Словообразование.
1) Понимание основных грамматических форм слов (- единственное и множественное число существительных,- числовые формы глаголов,- родовые и числовые окончания).
2) Научить пользоваться существительными 1го склонения в винительном падеже прямого объекта: последовательно – женского рода, мужского рода неодушевленные, мужского рода одушевленные.
3) Научить понимать и образовывать формы множественного числа существительных (модель с окончаниями –Ы, -И). Научить образовывать форму единственного числа от существительных во множественном числе. Беседа с родителями об использовании модели именительного падежа множественного числа.
4) Понимание грамматической конструкции, обозначающей место предмета.(где? на чем? в чем?) (вместе с темой «животные»)
5) Понимание формы множественного числа глаголов настоящего времени.
6) Согласование глаголов и существительных во множественном числе.
Лексика
1) Лексические темы. Увеличение активного словаря существительных и глаголов. «Животные: домашние и дикие», «транспорт»,
2) Расширение словаря качественных прилагательных (цвет, вкус, форма)
3) Окончание ведения словаря родителями.
Слоговая структура
1) Слова из 3х открытых слогов. Правильное употребление 3хсложных слов с ударением.
Фонетика. Развитие фонематического слуха.
1) (При необходимости) постановка звуков В, Ф, С, З.
Развитие ВПФ
1) Развитие пространственных представлений (верх, низ, правое и левое). Понимание.
2) Исключение 4го лишнего предмета (по цвету, форме или размеру).
3) Сформировать представление о времени (было, есть, будет).
ЛИТЕРАТУРА
- Б.М. Гриншпун. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. /Ковшиков В.А. СПб., 2006.
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. – СПб.: КАРО, 2006.
- Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. ЭКСМО, 2011.
- Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
- Основы нейропсихологии. / Т.Г. Визель, Изд. АСТ, 2009.
- logopedistskype.com – Денисова Ирина Петровна/ учитель-логопед/моторная алалия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...