Самомассаж в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
консультация по логопедии
В процессе коррекционно-речевой работы учитель-логопед использует различные средства для коррекции и развития речи, моторной и эмоционально-волевой сферы ребёнка, имеющего речевые нарушения. Саммомассаж, его виды - эффективное средство решения указанных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sammomassazh_v_logopedicheskoy_rabote.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самомассаж в логопедической работе
с детьми, имеющими речевые нарушения.
В процессе работы учитель-логопед использует разные средства для развития интеллектуальных и речевых возможностей дошкольников, коррекции речевых нарушений, моторной и эмоционально-волевой сферы. Одним из таких средств является самомассаж, который проводится под руководством и контролем взрослого, педагога.
Используемые виды самомассажа:
а) самомассаж лица (головы, шеи, плеч);
б) артикуляционный самомассаж;
в) самомассаж рук (кистей, предплечий и плеч);
г) самомассаж ушных раковин;
д) самомассаж стоп;
е) ударно-динамический самомассаж.
Все сеансы самомассажей проводятся с предварительными и/или сопровождающими беседами, в которых дошкольников знакомят в доступной форме с пользой данных действий, с механизмами влияния тех или иных приемов массажа на их организм.
Самомассаж лица, головы, шеи, плеч способствует развитию и улучшению памяти, мышления, развитию речи. Этот вид массажа может оказывать уравновешивающее воздействие при нервном напряжении. Ликвидация мышечных зажимов или хотя бы частичное расслабление лицевой мускулатуры способствует оптимизации эмоционального фона ребенка, ослабляет или ликвидирует возможное негативное влияние на мышцы, участвующие в реализации артикуляций. Применяются разнообразные игровые упражнения, включающие в себя поглаживающие, постукивающие, похлопывающие движения кругового, продольного или точечного характера применения. Длительность одной процедуры самомассажа для детей дошкольного возраста составляет 5 — 7 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В процесс самомассажа одновременно может быть включено лишь несколько приемов. Перед проведением самомассажа лицо и руки ребенка должны быть чистыми.
Самомассаж артикуляционный включается в ежедневные комплексы логопедической гимнастики в виде дополнительных упражнений: «Покусаем язычок зубами», «Пошлепаем язычок губами», «Погладим язычок губами» «Причешем язычок зубками», «Пожуем края языка», «Спрячем губки» «Пожуем губки», «Поймаем щечку (щечки) зубами». Данные задания усиливают у детей ощущения, идущие от собственных органов артикуляции, улучшают кровоснабжения в массируемых областях, улучшая их питание и функционирование. В практике логопедической работы использование данных приемов весьма полезно по следующим причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, эти упражнения можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с подгруппой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения, например, после утренней гимнастики, дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом перечисленные выше упражнения могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику. Проведение самомассажа позволяет развивать кинестетические ощущения от мимических и артикуляционных мышц, а также в определенной степени способствует нормализации тонуса мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата. И это в значительной мере поддерживает и улучшает эффект воздействия непосредственно логопедического массажа, проводимого специалистом.
Самомассаж рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. Возможно использование различных предметов: прищепки, орехи, шишки, карандаши, желуди, морские камушки, сухие мини-бассейны с горохом, фасолью, резиновые мини-коврики с пупырышками и т.д. Постепенно круг вспомогательных массажных предметов расширяется, так как дошкольники начинают придумывать свои «массажные техники» с помощью машинок, деталей конструкторов, мозаик и т.д.
Самомассаж ушных раковин можно рекомендовать детям с самого раннего возраста. Он улучшает работу всего организма лучше, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Такой массаж можно применять ежедневно. Дети поглаживают, растирают ушки, оттягивают ушные раковины вниз, вверх, назад, придумывают свои движения (под контролем взрослого). Далее приемы массажа становятся более прицельными и дошкольники учатся массировать уши в определенном порядке: противокозелок, треугольную ямку, зону перехода ножки завитка в восходящую часть и воронку (самую глубокую часть ушной раковины).
Самомассаж стоп дошкольники проводят в положении сидя, закинув одну ногу на колено другой ноги. Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.
Массаж большого пальца требует более длительного воздействия, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа. Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня (не перед тихим часом). Возможно проведение самомасссажа в области икр ног, коленей. Элементарные поглаживающие движения в нужном направлении (по ходу лимфатических сосудов) принесут пользу организму.
Элементы ударно-динамического массажа дошкольники применяют строго по желанию сами себе или в паре с другим ребенком (по желанию последнего). В данный момент мы используем два упражнения «Дождик моросит» и «Ливень хлещет». Сначала дети обучаются расслабленными кистями рук похлопывать себя по рукам, плечам («Дожлик моросит»). Затем воспитанникам предлагается усилить силу отхлопываний, ориентируясь на собственное чувство комфортности («Ливень хлещет»). При работе детей в паре данные движения после приемов поглаживания, растирания и разминания применяются дошкольниками в области спины, плеч, предплечий, кистей рук. Механизм благотворного влияния данного массажа связан с тем, что отхлопывание любой части тела приводит к возникновению динамической волны по всей кровеносной системе, улучшая питание и метаболические процессы во всех тканях организма и мозга в частности, что приводит к возникновению бодрости, улучшению осанки, повышению работоспособности, концентрации внимания, улучшению эмоционального состояния, повышению интеллектуальных способностей и результатов обучения. При работе в паре с использованием приемов ударно-динамического массажа, динамическая волна возникает не только в теле массируемого ребенка, но и в теле ребенка-массажиста через его отхлопывающие ладони.
Выводы:
1. Обучаясь самомассажу, ребенок познает себя, накапливает и обогащает двигательный опыт и знакомится с элементарными приемами самопомощи.
2. Проводя массаж в паре (ребенок-ребенок, ребенок-родитель), дошкольники учатся понимать другого человека, задумываться о последствиях своих действий, устанавливают или развивают добрые отношения, учатся доверять и помогать друг другу.
3. Использование разнообразных видов самомассажа в логопедической работе с детьми, имеющими нарушение речи, оптимизирует весь процесс коррекционно-речевой работы.
Литература:
1. Белая Н.А., Петров И.Б. Лечебный оздоровительный массаж. М.: -– Т-Око, 2014.
2. Дубровский В.Н., Дубровская Н.М. Практическое пособие по массажу. М.: -– Шаг, 1999.
3. Дъякова Е. А. Логопедический массаж: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: – Академия, 2005.
4. Киров Г.А., Назаренко Г.Ф. Массаж. М.:,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...
Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...
Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...
Художественно-эстетическое развития в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения и посещающими дошкольные образовательные учреждения
Выступление на педагогическом совете...
Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Тема моего мастер – класса сегодня – «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»....
Организация коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими речевое нарушение
консультация для воспитателей...
«Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Мастер-класс для педагогов...