Презентация "Биоэнергопластика- здоровьесберегающая технология"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_bioenergoplastika.doc | 403.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино»
Доклад к методическому объединению
на тему:
«Биоэнергопластика- здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Подготовила:
Уварова О.И.
воспитатель
г. Тарко-Сале
2023г.
Цель: Применение здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластики) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с инновационной здоровьесберегающей технологией-«биоэнергопластика».
2. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ инновационную
здоровьесберегающую технологию «биоэнергопластику».
3. Рекомендовать воспитателям артикуляционные упражнения с применением «биоэнергопластики».
Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
Василий Александрович Сухомлинский
Вводная часть.
Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса).Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер - класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс
Теоретическая часть:
В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.
Идеального ребенка нет- любой ребенок обладает индивидуальными и возрастными особенностями. И нам, педагогам, необходимо обучать, чтобы развивались, а не угасали его природные способности.
СЛАЙД 3. Особая роль отводится развитию двигательных, умственных и речевых умений. Всё это поможет ребенку полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт со взрослыми, всесторонне развиваться, быть уверенным в себе, в своих силах.
Работая в детском саду обратила внимание, что дети с речевыми нарушениями часто имеют и двигательные расстройства: нарушение координации движений, изменения мышечного тонуса, несформированность общей, мелкой моторики. Дети часто неуклюжи, раскоординированы, плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела, при увеличении динамической нагрузки падало качество движений.
То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук все конечно знают. Но почему артикуляционный аппарат и мелкую моторику тренируют по отдельности? Оказывается можно их объединить!
Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
СЛАЙД 4. Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
СЛАЙД 5. На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.
Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Педагог с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки.
СЛАЙД 6. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.
Последний этап – заключительный.
Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
СЛАЙД 8. Таким образом биоэнергопластика:
- первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
- оптимизирует психологическую базу речи;
- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
- синхронизирует работу речевой и мелкой моторики .
- совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей;
- развивает артикуляционный аппарат;
- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
Практическая часть:
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики.
Все упражнения можно делать сидя или стоя.
Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики.
1. «Часики»
Тик-так, тик-так, язычок качался так,
Словно маятник часов, кто в часы играть готов?
( сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо).
2. «Качели»
Сели дети на качели и взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись.
(Движения ладонями с сомкнутыми пальцами вверх-вниз)
3. «Лягушки»
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки – я увижу ваши зубки.
(пальчики расставлены в стороны как у лягушек)
4. «Слоненок»
Я водичку набираю и ребяток поливаю!
Буду подражать слону! Губы хоботом тяну.
( ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему).
5. «Блинчики».
Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду маму.
( ладони с сомкнутыми пальцами соединяем друг с другом).
6. «Чашечка».
Вкусных мы блинов поели, выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем.
(пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»)
7. «Иголочка».
( пальцы сжаты в кулак, указательные выставлены вперед)
8. «Лошадка».
Я – веселая лошадка, темная как шоколадка.
Язычком пощелкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
( рука в горизонтальном положении лежит на столе. Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счет поочередно касаются стола кончиками пальцев).
Правила выполнения биоэнергопластики в образовательном процессе
- Использование воспитателями биоэнергопластики может осуществляться не только во время организованной образовательной деятельности, но и во время режимных моментов, время проведения 3-5 мин
- Элементы биоэнергопластики можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.
- Выполнение биоэнергопластики со всей группой детей не требует четко фиксированных поз за столами (допустимы свободные позы на ковре и т.д.)
Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата. Отмечается повышение концентрации зрительного и слухового внимания, сформированность пространственной ориентировки, точность выполнения движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Таким образом, проведенная работа доказывает эффективность, целесообразность применения биоэнергопластики в группе для детей с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий
виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
"Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Здоровьесберегающая технология-самомассаж"
методическая разработка для старшей группы...
Презентация «Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий» (в рамках реализации здоровьесберегающих технологий в доу)
Бодрящая гимнастика после сна, как один из компонентов здоровьесберегающих технологий...