«Обучение младших школьников умению пользоваться фразеологизмами в речи»
статья по логопедии
В русском языке существует целая наука, изучающая эти выражения - фразеология. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» - «выражение» и «логос» - «учение». Фразеология – это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. Она отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_umeniyu_polzovatsya_frazeologizmami_v_rechi_mladshih_shkolnikov.doc | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема публикации: «Обучение младших школьников умению
пользоваться фразеологизмами в речи»
Подготовила:
учитель-логопед Родионова И.Г.
Обучение младших школьников умению
пользоваться фразеологизмами в речи
В русском языке существует целая наука, изучающая эти выражения - фразеология. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» - «выражение» и «логос» - «учение». Фразеология – это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. Она отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа.
В словаре С.И. Ожегова сказано, что фразеологизмы – это устойчивые выражения с самостоятельным значением. Другими словами, фразеологизм – это устойчивое и неделимое словосочетание, которое имеет переносное значение и не вытекает из смысла составляющих его слов. Во фразеологизмах слова приобретают особое значение, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словесный состав, и их значение. А также нужно знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм.
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, человек в своей речи использует фразеологизмы. Употребление фразеологизмов придает речи живость и красочность.
Фразеологизмы с именами существительными,
связанные с организмом человека.
Большинство фразеологизмов связано с организмом человека. В устойчивых сочетаниях довольно часто встречаются такие слова, как голова, уши, руки, глаза и многие другие.
Приходилось ли вам слышать выражения: «голова идёт кругом», «развесил уши», «язык проглотил»? Знаете ли вы человека, который «нос повесил»?
Расположим устойчивые сочетания в соответствии с фразеологизмом «С ног до головы». В созданном нами словаре фразеологизмы, связанные с организмом человека, сгруппированы по наличию в них общих слов – существительных. К каждому существительному дано изображение. Также в словаре размещены десять иллюстраций на самые распространённые фразеологизмы.
Словарь поможет школьникам познакомиться с фразеологизмами, разобраться с их значениями. Самое главное, с его помощью можно заинтересовать учеников изучением данной темы.
Приведём в пример по одному фразеологизму от каждого имени существительного, примеры употребления, иллюстрированные страницы словаря.
1. Нога: со всех ног – «очень быстро».
Ваня побежал за корабликом со всех ног.
2. Рука: золотые руки – «мастер на все руки».
У Вити золотые руки.
3. Палец: знать, как свои 5 пальцев – «знать очень хорошо, подробно».
Я это потом всё, как пять пальцев, узнал.
4. Шея: сидеть на шее – «находиться на содержании у человека, обременять его, тяготить».
Я совсем не хотел сидеть на шее у родителей.
5. Рот: рот на замке – «молчать, не рассказывать секреты».
Катя держала рот на замке.
6. Язык: вертится на языке – «неспособность вспомнить какое-либо хорошо знакомое слово, а в памяти всплывает информация».
Её имя вертелось на языке, но я никак не мог его вспомнить.
7. Нос: водить за нос – «обманывать, вводить в заблуждение».
Гриша постоянно водит за нос Васю.
8. Уши: развесить уши – «слушать доверчиво, с большим интересом; принимать всерьёз то, чему верить нельзя».
Я всегда слушаю тётю Ларису, развесив уши.
9. Глаза: глаза разбегаются – «невозможно остановиться, сосредоточиться на чём-либо одном».
В магазине было так много продуктов, что глаза разбегаются.
10. Голова: стоять на голове – «резвиться, шалить».
Мой друг на переменах всегда стоит на голове.
Это далеко не весь перечень всех имён существительных, связанных с организмом человека. В рамках нашей работы мы рассмотрели лишь десять часто встречающихся в нашей речи фразеологизмов.
Приемы, которые помогут младшим школьникам понимать и подбирать фразеологизмы, объяснять их значение:
- Иллюстрирование – школьники иллюстрируют по выбору один из изученных на уроке фразеологизмов, что позволяет им наглядно увидеть его значение.
- Пантомима - детям раздают написанные на листе фразеологизмы, они должны с помощью мимики и жестов изобразить их. Остальные угадывают фразеологизм.
- Мини-рассказы – ребятам предлагаются на выбор различные фразеологизмы и одна ситуация. Школьникам за определённый промежуток времени нужно понять, какой фразеологизм к данной ситуации подойдёт. Составить интересный мини-рассказ, используя устойчивый оборот.
- Словарь фразеологизмов
Школьники под руководством учителя могут составить словарь. В него записываются все устойчивые обороты, изучаемые в школе. Дополняется иллюстрациями. При необходимости ученики могут обратиться к нему.
Данные приёмы можно использовать на практике в начальных классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль дидактических игр в обучении младших школьников»
Игра - особенно организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и внутренних сил. Игра постоянно подразумевает принятие решения – как поступить, что заявить, как победить?...
реализация преемственности в обучении младших школьников арифметическим действиям
Актуальность данной темы.1.Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного с...
Обучение младших школьников навыкам самообслуживания.сентябрь 2017
Диагностика уровня сформированости положительного отношения к труду у младших школьников....
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В статье представлен анализ литературы по проблеме развития эмоций и воли у учащихся младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Изложены особенности данных процессов у детей по сравнению...
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Актуальность проблемы изучения и формирования смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи. Особенности уровней сформированности интонационной и смы...
Выступление в рамках городского семинара "Роль игры в воспитании и обучении младших школьников"
В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут до...