Мастер-класс для педагогов ДОУ
консультация по логопедии

Коваленко  Ирина Александровна

Мастер-класс поможет педагогам, специалистам познакомиться с инклюзивной, развивающей технологией "Хромотерапия", возможностями ее использования на коррекциооных занятиях  учителя-логопеда с целью повышения результативности коррекции речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема: «Использование хромотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Цель мастер – класса:  Представление педагогического опыта по применению элементов хромотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Задачи мастер – класса:

1.Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление о нетрадиционной технологии - хромотерапия

2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению цветового игротренинга в коррекционной работе с детьми

3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах цветотерапии.

Участники: педагоги ДОУ

Оборудование:  разноцветные предметы: цветы, бабочки, коврики, колокольчики

ХОД:

Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. 
Б. Дизраэли 

    В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В педагогической деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя нашего учреждения большинство дошкольников с ОВЗ, помимо речевых расстройств, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, инновационные технологии. Одну из них мы хотели вам продемонстрировать. Для того что бы узнать название мастер-класса  нам нужна ваша помощь.

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Маленькие людишки, с красивыми глазками похожими на папу или маму,

они смеются, бегают, прыгают - такие непоседы – это …дети

В детском саду учит он детей.

Строг, но все прощает.

 Помогает стать умней,

 Все он объясняет. (педагог)

Красный, оранжевый, синий, зелёный – это…. Цвет

Итак, слова-отгадки –это:  ДЕТИ, ЦВЕТ, ПЕДАГОГ

Соответственно, тема нашего мастер-класса: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ с детьми.

Технология хромотерапии (цветотерапия), это наука, изучающая свойства цвета, восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.  Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов.  Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции: вегетативной нервной системы; эндокринных желёз.

      Использование элементов хромотерапии даёт возможность более эффективно проводить коррекционную работу с воспитанниками.     Для повышения внимания и интереса к занятиям,  используется разнообразное цветное  оборудование. Давая ребятам задания, обязательно учитывается  психология воспитанника.  Малоактивному, пассивному ребёнку предлагаются стимулирующие цвета, а непоседе, наоборот, более спокойные оттенки. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Владение всей цветовой гаммой считается основой душевного равновесия и гармоничного видения мира.     Использование цвета может превратить скучную работу в интересную, живую и  творческую. Данная технология может применяться на всех этапах работы: постановка, автоматизация и дифференциация звуков с помощью предметов разного цвета, развитие фонематического, музыкального слуха, ориентировка в пространстве,  обучение грамоте, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, общей и мелкой моторики, правильного дыхания и артикуляции, внимания, памяти, мышления, развитие эмоциональной сферы, коммуникативных функций.

Упражнение: «Разноцветный букет»

- Сейчас я приглашаю всех в разноцветную страну. Здесь растут цветы  небывалой красоты!

- Прошу вас выбрать цветок любого цвета....

- Скажите, какой по  цвету  ваш цветок?  (Мой цветок красный).

- Красный цвет повышает физическую силу, значит вы какая? (Я сильная).

- Желтый цвет создает радостное, веселое настроение, значит вы какая? (Я радостная, весёлая).

- Синий цвет,  издавна считался символом благородства и покоя, значит вы какая? (Я благородная и спокойная).

- Розовый - воплощение доброты и мягкости, значит вы какая? (Я добрая и мягкая).

- Белый цвет – символ  молодости и свободы, значит вы какая? (Я молодая и свободная)

- Фиолетовый цвет - символизирует ум и страсть, значит вы какая? (Я умная и страстная)

Упражнение «Веселый ветерок» (на развитие дыхания разными способами).

Предлагаю вам выполнить следующие упражнения:

- Подуть на синий цветок,  как на синее море: губы узкой трубочкой вперед, воздух выходит холодной тонкой струей (синяя лента);

- Подуть на желтый цветок, как на жаркое желтое солнце: рот широко открываем, делаем «горячий» выдох из глубины рта (желтая лента);

- Подуть на зеленый цветок, как на спокойное зеленое поле: рот приоткрыт произвольно, делаем плавный выдох (зеленая лента);

- Подуть на фиолетовый цветок, как на темную ночь: рот открыт, делаем вдох через нос и выдыхаем вперед, слегка вытягивая губы и собирая их к центру (черная лента);

-Подуть на красный цветок как, на раскаленный красный металл: агрессивный, напористый длительный выдох, губы собираем к центру рта (красная лента);

Упражнение « Где находится бабочка?» (на отработку предложно – падежных конструкций)

- В следующем задании я буду называть местоположение бабочки по отношению к цветку, вы должны выполнить мои инструкции и повторить еще раз, где находится бабочка   - Посадите бабочку на цветок. Где находится бабочка? (Бабочка находится на  красном цветке, под синим цветком и т.д.) Аналогично с предлогами: НАД, ПОД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, СЛЕВА, СПРАВА и т.д.

- Молодцы, замечательно!

Упражнение «Пианино» (развитие мелкой моторики)

-Перед вами «пианино» (разноцветные клавиши), предлагаю нажимать на «клавиши» заданного мной  цвета, сначала, одной рукой , а теперь усложняем игру, выполняем задания обеими руками (должно быть по две одинаковые клавиши).

Упражнение «Правильные звуки» (на автоматизацию звука).  Использование цвета в период автоматизации и дифференциации звуков может превратить скучную работу в интересную, увлекательную.  В процессе коррекционной деятельности, применяя элементы хромотерапии, мы используем  разное оборудование. Помимо цветов, бабочек, ленточек, мячиков, резиночек в ход идут  платочки и шарфы разных размеров, колокольчики, скрепки.

- Выберите себе дорожку (ортоковрики красного, желтого, зеленого цвета), пройдите по дорожке и на каждый шаг назовите предмет, который бывает такого цвета . (Можно дать опорные картинки, а игрок уже сочетает прилагательное цвета с нужной картинкой. Например: лягушка, лист, лента со словом зеленая;  карандаш, роза, шарф- со словом красный и т. д)

А сейчас предоставим слово педагогу-психологу, Дарье Олеговне, которая познакомит нас с возможностями использования, цветотерапии, как составляющего элемента арт-терапии, в коррекционно-психологической работе с детьми.

(Игра «Кляксы»)

На этом возможности цветотерапии не заканчиваются! Посмотрите, как полезно и интересно использует элементы цветотерапии  в своей повседневной деятельности музыкальный руководитель, Светлана Васильевна.

(Игра «Цветные колокольчики»)

Таким образом, можно смело говорить о целесообразности применения технологии цветотерапии, при коррекционно-развивающей и образовательной деятельности с детьми.    Педагог кропотливо и старательно складывает из кусочков узор, меняет, перекладывает, пересматривает свои действия, пока не сложит задуманное.

А ведь и жизнь наша, как калейдоскоп.
Сложились стекла, так как надо,                                                                                                                                           И, кажется, уже поймал узор,                                                                                                                                 Но не успел я насладиться тем раскладом.

И вот опять, и все упорней,
Стремлюсь я стеклышки сложить,                                                                                                                                Чтоб в жизни стало  мне комфортней
Любить, надеяться и жить.

Уважаемые коллеги, хотелось бы услышать ваше мнение о проведённом мастер – классе:

- если мастер-класс понравился и будет вам полезен в работе пропойте/произнесите протяжно звук «О» и возьмите веселый смайлик и положите в коробочку красного цвета

-а если не заинтересовал- произнесите «Ц» (погрозить пальчиком) и возьмите грустный смайлик и положите в коробочку синего цвета.

«Раскрась свой день в яркие цвета! Пусть яркие краски присутствуют в жизни не только летом, но и осенью и зимой!»

-Большое спасибо, благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...