Речевое дыхание
консультация по логопедии (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития
правильного речевого дыхания
Выделяют два вида дыхания: физиологическое и речевое. Первое осуществляется автоматически. При этом вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое же дыхание произвольно, выдыхаемый воздух в данном случае расходуется рациональнее. За коротким энергичным вдохом следует пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Качество речи, ее громкость и плавность во многом зависят от речевого дыхания. Ведь для того, чтобы легко произнести развернутую фразу с правильной интонацией, надо владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. Длительность и сила выдоха также влияют на качество звукопроизношения. Для появления таких сложных звуков, как с, з, ш, ж, р требуется сильная, направленная воздушная струя. Понаблюдайте за тем, как говорит и дышит ваш ребёнок.
Родители также должны внимательно наблюдать за состоянием органов дыхания ребенка: не допускать ушибов, травм, своевременно и эффективно лечить инфекционные заболевания, следить за аденоидами, поскольку эти явления затрудняют носовое дыхание и задерживают формирование правильного речевого дыхания.
Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием. Для тренировки речевого дыхания рекомендуются различные игровые упражнения. Дыхательную гимнастику можно выполнять не более 5 минут, только в проветренном помещении, при условии хорошего самочувствия ребёнка, каждое упражнение повторять не более 5-6 рез. Важно следить за тем, чтобы не было отдышки, покраснения лица, головокружения и тошноты. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики 1. «Понюхай цветы». Вдох и выдох носом при закрытом рте. 2. «Собачка устала» Вдох и выдох через рот (на начальном этапе можно слегка придерживать ноздри пальцами). 3. «Ныряльщик» 1) Вдох через рот, выдох через нос. 2) Глубоко вдохнуть через нос, задержать воздух на 1—3 с (в зависимости от возраста ребенка) и длительно плавно выдохнуть через рот. 4. «Покатай карандаш» Ребенку предлагается втянуть воздух через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. 5. «Листья шелестят» Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели. 7. «Снежинки летят» На ниточки прикрепляются кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят». 8. «Загони мяч в ворота» 1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик, лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. 2. Дуть на шарик резкой отрывистой струей. Загонять шарик в «ворота» на одном выдохе. Обращайте внимание на то, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка придерживать пальцами. 9. «Ветряная мельница» Для этой игры необходима игрушка-мельница или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным текстом: Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч! 10. «Певец/ певица» После задержки дыхания на выдохе произнести гласные в медленном темпе. Ряд гласных наращивать постепенно. (А, АИ, АИО…) 11. «Посчитай-ка» 1) После задержки дыхания на выдохе просчитать от 1 до 5 в медленном темпе, распределяя воздух так, чтобы его хватило на весь счет. Ряд наращивать постепенно. 2) После проговаривания счета от 1 до 5 (или ряда гласных) делается дополнительный вдох, а на выдохе проговаривается обратный счет. 12. «Кто больше скажет?» Проговаривать предложения с постепенным наращиванием числа слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"
Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания
Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....