Советы учителя-логопеда. Как заниматься с ребенком летом.
консультация по логопедии (старшая группа)
Советы учителя-логопеда. Как заниматься с ребенком летом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_na_leto.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Как заниматься с ребенком летом.
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
∙ Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
∙ Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
∙ Надувать воздушные шарики;
∙ Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
∙ Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
∙ Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
∙ Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
∙ Собирать, перебирать ягоды;
∙ Помогать взрослому полоть грядки;
∙ Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
∙ Играть с глиной, мокрым песком;
∙ Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
∙ Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
∙ Перебирать крупы;
∙ Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
∙ Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
∙ Вышивать (крупным крестиком);
∙ Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
∙ Плести из бисера;
∙ Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
∙ Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
∙ Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
∙ Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
∙ Полоскать рот;
∙ Жевать боковыми зубами;
∙ Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
∙ Лизать эскимо.
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.
∙ Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
∙ Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
∙ Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
∙ Назвать слова с определённым слогом, звуком;
∙ Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
∙ «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
∙ «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
∙ Переделать известную сказку;
∙ Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
∙ Придумать продолжение сказки;
∙ «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
∙ Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
∙ Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
∙ «Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.
∙ «Доскажи словечко» - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.
∙ Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
∙ - какими словами, красками можно описать время года;
∙ - назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
∙ - расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
∙ - что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
∙ Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:
∙ Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….
∙ Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….
∙ Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…
∙ Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;
∙ «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
∙ Что хорошего в болезни, а что плохого?
∙ Что хорошего в дождике, а что плохого?
∙ Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…
∙ «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
∙ Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
∙ Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.
Ориентировка в пространстве
∙ Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» - размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола).
Закрепление произносительных умений и навыков.
∙ Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!
Чтение
∙ Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
∙ Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.
Конечно, мы занятые люди. И проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:
Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.
Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.
Солнечного вам лета и приятных впечатлений!
Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы учителя-логопеда на лето
Данный материал содержит рекомендации на летний период для родителей детей, имеющих нарушения речи. В буклете представлены речевые игры с детьми....
Советы учителя-логопеда родителям "Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушением речи"
Основная трудность родителей - нежелание ребенка заниматься....
Советы учителя-логопеда "Развиваем и играем с ребенком дома"
В настоящее время все больше детей имеют нарушения в речи. Многих родителей интересует, возможно ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста?...
Занимаемся с ребенком дома. Советы учителя-логопеда
Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его...
КАК ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
Уважаемые родители! Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два ...
Советы учителя-логопеда на лето родителям старших дошкольников
Впереди лето- пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые нарушения, летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течении учебного года навыки, за ...
Советы логопеда. Как заниматься с ребенком летом
Советы для родителей...