Нейроупражнения как средство развития речи детей
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrouprazhneniya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Нейроупражнения как средство развития речи
детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Обучая левое полушарие, вы обучаете
только левое полушарие.
Обучая правое полушарие
вы обучаете весь мозг!
И.Соньер
Цель: познакомить педагогов и родителей с нейроупражнениями, способствующими развитию речи дошкольников.
В настоящее время часто встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которым нужна специализированная помощь. У таких детей есть различные нарушения с речью, памятью, координацией, восприятием, общей и мелкой моторикой.
Нейрологопедия – это дисциплина, которая изучает языковую речь в соотношении с мозговой деятельностью.
Мозг состоит из двух полушарий, каждое отвечает за свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет мыслительные операции. Правое полушарие – за интуицию, образное мышление, фантазию и творческие способности. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
- проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
- задержка речи, нарушение всех компонентов речи;
- нарушение психомоторного развития, сна, аппетита;
- неловкость движений;
- заторможенность или гиперактивность;
- аутизм и РАС;
- низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
- агрессия;
- неспособность, повышенная утомляемость;
- инфантильность;
- отсутствие познавательной активности;
- псевдолеворукость.
Нероупражнения – это специальные игровые комплексы, помогающие ребёнку решать следующие задачи:
- чувствовать пространство и своё тело;
- развивают зрительно-моторную координацию;
- формируют правильное взаимодействие ног и рук;
- учат последовательно выполнять действия;
- развивают слуховое и зрительное внимание.
Нейроупражнения позволят создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта и речи детей.
Упражнение №1.
Постучать по столу расслабленной кистью левой руки, а затем правой в течении 10 секунд.
Сжимать и разжимать кисти рук в течении 30 секунд. Затем расслабить руки. При этом можно проговаривать скороговорку напр.: Филипп к печке прилип.
Упражнение №2.
Ладошки вверх – вниз. Повернуть левую кисть на ребро, согнуть пальцы в кулак, затем выпрямить. Сделать тоже правой рукой. Движения выполнять поочередно по 5 – 6 раз каждой рукой.
Са – са – са хитрая лиса
Со – со – со новое колесо
Су – су – су увидели осу.
Упражнение № 3.
Ладони перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно.
Фонарики зажглись.
Фонарики погасли.
Упражнение № 4.
Пальцы сжать в кулак, затем вращать кулаком и кистью.
- правой руки;
- левой руки;
- обеими руками одновременно.
Действия выполнять под текст стихотворения.
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
Упражнение № 5.
Поднять вверх ладошки обеих рук и начинать перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочерёдно указательный, средний, безымянный, мизинец.
- правой руки;
- левой руки;
- обеими руками одновременно.
Действия выполнять под текст стихотворения.
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живёшь?»
Упражнение № 6.
Взрослый показывает два положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак. Сначала упражнение выполняется:
- ладонью правой руки;
- ладонью левой руки;
- обеими ладонями одновременно.
Действия выполнять под текст стихотворения.
Бежали бегемотики,
Толстые животики.
Бежали, бежали.
Друг другу повторяли:
«Ладонь – кулак,
Ты, тоже делай так!
Ладонь – кулак,
Ты, тоже можешь так!»
Упражнение № 7.
Ладошки плотно лежат на столе. Начинать с мизинца, поднимать по одному пальцу.
- на правой руке;
- на левой руке;
- на обеих одновременно.
Действия выполнять под текст стихотворения.
Вверх - вниз, вверх – вниз,
Каждый пальчик поднимись.
Вот как ловко я могу,
Двигать пальцы по столу.
Формировать речь следует не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием.
Список литературы
1. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. – М.: «Айрис – пресс», 2018.
2. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. – М.: «Айри – пресс», 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
«Нейроупражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Нейроупражнения – это специальные игровые комплексы, помогающие ребёнку решать следующие задачи: ...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...