Памятка для родителей. Алгоритм вызывания речи у неговорящих детей.
статья по логопедии
В материале даны простые , но действенные рекомендации по вызыванию речи у неговорящего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley._algoritm_vyzyyvaniya_rechi_u_negovoryashchih_detey.docx | 769.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Алгоритм вызывания речи у неговорящих детей.
Что такое речь? Поговорим об этом простыми словами.
Речь – результат высшей нервной деятельности человека. Это вторая сигнальная система, отличающая нас от животных. Речь – это способность воспроизводить звуковые слитные конструкции, которые содержат смысл. Речь служит для передачи эмоционального состояния и информации. В процессе создания речи участвует работа головного мозга, нервной системы как проводника, работа мышц органов речи – рта, гортани, голосовых связок, языка. И работа органов дыхания – диафрагмы, легких, носа и носоглотки. Также в организации речи важное значение имеет слух. Благополучное состояние ребенка в период формирования плода, родовой деятельности и раннего развития естественным образом объединяет все эти компоненты организации речи.
Итак, ребенок с 2-х месяцев начинает гулить. С 6-ти месяцев пытается многократно повторять некоторые слоги, которые уловил в процессе общения со взрослыми. С 8-ми месяцев у этих слогов появляется смысл. А с 9-ти месяцев ребенок может сказать свои первые осмысленные слова. После первого года жизни количество слов постепенно растет, речь наполняется новыми звуками. К полутора годам ребенок может уже сказать предложение, состоящее из 2 слов. Далее речь развивается по нарастающей.
Что же делать, если ребенку уже год, два, три и более, а он все молчит?
Для этой цели и был создан данный алгоритм запуска речи.
- Вспомните, как проходила беременность, роды и раннее развитие ребенка? Могли ли возникнуть факторы, которые повлияли на состояние здоровья малыша, его нервную систему, систему кровообращения головного мозга?
Если ответ положительный, то первый специалист, которого следует посетить - это внимательный врач-невролог. Возможно ортопед, лор, и даже сурдолог, которые исследует уровень восприятия слуха.
- Обратите внимание на себя и других взрослых, которые окружают ребенка и общаются с ним. Препятствием к формированию речи могут быть следующие факторы:
- Взрослые с раннего детства мало общались с малышом, много времени ребенок был предоставлен сам себе и своим занятиям с игрушками.
- Общение со взрослыми заменялось фоновой речью: быстрыми и шумными аудиозаписями, музыкой и даже телевизором. Ребенок был лишен тактильного общения с матерью, редко его брали на
руки.
- При контакте с матерью и близкими малыш не контактировал глаза в глаза, это общение не сопровождалось эмоциональными возгласами и речевой окраской.
- Мимика взрослых была невыразительной, бедной, натянутой. Рот практически не открывался.
- Речь взрослых была и остается многословной, быстрой, невнятной, сложной по структуре.
Проанализировав эти факторы, которые напрямую влияют на формирование и развитие речи маленьких детей, можно всегда внести в них коррективы.
Далее возникает следующая задача: Как научить малыша разговаривать?
Чтобы успешно решить эту задачу, надо помнить простые приемы и научиться пользоваться ими.
- Речь развивается по подражанию.
Начните с приемов развития общей моторики: научите ребенка выполнять элементы физической зарядки и повторению игровых движений за взрослым. Первый этап – учить подражанию в движении.
- Далее мы учим ребенка сопровождать движения общей моторики вокализацией, т.е. сопровождению звукокомплексами – междометиями, заменяющими слова.
Упал – бух, встал – опа, шагает – оп, дает – на, берет – дай, больно – ой, ругает – а-я-яй, сообщает о туалете – кака, указывает на предмет – тот, указывает на выполненное действие – вот, хочет – да, отказывается – нет, прогоняет – кыш, иди; отдергивает руку, выражает страх – ой, радуется – ай. И так далее.
Ребенок понимает – звукокомплекс выражает эмоцию.
- Мы поем ребенку: колыбельные, игровые песенки, протяжно, напевно, мелодично. Наша речь опирается на гласные звуки, она напевная. Играем в русские народные пальчиковые игры, сопровождая их интересными и веселыми, запоминающимися потешками и прибаутками.
- Мы делаем с ребенком звуковую гимнастику: учим его слышать и петь гласные звуки:
- встали ровно, руки в стороны и поем: А…
- руки поднимаются в стороны, смыкаются кругом над головой, качаемся: О…
- руки тянем от груди вперед и поем: У…
- руки от груди разводим в стороны и поём: Ы…
- руки тянем вверх и встаем на цыпочки, хотим подрасти, поем: И…
- руками рисуем круг перед собой, поднимаем и опускаем руки : Э… А О У Ы И Э поются протяжно, долго с разной интонацией.
- Мы вместе с ребенком начинаем имитировать движения животных, сопровождая эти движения звукоподражаниями и пропеванием гласных звуков.
- Мы развиваем у малышей первый компонент речи – это понимание ее смысла:
- даем несложные инструкции: возьми зайку и посади на полочку. И т.д.;
- рассматриваем вместе с ребенком книги по возрасту, где медленно
проговариваем слова-названия предметов, показывая на них;
- задаем вопросы: Где дом? Где заяц? Где медведь? Где лиса?
- Помним, ребенок должен услышать первую нарицательную форму предмета – именительный падеж единственного числа. Вот заяц, заяц – приговариваем мы на разные лады, с разной интонацией. И только потом добавляем – зайка. И т.д.
Таким образом, мы создаем условия для того, чтобы ребенок ЗАХОТЕЛ нам подражать.
РЕЧЬ – ЭТО ЖЕЛАНИЕ, ПОТРЕБНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ГОВОРИТЬ.
- Мы сопровождаем свою речь понятными и яркими жестами.
- Мы часто контактируем глаза в глаза в момент речи.
- Мы показываем ребенку выразительную артикуляцию слов и мимику.
- Мы дразнимся: развиваем моторику языка, выполняя разные игровые движения языком.
- Мы учим ребенка дуть на язычок, который высовываем изо рта, но при этом не надуваем щек!
- И наконец, мы радуемся, искренне выражаем свой восторг и радость по поводу каждого нового слова. Часто повторяем его! НО, при этом мы не хвалим и не поощряем ребенка за то, что он сказал, не говорим МОЛОДЕЦ. Так как,
РЕЧЬ - ЭТО НЕ РАБОТА, НЕ ЗАДАНИЕ.
ЭТО РАДОСТНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ СОПРИКАСАТЬСЯ С МИРОМ ПРИ ПОМОЩИ ЗВУКОВ, ИЗДАВАЕМЫХ НАМИ САМИМИ.
А далее, мы обязательно посещаем консультацию учителя-логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вызывание речи у неговорящих детей
Вызывание речи у неговорящих детей...
"Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей"
Игры и игрушки. используемые для вызывания речи у детей....
"Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей"
Проблема задержки речевого развития, в том числе и у неговорящих детей, становится все более актуальной. Речевое развитие ребенка должно проходить все этапы речи... Что же делать, если у ребенка нет р...
Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Пояснительная записка Цель разработки - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей и предложить практические рекомендации, направленные на...
Игрушки и игры в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Игры для вызывания речи у детей...
Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей ст...
Методическая разработка Игры и игрушки в процессе вызывания речи у неговорящих детей
Цель разработки поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей ст...
- Мне нравится (1)