Использование современных образовательных технологий на логопедическом занятии с дошкольниками
опыты и эксперименты по логопедии

Панарина Татьяна Михайловна

Использование современных образовательных технологий на логопедических занятиях в детском саду: мнемотехника, песочная терапия, биоэнергопластика, глазодвигательная гимнастика, динамические паузы, релаксация. пальчиковая гимнастика, психогимнастика и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий

В представленных ниже конспектах логопедических занятий с детьми в условиях ГБДОУ компенсирующего вида мною  использован ряд современных педагогических технологий: мнемотехника, песочная терапия, музыкотерапия, биоэнергопластика, глазодвигательная гимнастика, динамические паузы, релаксация, пальчиковая гимнастика, психогимнастика и другие.

Наиболее значимыми в работе с дошкольниками, имеющими различные формы патологии речи,  считаю приемы  мнемотехники, которые позволяют успешно развивать связную речь детей, образное и словесно-логическое мышление, зрительно-пространственную память и внимание,  оптимизируют процессы автоматизации и дифференциации исправленных звуков речи.  Использование на занятиях разнообразных мнемотаблиц, мнемосхем, коллажей помогает дошкольникам эффективнее воспринимать, сохранять, перерабатывать и воспроизводить получаемую информацию. Рисунки-символы в структуре мнемотаблицы значительно облегчают и ускоряют запоминание речевого материала, а также делают процесс обучения более интересным, занимательным и развивающим. Приемы мнемотехники могут быть использованы как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях по обучению детей составлению рассказов,пересказов, при отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов, скороговорок и проч. В структуре других направлений работы мнемотехника способствует обучению детей связно, последовательно, грамотно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, позволяют ребенку проявлять творческую самостоятельность.

Также большое значение в работе с детьми, прежде всего страдающими тяжелыми формами патологии речевого развития, имеет коррекционная технология песочной терапии. Использование разнообразных приемов «пескотерапии» значительно повышает интерес ребенка к логопедическим занятиям, повышает его самооценку, облегчает прохождение адаптационного периода в начале обучения. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики пальцев рук,  песочная  терапия  помогает детям прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Важное воздействие «пескотерапии» заключается и в том,что ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. Взаимодействие с песком заметно стабилизирует эмоциональное состояние детей, позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. То, что ошибки письма на песке исправить значительно  проще, чем на бумаге, дает возможность ребенку ощутить себя более  успешным и легче овладеть навыками чтения и письма. Приемы песочной терапии позволяют в игровой форме проводить профилактику нарушений письменной речи.  Игры с песком заметно развивают активность ребенка, расширяют его жизненный опыт, позволяют дошкольнику соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации.

Использование  элементов технологии музыкального воздействия или   музыкотерапии на логопедических занятиях позволяет успешно коррегировать психофизическое  состояние дошкольников. Прежде всего это относится к работе с гиперактивными детьми. Музыка помогает снять у ребенка фактор тревожности, стимулирует сенсорные процессы, развивает мыслительные способности и фантазию, вербальные и невербальные коммуникации. Прослушивание на занятиях правильно подобранной стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки  повышает иммунитет детей, снимает у них напряжение и раздражительность, способствует формированию правильного неречевого и речевого дыхания, создает благоприятный эмоциональный фон для активизации речевой деятельности.

Использование приемов биоэнергопластики в логопедической работе значительно ускоряет процесс исправления дефектного звукопроизношения у дошкольников со сниженными или нарушенными кинестетическими и кинетическими ощущениями, способствует координации артикуляционных движений и мелкой моторики пальцев рук, активизирует интеллектуальную деятельность детей. Кроме того применение биоэнергопластики  делает процесс коррекции нарушений речи значительно более занимательным и увлекательным для детей.

Глазодвигательные упражнения, используемые на логопедических занятиях, способствуют укреплению глазодвигательных мышц ребенка, снимают утомление, улучшают кровоснабжение сетчатки глаз. Глазодвигательная гимнастика может проводиться как отдельный элемент занятия, так и в комплексе с физкультминуткой.

Динамические паузы, необходимые в логопедической работе с дошкольниками, способствуют развитию речевой, двигательной, познавательной, эмоциональной сферы у детей, совершенствованию их пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, повышают эмоционально-положительный фон занятия, совершенствуют коммуникативные навыки.

Упражнения по релаксации способствуют формированию эмоциональной стабильности ребенка, снижают его беспокойство, излишнее возбуждение или, наоборот, скованность, восстанавливают силы, увеличивают запас энергии.

Пальчиковая гимнастика является неотъемлемой частью логопедической работы, т.к. способствует развитию речи ребенка, активизирует его творческую деятельность.

Элементы психогимнастики, используемые логопедом в работе с дошкольниками, направлены на формирование умения детей общаться, адекватно выражать свои эмоции, успешно адаптироваться к различным жизненным ситуациям, создают возможности для оптимального самовыражения ребенка, снимают его психическое напряжение.

Использование перечисленных выше технологий позволяет мне достигать достаточно высоких результатов в работе с дошкольниками, имеющими различные формы патологии речевой деятельности. Результативность моей работы отражена в представленных аналитических справках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками

Данный материал содержит рекомендации по использованию современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками....

Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...

Выступление на педсовете: Тема: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

laquo;Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьмис общим недоразвитие речи» Актуальность.Инновационные процессы на современном этапе развития обще...

Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речево...

Опыт работы "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с ОНР"

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(ФГОС ДО) речевое развитие включает в себя:владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного...