Использование Даосского комплекса «Шесть целительных звуков» как часть здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Денисова Елена Борисовна

Здоровьесберегающий подход к решению логопедических задач предполагает, среди прочих приёмов, введение в практику речевых упражнений, направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Сила звука целебна для всего живого на земле. При вибрации звуки очень хорошо помогают в профилактике и лечении. Звуковые волны и создают те самые вибрации, которые и оказывают лечебное воздействие на больные органы. Примером может служить использование известного даосского комплекса «Шесть целительных звуков».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование Даосского комплекса «Шесть целительных звуков» как часть здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР»

Здоровьесберегающий подход к решению логопедических задач предполагает, среди прочих приёмов, введение в практику речевых упражнений, направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Сила звука целебна для всего живого на земле. При вибрации звуки очень хорошо помогают в профилактике и лечении. Звуковые волны и создают те самые вибрации, которые и оказывают лечебное воздействие на больные органы. Примером может служить использование известного даосского комплекса «Шесть целительных звуков». Волшебная сила этих лечебных звуков, так же, как и лечебной музыки, действие которой начинается лишь на десятой минуте прослушивания, зависит от числа их произношения. В этих упражнениях каждый звук подобран для снятия напряжения в системе определённого органа или группы органов. Нужно стараться представлять себе этот орган. Кроме того, при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти представления об определённом цвете и температурно-тактильном ощущении. Звуки произносятся на длинном выдохе в установленном порядке.

Древние духовные традиции задолго до изысканий европейцев узнали о том, что звук есть вибрация, что всякий звук имеет свою частоту. Также и то, что каждый орган, здоровый или больной, вибрирует на определенной частоте. И потому произнесение особым образом определенного звука может стимулировать тот или иной орган, может помочь его выздоровлению. Упражнения действенны и в качестве профилактики заболеваний основных органов человека. 
        В старинной даосской практике существовало 6 целительных звуков, которые производились на выдохе.

Эти звуки воздействуют на легкие, почки, печень, сердце, селезенку и поджелудочную железу, регулируют энергообмен организма. Они изгоняют жар из органов, выводя с ним все больное и отжившее. Уникальный даосский комплекс оздоровления воздействует на пять главных органов и энергообмен человека. Гармония этих шести элементов и обеспечит   здоровье. 

Необходимо предостеречь от небрежности в последовательном выполнении упражнений. Используя подобные методы лечения, важно помнить, что упражнения складывались в комплекс постепенно. Само время — века практики — расположило упражнения в их очередности. 
        Поэтому необходимо выполнять упражнения так, как они расположены. От этого зависит  последовательное  включение восстановительных процессов организма.

         Комплекс воздействует не только на физиологическое состояние органов человека. Эти упражнения также подпитывают организм энергетически. А последнее, шестое упражнение, выравнивает энергообмен человека. 


ПЕРВЫЙ ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК — ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК ЛЕГКИХ
         Начинать освоение целительных звуков стоит именно с работой над легкими. Помимо того, что  мы окажем своим легким неоценимую профилактическую услугу,   более качественно усвоив метод “Целительные звуки. 
        Двигаться следует от простого к сложному. Первый из них, целительный для легких звук, похож на медленное змеиное шипение, произносимое на выдохе: с-с-с-с-с-с-с. Звук производим только на выдохе! 
        Чтобы усилить эффект от упражнений, можно добавить выполнение некоторых движений. Они  значительно ускорят и усилят воздействие.  
Выполняем сидя.  Удобно сидим на стуле. Глаза открыты. Руки, ладонями вверх, лежат на коленях,  поднимаем ладони до уровня глаз. На уровне глаз поворачиваем ладони так, чтобы они были направлены тыльной стороной к телу. Поднимаем их над головой, следя глазами за движением рук. Выдыхаем, легко произнося звук С-С-С-С-С.   Представим, что легкие наполнены теплом и белым светом. Упражнение выполняем не меньше 3 раз. 


ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК ПОЧЕК
       Почки, согласно даосскому учению, есть хранилище праэнергии. Работая, почки преображают “залежи ископаемого горючего” в энергию. В этом процессе особенно действенно брюшное дыхание, которое, выполняя функции собственно дыхательной практики, еще и массирует почки. Происходит процесс превращения “горючего” в энергию, наполняющую организм. Кроме того, брюшное дыхание помогает регулировать внутреннее наполнение организма энергией.   Мы подошли к тому, чтобы познакомиться со вторым целительным звуком. Этот звук произносится ЧУ.  Это звук почек. 
         Выполняем упражнение сидя.  Сидим на стуле, ноги вместе (колени и голени соприкасаются). Выполняем глубокое дыхание. С выдохом наклоняем тело вперед и обхватываем руками колени, сцепив при этом кисти рук. Руки не разжимаем, тянемся назад, словно бы выпрямляясь. Необходимо почувствовать напряжение в спине. Не поднимая головы, взглянем вверх, немного наклоним голову, но без напряжения. Медленно выдыхаем, выполняем выдох настолько тихо, насколько это возможно. С выдохом произносим целительный звук почек: ЧУ. 
         Выдох выносит отработанную энергию из почек. Теперь представим обе почки, окруженные облаком цвета сапфира, чистого синего цвета. С выдохом из почек выходят, выдавливаются страхи, переживания, боль. Упражнение выполняем не меньше 3 раз. 
ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК ПЕЧЕНИ

         Древние даосы считали, что злость, испытываемая человеком, накапливается в печени, и оттого этот орган становится жестким и твердым. Возвращению же естественного состояния печени, стимуляции работы этого органа способствует упражнение, в котором мы используем целительный для печени звук. 
        Выполняем упражнение сидя, на выдохе. Сидим прямо, руки свободно опущены, но ладони повернуты наружу. Вместе со вдохом медленно поднимаем вдоль боков руки. Подняв их над головой, переплетаем пальцы. Следим за руками взглядом. Теперь вывернем соединенные кисти рук ладонями вверх. Тянем руки вверх, особенно основания ладоней. Теперь нужно немного изогнуться в пояснице — влево.

        С медленным выдохом едва слышно произносим целительный звук печени — ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. Печень окружена изумрудно-зеленым сиянием, чистый зеленый свет со всех сторон омывает ее. Вместе с выдохом серым дымом выходит из печени злость, через поры кожи выбирается наружу, — вон из тела. 
Выполняем упражнение не менее 3 раз в день. 

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК СЕРДЦА

        По мнению даосов, эмоциональное сознание человека находится в сердце. Потому важно содержать его сознание в чистоте. Также важно поддержать сердце как орган, который работает без остановки. Решению этих задач и посвящено упражнение с целительным звуком сердца. 
       Упражнение для поддержания сердца очень похоже на упражнение с целительным звуком для печени. Только выполняя целительный звук сердца, который звучит как ХА. 
Выполняем упражнение сидя. Сидим прямо, руки свободно опущены, но ладони повернуты наружу. Вместе со вдохом медленно поднимаем вдоль боков руки. Подняв их над головой, переплетаем пальцы. Следим за руками взглядом. Теперь вывернем соединенные кисти рук ладонями вверх. Тянем руки вверх, особенно основания ладоней. Теперь нужно немного изогнуться в пояснице — вправо. С медленным выдохом едва слышно произносим целительный звук сердца — ХА. Сердце окружено красным сиянием, чистый красный свет со всех сторон омывает его. Вместе с выдохом, унося излишний жар, из сердца выходят ненависть, жестокость, нетерпимость и высокомерие. 
Упражнение выполняем не меньше 3 раз. 
ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК СЕЛЕЗЕНКИ (ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ)

         Даосы считали, что селезенка вырабатывает антитела, которые способны защитить организм от некоторых заболеваний. Рядом с селезенкой находится поджелудочная железа. Ее основная функция — вырабатывать инсулин. Избыток его или недостаток грозят организму серьезными заболеваниями Древнее знание, в силу близкого расположения и взаимосвязи этих органов, рассматривали их зачастую как единое целое. Поэтому упражнение с пятым целительным звуком поддерживает и тот, и другой орган.                                                     Упражнение выполняем сидя. Ноги — примерно на ширине плеч. Кисти рук расположены на бедрах, ладонями вверх.  Расположим кисти рук на солнечном сплетении, большие пальцы и мизинцы поджаты, пальцы — указательный, средний и безымянный — направлены кончиками к центру солнечного сплетения. Давим на солнечное сплетение пальцами, и на выдохе едва слышно произносим: Х-У-У-У-У-У-У. Завершая выдох, немного подаемся вперед. 
          Селезенка и поджелудочная железа окружены желтым или золотистым сиянием, яркий чистый желтый или золотистый свет со всех сторон омывает его. Вместе с выдохом целительный звук изгоняет избыток жара, с ним из селезенки и поджелудочной железы выходят беспокойство и жалость к себе ). Повторяем упражнение не менее 3 раз. 

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК ТРОЙНОГО ОБОГРЕВАТЕЛЯ

          Так замысловато называется в даосской системе некий круговорот энергии в человеческом организме. Условно тело делится на три части. 
         К верхней — горячей — области даосы относят мозг, сердце и легкие. Средняя область — теплая — включает в себя почки, печень, селезенку, поджелудочную железу и желудок. Нижняя же часть — холодная — это нижняя часть живота, толстый и тонкий кишечники, мочевой пузырь и половые органы. 
         Для того чтобы регулировать температуру во всех трех отделах тела, применяется целительный звук тройного обогревателя. Вместе со звуком сверху спускается горячая энергия в более холодные отделы, а холодная — поступает наверх через систему пищеварения. 
       Упражнение с этим целительным звуком очень хорошо снимает стрессы. Если выполнить это упражнение на ночь, глубокий и спокойный сон обеспечен. Итак, целительный звук тройного обогревателя: ХИ.

ПРИМЕНЕНИЕ ДАОССКОГО КОМПЛЕКСА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Следует отметить, что перечисленный в данном комплексе набор звуковых сочетаний полезен в логопедической практике, а также для практических занятий по развитию речи. Кроме того, акцент на окраске помогает закрепить названия цветов, что бывает особенно важно для детей, имеющих логопедические проблемы. Детям предлагается помочь ветру, который играет со своими друзьями. Звуки произносятся трижды, на длинном выдохе. На занятиях мы пользуемся иллюстрациями, изображающими озорной ветер, белое облако, голубые незабудки, светло-зелёные камыши, красный мак, жёлтый подсолнух, радугу между солнцем и весёлой дождевой тучкой. Можно использовать отдельные плоскостные фигуры героев стишка, разговаривать с которыми помогают дети.

  Сначала  дети учатся по-разному дуть, как ветер, а  через некоторое время сами произносят весь стишок и инсценируют его с плоскостными фигурами. Можно использовать иллюстрирующие стишок раскраски и контурные обводки.

 Мы детям объясняем, что эти упражнение очень полезно выполнять и взрослым. Поэтому дома  они играют вместе с мамой, папой, бабушкой.  

Даосский комплекс в логопедической группе начинаем использовать в старшей группе, в середине учебного года (когда поставлен звук С). Следующие упражнения вводятся по мере постановки звуков и выполняют задачу - автоматизации.  

Для большего интереса на каждый целительный звук есть стихотворение. Вначале мы проговариваем стишок, а потом выполняем упражнение.

Звуки

речи

Воздействие

на внутренние

органы

Цвет

Ощущение

Педагогический

инструментарий

С

(с-с-с)

Лёгкие

Белый

Сухой холод

Ветер воздуха вдохнул.

Разом облако надул:

С-с-с       С-с-с      С-с-с

Ч

(чу-у-у-у)

Почки

Голубой

Влажная прохлада

Незабудки увидал,

«Чудо, чудо», - он сказал.

Чу-у-у        Чу-у-у        Чу-у-у

Ш

(ш-ш-ш)

Печень

Светло-зелёный

Свежий

весенний ветер

Зеленеют камыши,

Пошурши в них:

Ш-ш-ш     Ш-ш-ш     Ш-ш-ш

Х

(ха-ха-ха)

Сердце

Красный

Жарко

Раскачаю красный мак!

Вот так, вот так!

Ха-а-а     Ха-а-а     Ха-а-а

Х

(ху-ху-ху)

Селезёнка

Жёлтый

Тёплая влага

Пошепчу я на ухо

Жёлтому подсолнуху:

Ху-у-у     Ху-у-у     Ху-у-у

Х

(хи-хи-хи)

«Тройной обогреватель» - система, связывающая работу органов тела, расположенных на 3 разных вертикальных уровнях:

1.Верхний уровень – сердце, лёгкие.

2.Средний уровень – селезёнка и желудок.

3.Нижний уровень – почки, печень, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь.

Связи с определённым цветом не имеет.

Вместе с солнцем и дождём

В небе радугу зажжём!

Звонко нам смеётся дождь:

«От меня ты не уйдёшь!»

Хи-и-и     Хи-и-и     Хи-и-и

Помимо даосского комплекса мы ещё используем проговаривание гласных звуков.

Звук «А-А» – массирует глотку, гортань, щитовидную железу;

 Звук «О-О» - оздоровляет среднюю часть груди;

Звуки «О-И-О-И» - массирует сердце;

Звуки «А-У-Э-И» - помогает всему организму в целом.

Этот комплекс я использую уже несколько лет. С этими детьми  второй год, со старшей группы, он уже дал положительные результаты. Воспитанники меньше болеют, в группе хорошая наполняемость: из  15 человек постоянно посещают детский сад 12-13.

Список литературы:

1. «Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии». Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей/  Под ред. Л.Н.Засориной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.  

2. Антипина Е.А. «Театрализованные представления в детском саду»; Т. Ц. «Сфера», Москва, 2010. «Звукотерапия», с.107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Проект по здоровьесберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Шесть шагов к здоровью».

Направление проекта на здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В преамбуле Устава Всемир...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Мастер - класс "Су - Джок терапия как часть современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми"

Мастер - класс "Су - Джок терапия как часть современной здоровьесберегающей технологии в работе с детьми"...

Даосский комплекс «Шесть целительных звуков»

Технология здоровьесбережение в коррекционной работе с детьми, имеющих тяжелое нарушение речи,  предполагает использование на речевых занятиях комплексы упражнений, направленных на общую гармониз...