Рекомендации родителям по подготовке детей к школе
материал по логопедии
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
С чего начать обучение грамоте | 21.82 КБ |
Скоро в школу | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
С чего начинать обучение грамоте?
В чтении и письме существуют два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребенка в теорию письма и чтения, чтобы помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение письма и чтения – это другая, совсем отдельная задача, и решать ее лучше всего до школы. Что и делается в дошкольном образовательном учреждении.
Исходный принцип системы обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.
Почему же на пути к письменности не надо спешить с введением букв – этих кирпичиков письма, следует как можно тщательнее проработать добуквенный, звуковой этап обучения грамоте?
Во-первых, потому, что буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Чтобы пользоваться буквами, ребенку необходимо ясно представлять, что зашифровано в каждом из тридцати трех значков.
Во-вторых, потому что в русском письме нет взаимооднозначного соответствия звуков и букв. Почти все согласные буквы обозначают два звука – мягкий и твердый. Видя букву «эль», мы не знаем, какой звук следует произнести – твердый /л/, с которого начинается слово ЛОСЬ, или мягкий /ль/, с которого начнется слово ЛЕС. Итак, глядя на согласную букву, нельзя однозначно назвать звук, который она обозначает.
То же происходит и с гласными буквами. Имя буквы «Я» состоит из двух звуков /йа/. Видя эту букву в начале слова, мы произносим ее официальное алфавитное название: /йа/ша. Встретив букву «я» справа от согласной, мы не произносим звук /й/ в слове мяч. Итак, работа читающего не сводится к простому узнаванию и называнию каждой буквы. Поэтому русскому чтению невозможно научить путем заучивания букв и их звуковых соответствий.
Постичь тайны слияния согласных с гласными, овладеть секретом русской письменности ребенку гораздо будет легче, если он будет свободно манипулировать звуками родной речи.
Поэтому одной из задач в обучении грамоте дошкольников является задача формирования у дошкольников навыков звукового анализа.
Звуковой анализ.
Этот вид анализа включает умение сознательно намеренно, произвольно выделять звуки в слове, определяя их последовательность. Звуковому анализу ребенок может научиться только подражая взрослому, который дает образцы специального произнесения, интонированного выделения звуков:
СССОН НОССС ШШШАР
Способ акцентирования звуков в слове ребенку легче передать в игре. Это могут быть игры- звукоподражания. Например:
- Ты слышал, как звенят пчелы? Попробуй пожужжать также – ЖЖЖЖ. А теперь мы будем говорить на пчелином языке, как две пчелки. Вот так: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивешь? Ты любишь мороЖЖЖенное?... и т.д.»
Такая работа носит подготовительный характер для овладения звуковым анализом. Собственно звуковой анализ включает следующие этапы:
- Выделение начального ударного гласного из состава слова:
УТКА АСТРЫ ИВА ОКНА
- Анализ ряда гласных звуков:
АУ УА И А О
Использование на данном этапе звуковой линейки (см. Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» стр. 20) поможет наглядно продемонстрировать последовательную смену одного звука другим. После чего можно перейти к следующей ступеньке звукового анализа.
- Анализ односложных слов.
А. Выделение конечного согласного:
- Помоги договорить словечко (с опорой на картинку):
СО…К СО…М
ЛУ…К ЛА…К
МА…К ДО…М
Б. Выделение гласного звука:
КОТ ДОМ СОК
КИТ ДЫМ СУК
В. Выделение начального согласного: Хорошие результаты дает прием смыслового противопоставления, берётся ряд картинок: МАК, РАК,ЛАК.
- Покажи картинку и взрослый называет:
-АК (дети не смогут выполнить задания)
-А теперь покажи картинку, и взрослый называет: ЛЛЛАК
-Назови и ты картинку так, чтобы хорошо слышался утерянный звук: ЛЛЛак.
Результатом такой работы должен стать сформированный навык интонационного последовательного выделения звуков в слове:
ЛЛЛак лАААк лаК
А также составленная схема слова - последовательный ряд фишек, клеточек, соответствующих количеству звуков данного слова.
Необходимо также учить ребенка вести указкой по клеточкам схемы в соответствии с произносимыми звуками. И только после этого можно переходить к анализу более длинных слов.
- Анализ двусложных слов типа
ЛИСА СОВЫ ЗИМА ЖУКИ ЛУНА
- Анализ двусложных слов с закрытым слогом типа
БАТОН КУБИК
- Анализ трехсложных слов типа
БУМАГА ГОЛУБИ
- Анализ слов со стечениями согласных звуков типа
КОШКА СЛОН СТОЛ
Непременным условием является следующее: слова для звукового анализа берутся те, произношение которых совпадает с их написанием.
«Грамотеи»
Задание: за 1 минуту восстановить текст с неправильной разбивкой на слова.
Для первой команды:
Беж итчерезлеснуюполяну ежик. Осень юу ежей малодобычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружкисвилисьскользкиезмейки. Труд нонаходитьжуч ков. Во сен ниедни готов ятхлопотливыеежи жили щеназиму.
«Грамотеи»
Задание: за 1 минуту восстановить текст с неправильной разбивкой на слова.
Для второй команды:
Ночь юиднемтаскаетонвнорумягкиймо х, души стыелис точки. При де тзима. На кроетснегомноруглубокийсугроб. Подпушистымодеяломтеплоему. Буд етспатьдовес ны.
«Найди лишнюю букву»
Задание: за 1 минуту зачеркнуть лишние буквы между словами, прочесть правильный текст.
Для первой команды:
Канительюмакросназываласьяртуваметаллическаямиркаснитьерба.
Мастералбоссвытягивалинучиканительеизбунлаараска-леннойгурпапроволоки.
Канительимыприменяласьяквурукоделиматэ.
«Найди лишнюю букву»
Задание: за 1 минуту зачеркнуть лишние буквы между словами, прочесть правильный текст.
Для второй команды:
Вытягиватьисакметаллическуюрмбарунитьиакувышиватьютееюмавыбылотиноченьяреструдного.
Этомигабыласыбукропотливаямикнаработана, монаритребовалакепумногорытувременисум. Немолкаждыйчутомогирсправитьсязоапорученнойфывработой.
Предварительный просмотр:
Скоро в школу! Считая месяцы, оставшиеся до сентября, родители испытывают всё большую тревогу. Тревожит разное: мелочи –как малыш справится с тугими пуговицами на рубашечке, и куда более серьёзные вещи – выдержит ли хрупкая девочка школьные нагрузки, как будет этот непоседа высиживать положенные часы, растеряется ли окончательно наше робкое дитя среди незнакомых… - не перечесть тревог родителей, готовящих ребёнка в школу. И очень существенное место среди этих треволнений занимают заботы о школьных умениях и навыках чтения, письма. Одно из наиболее распространённых родительских заблуждений состоит в том, что ребёнок, который может быстро произносить названия всех цифр от одного до ста, бегло читать слова и предложения, готов к школе. Это заблуждение усугубляется ещё и тем, что при записи ребёнка в школу проверяется, прежде всего, техника чтения. У многих родителей создаётся ложное представление о том, что умение читать и считать – это главные гарантии дальнейших школьных успехов.
При обучении дошкольников чтению вы не должны ограничиваться только отработкой навыка чтения. Техника чтения, как и всякая техническая задача, второстепенна по отношению к общим задачам развития ребёнка в обучении. Что же касается задачи формирования беглого чтения, то на этом этапе она вообще не должна стоять.
Ребёнку - дошкольнику нужна такая система занятий чтением, при которой ребёнок одновременно учится играть и фантазировать, быть внимательным и критичным, контролировать себя и других. Только игры могут разбудить в ребёнке интерес к слову, к языку, способствуют развитию детской любознательности, особенно если вы будете строить занятия, сообразуясь с интересами ребёнка. Специальное внимание в играх уделяется развитию речи детей. Дело в том, что едва ли не основной причиной серьёзных неудач первоклассников на уроках письма и чтения является недоразвитие устной речи.
И мы надеемся, что вы, понимая различие между общим развитием ребёнка, общей готовностью к школьному обучению и сформированностью частных навыков и умений, не будете заниматься с ребёнком чтением только ради чтения. Скажем, если вы услышали ошибки типа БРАТ – БРАТЫ, СТОЛ – СТОЛЫ, не умиляйтесь детскости речи, обеспокойтесь её неправильностью, непременно играйте с ребёнком в устные игры, пусть даже в ущерб тренировке в технике чтения.
Не стоит сосредоточивать свои усилия на чтении, пренебрегая другими сторонами психического развития ребёнка. К примеру, быстро приближающееся и тревожащее вас школьное будущее не должно заставить вас отказаться от игровых форм обучения грамоте. И вообще, не спешите изгонять игру из жизни ребёнка: недоигравший дошкольник – это будущийнеуспевающий школьник.
И уж вовсе не обязательно, чтобы ребёнок к школе читал бегло. Поэтому не предъявляйте ребёнку чрезмерных требований. При оценке чтения, так же как и при оценке любых учебных достижений ребёнка, следует учитывать возрастные нормы и требования, не завышать их, знать реальный уровень достижений ребёнка, радоваться каждому его успеху и ни в коем случае не оценивать неуспех на языке школьных отметок. Оценками типа «это чтение на тройку» вы можете только отпугнуть ребёнка от школы. Кроме того, для дошкольника «двойка», «тройка», а для некоторых детей и «четвёрка» звучат вовсе не как мера их частных успехов, а как синонимы общечеловеческих оценок – «ты плохой человек», «ты не очень способная». Чтобы предупредить отметочный травматизм, оценивая чтение, подчёркнуто оценивайте только технику чтения, а не все на свете достоинства маленького читателя.
И ещё мы искренне надеемся, что вы не станете сожалеть о времени, потраченном на игры и забавы «в ущерб серьёзной подготовке к школе». Если вы относитесь к игре так же уважительно, как и мы, то, играя в звуки, буквы и слова, вы используете игру для узкопрактической цели обучения грамоте. Игры дают пищу для развития внимания и памяти, и воображения, и речи, и мышления ребёнка, его самостоятельности и исполнительности, инициативности и умения точно выполнять инструкцию. Быть готовым к школе – не значит уже сегодня владеть всем тем, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться. Подготовка ребёнка к школьной жизни подобна не столько сборам полярной экспедиции, когда надо всё предусмотреть, учесть и припасти, сколько готовности Робинзона Крузо к жизни в непривычных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе
Мезенцева О.А., Пронина М.И.,ГОУ детский сад комбинированного вида № 583 Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе.Качество подготовки ребёнка к школе и дальнейшие школьные ...
Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе
Мезенцева О.А., Пронина М.И.,ГОУ детский сад комбинированного вида № 583 Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе.Качество подготовки ребёнка к школе и дальнейшие школьные ...
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.
Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаю рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни. Рекомендации для родителей:...
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе...
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ1. Подготовка к школе должна быть разносторонней. Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развития физических и...
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.
Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаю рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни....
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.
Рекомендации родителям по подготовке детей к школе....