Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе
статья (подготовительная группа) по теме

 

Мезенцева О.А., Пронина М.И.,

ГОУ детский сад комбинированного вида № 583
Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе.

Качество подготовки ребёнка к школе и дальнейшие школьные успехи напрямую взаимосвязаны. Развитие дошкольника должно осуществляться по многим направлениям. Базисом является физическое развитие скелета, суставно-связочного аппарата, крупной и мелкой мускулатуры, полноценное развитие нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Только здоровый ребенок выдержит школьные статические нагрузки. Следовательно, занятия физической культурой, игры на свежем воздухе, закаливание - необходимый элемент подготовки ребенка к школе.

Для успешного обучения в школе необходимо развивать высшие психические функции: процесс восприятия, произвольное внимание, словесно-логическое мышление, что позволит полноценно воспринимать и усваивать информацию.

В процессе развития восприятия нужно знакомить ребенка с эталонами цвета, формы, величины; ребенок должен вслушиваться в звуки, выделять их в речевом потоке, различать между собой.

 Очень важно развить восприятие схемы собственного тела и ориентировки на плоскости и в пространстве. Ребенок должен уметь чётко определять направление (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу), уметь выполнять инструкции, построенные на умении ориентироваться (например: дотронуться левой рукой до правого уха, сделать два шага влево, поставить стул перед собой, нарисовать круг над квадратом, а между ними поставить «галочку», слева от круга нарисовать звездочку, а справа от квадрата - елочку и т.д.). Ориентировка на листе бумаги (середина листа, верхний левый угол, правый нижний и т.д.) должна быть полностью усвоена ребенком.

Для развития зрительного внимания можно предложить ребенку выполнить работу по образцу: сложить мозаику по схеме-рисунку, вычеркнуть определенные элементы из ряда предложенных, раскрасить эти элементы (рисунки) в определенные цвета.

Зрительная память формируется при выполнении следующих видов игр и упражнений: назвать, что было нарисовано на перевернутой картинке, рассказать о взаимоположении предметов на картинке, разложить картинки (или предметы) в том порядке, что был предъявлен, запомнить и воспроизвести фигуру, сложенную из палочек.

Слуховое внимание, восприятие и слуховая память развивается при выполнении следующих видов работ: выделение звука (слога, слова) из ряда других, дополнить фразу (вставить пропущенное слово). Для развития слуховой памяти потренируйте ребенка запоминать ряд слов, стихотворение, запоминать и выполнять многоступенчатую инструкцию (например: Возьми книгу, подойди к окну и сядь на стул).

Для развития словесно-логического мышления учите ребенка сравнивать предметы между собой, находить отличающиеся от других (сначала по форме, цвету и величине), объединять предметы в группу, исключать «лишний» из понятия (например,чашку из предметов мебели, яблоко их овощей и т.п.), учите детей отгадывать загадки, объяснять пословицы.

К школьным годам ребенок должен иметь достаточный словарный запас и представление об окружающем мире. У него должны быть сформированы навыки самообслуживания (умение раздеться, помыть чисто руки, собрать свои вещи и т.п.)

В полноценном образовательном процессе исключительно важна роль речи, с её помощью развивается обобщающая и абстрагирующая функции мышления.

К началу обучения в школе ребенок должен чисто произносить и слышать все звуки речи, чтобы ошибки произношения не отражались на письме и в последующем не вызывали психологического дискомфорта. Обратите внимание, может ли Ваш ребенок произносить слова сложные по слоговой структуре и слова со встречающимися противоположными по звучанию звуками (регулировщик, чистильщик, парикмахерская, универсам, коромысло, экскаваторщик, воротничок, аквариум и др.)

Словарный запас должен быть полным количественно и совершенным качественно. Ребенок должен знать обобщающие понятия (фрукты, овощи, транспорт, посуда, одежда, мебель и др.), уметь подбирать антонимы (добрый - злой) и синонимы (путь - дорога) к словам, подбирать родственные слова (снег - Снегурочка - подснежник), образовывать относительные прилагательные (металлический, пластмассовый, меховой), притяжательные прилагательные (заячий, львиный, куриный), сложные прилагательные (тонконогий, сероглазый), приставочные глаголы (выехал - уехал - приехал).

 Грамматический строй речи должен включать правильное согласование слов в роде (красное ведро, красная ягода, красный помидор), числе (берёзовые дрова, берёзовая ветка, берёзовый сок), падеже (играть с собакой, гладить собаку, укус собаки).

Ребенок должен правильно пользоваться предлогами (простыми: в, на, под, у, и сложными: из-под, из-за), союзными словами (потому что, который) при составлении предложений.

Полноценное усвоение грамматической структуры речи служит развитию связной речи. К школе ребенок должен уметь выражать свои мысли, уметь описывать предмет, составлять рассказ по картине, рассказ на заданную тему, пересказывать текст.

Современный уровень школьных требований предполагает, что ребенок уже умеет читать, владеет навыками счета.

Справившись с такой программой подготовки вы создаете прочную основу для формирования школьной деятельности при наличии у ребенка учебной мотивации. Ребенок должен идти в школу не из-за внешних признаков (купят красивый ранец), а с желанием узнавать новое, получать знания, т.е. быть психологически зрелым.
В качестве рекомендаций для родителей, чьи дети посещали логопедическую группу, мы можем предложить несколько игр для развития речевой памяти, словаря, правильности грамматического строя, а также развития наблюдательности, внимания и умения логически мыслить.

Игра «Цепочка слов» (расширение запаса существительных в активном словаре). В этой игре надо составить цепочку слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпал с первым звуком последующего (вариант для взрослых игра «Города»).

Игра «Что это?» (закрепление у детей обобщающих понятий). Играть можно с мячом. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен сказать, к какой логической категории он относится. Например, кукла – игрушка, стакан – посуда, и т.д.

Игра «Поймай – скажи» (расширение глагольной лексики). Взрослый бросает мяч ребёнку,  называя при этом животное (профессию, вид транспорта, имя человека). Ребёнок бросает мяч взрослому и называет какое-либо действие этого животного (как голос подает, как передвигается), так же по профессиям и т.д. Например, корова – мычит, лошадь – ржет, собака – лает; художник – рисует, писатель – пишет, повар – готовит; самолёт – летит, корабль – плывёт, телега – едет; Ваня – рисует, Таня – читает, и т.д.

Игра «Холодно – жарко» (обогащение словаря наречиями-антонимами). Ребёнок отвечает словом с противоположным значением на сказанное ему наречие: быстро – медленно, тихо – громко, влажно – сухо, горько – сладко, широко – узко и т.д.

Игра «Исправь ошибку» (понимание смысла предложения). Взрослый просит ребёнка внимательно послушать и исправить ошибку:

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу.

Маша несёт сумку в капусте.

В игру «Снежный ком» лучше играть всей семьёй. Первый играющий называет любое существительное, второй его повторяет и называет новое слово, третий повторяет эти слова и произносит своё слово. Эта игра развивает объём памяти. Можно усложнить игру, если договориться придумывать слова на определенную тему (по обобщающим понятиям, по наличию в слове определенного звука, по месту нахождения предмета: квартира, лес, поле, магазин и т.д.) Интересны игры всей семьёй на придумывание коротких слов из букв одного длинного слова, например, из слова гастроном – астроном, трон, монстр, роса, нота, сор, мот и др., отгадывание детских кроссвордов, собирание «рассыпавшихся слов»

Игра «Угадай, что изменилось?» поможет в правильном использовании предлогов и развитии внимания малыша. Пусть ребёнок посмотрит, где стоят его игрушки, потом поменяйте место расположения некоторых из них. Ребёнок должен заметить, какие игрушки оказались не на своем месте и ответить: собака была на полке, а теперь под стулом, карандаши лежали в коробке на столе, а теперь лежат рядом с коробкой на диване и т.д.

Для ориентировки в пространстве подойдут  игры-головоломки.

Повысить качество внимания и памяти помогут игры «Вспомни и назови», когда ребенку надо назвать порядок, в котором  стояли его игрушки, назвать перевернутую картинку из виденного ряда, поставить картинки в том порядке, который ему назовёт взрослый.

Ряд физкультминуток между занятиями  повысит настроение и заставит быть внимательным даже взрослого – это игры  «Посмотри и сделай» и «Услышь и сделай», где надо повторить за ведущим те упражнения, которые ты видишь, не обращая внимания на устную инструкцию, и наоборот, делать то, что слышишь, не обращая внимания на наглядные действия. Например, ведущий говорит: - Руки вверх, а сам разводит руки в стороны. – Руки за голову, а сам ставит их на пояс. В зависимости от инструкции (смотреть или слушать) и надо выполнять его задания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе

Мезенцева О.А., Пронина М.И.,ГОУ детский сад комбинированного вида № 583 Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе.Качество подготовки ребёнка к школе и дальнейшие школьные ...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаю рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни. Рекомендации для родителей:...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ1. Подготовка к школе должна быть разносторонней. Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развития физических и...

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, предлагаю рекомендации родителям, которые помогут дошкольнику спокойно перейти на новый этап своей жизни....

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе....

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Готовность ребенка к школе - это обеспечение определенных представлений и формирование качественных мыслительных способностей....