Консультация для родителей «Недостатки речи у детей и пути их устранения»
консультация по логопедии (средняя группа)

Первакова Альбина Альбертовна

Консультация для родителей «Недостатки речи у детей и пути их устранения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mart.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Детский сад №30»

Консультация для родителей

«Недостатки речи у детей

 и пути их устранения»

images (2)

Выполнила воспитатель: А.А.Первакова

Михайловск

2023г.

Консультация для родителей на тему:«Недостатки речи у детей и пути их устранения»

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

 

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

 

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

 

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

 

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

 

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

 

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

 

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

 

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

 

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

 

-строить сложные предложения разных видов;

 

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

 

-находить слова с определенным звуком;

 

-определять место звука в слове;

 

-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

 

-членить слова на слоги (части) ;

 

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

 

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

 

-драматизировать небольшие произведения;

 

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

 

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

 

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

 

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

 

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

 

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

 

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

 

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

 

Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

 

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

 

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

 

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

 

- не ругать ребенка за неправильную речь;

 

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

 

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

 

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

 

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

 

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

 

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

 

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

 

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

 

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

 

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

 

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Закаливание-первый шаг на пути к здоровью"

В консультации отражены игры для закаливания и показатели контроля эфективности закаливания....

Консультация для родителей "Закаливание-первый шаг на пути к здоровью"

В консультации отражены игры для закаливания и показатели контроля эфективности закаливания....

Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы).

Консультация для родителей."Причины детских капризов и пути их решения"(Великие манипуляторы)....

Консультация для родителей или родительское собрание "На пути к школе".

Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспеч...

Консультация для родителей «Закаливание — первый шаг на пути к здоровью»

Чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими и ловкими. А для этого необходимо, чтобы ребенок имел представление о том, что такое здоровье и как его надо беречь; зачем нужны режим, правильное питан...

Консультация для родителей "Закаливание - первый шаг на пути к здоровью"

Воспитатели детского сада должны позаботиться о том, чтобы родители воспитанников были осведомлены о том, каким способом предотвратить простуду или заражение ребенка вирусом. Для этого стоит провести ...