Семинар-практикум для педагогов "Игровые приемы в коррекции звукопроизношения"
методическая разработка по логопедии

Запорожская Любовь Владимировна

Семинар-практикум для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_igrovye_priemy_v_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Цель семинара-практикума: 

  • Поделиться с воспитателям игровыми методами в организации коррекционной работы по речевому развитию.

Задачи:

  • Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Структура проведения семинара-практикума

 1. Организационный момент

           2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления.

          3.  Заключительная часть. Итог.

Организационная часть

Учитель - логопед 

Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на повестке дня идея одна: 
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!
 

Основная часть

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы. Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенность перехода от легкого к трудному, сознательного усвоения материала, учета возрастных особенностей.

Мы  часто задаем себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занятия в занятие сухо проговаривать лексический материал, а вызвать у ребенка положительные эмоции, увлечь его, заинтересовать. Поэтому приходится постоянно находится в поиске увлекательных заданий на автоматизацию звука в речи, на развитие фонематических процессов.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

 Чтобы работа над автоматизацией, дифференциацией звуков проходила более продуктивно, необходимо превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Конечно, основная цель занятия - правильное произнесение звука - должна сохраняться на протяжении всей игры.

        

       И так, большую помощь в преодолении этих трудностей оказывает использование  игровых приемов и форм работы. 

Целью проведения занятий с использованием игровых  приемов является достижение наибольшей эффективности в коррекции звукопроизношения.

Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:

- снизить утомляемость;

- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;

- побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;

- повысить работоспособность детей;

- активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;

- вызвать позитивное отношение к процессу обучения;

- быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения.

Хочу поделиться с вами некоторыми  примерами игр которые я использую при формировании речевого дыхания, постановке   и автоматизации звука, развитии фонематического слуха и восприятия. Перед ребенком ставится определенная задача, решение которой зависит от правильности выполнения задания. Данные игры легко изготовить, они многофункциональны, и в них можно вносить изменения.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игровые приемы которыми я пользуюсь в своей работе.

 Каждое индивидуальное занятие с ребенком начинается с артикуляционных упражнений. При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз с помощью  стихотворения, сказки «о веселом язычке» или  с опорой на наглядность. Для этого я использую такие игры как:

«Лого-куб» на кубике изображены картинки с упражнениями. Ребенок бросает кубик и выполняет выпавшее упражнение.

«Волшебный мешочек» я складываю нужные для отработки упражнения в картинках и предлагаю ребенку  доставать карточку и выполнять изображенное на ней упражнение;

«Карточки- картинки» тоже можно разными вариантами                       (поочередно, как изображено на карточке выполнять упражнение,

«Наряди елочку» можно обыграть с использованием кубиков  ребенок бросает кубики и какое число выпало, то упражнение и выполняет)

«Артикуляционные сказки» выполняются упражнения которые перечисляются в сказке.

Предлагаю вам вместе поиграть. И так я буду рассказывать вам сказку о веселом язычке, а вы выполнять артикуляционные упражнения.

«Сказка  о Пузыре и Соломинке»
Жили-были Пузырь (надуваем щёки) и Соломинка (втягиваем щёки).
Утром Пузырь всегда улыбался (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).
А Соломинка на него дулась (губы тянутся вперёд трубочкой), потому что тот не хотел умываться.
Они шли вместе чистить зубы. Сначала они чистили верхние зубки (широкий язык за верхними зубами).
Они очень старались и чистили их вправо, влево, внутри, снаружи (соответствующие движения широким языком).
Потом они чистили нижние зубки (повторение движений языком за нижними зубами).
В конце они полоскали рот (поочерёдное надувание щёк – губы плотно сомкнуты).
Наступало время завтрака. Соломинка ставила самовар, который пыхтел вот так (надувание обеих щёк одновременно, с последующим выпусканием воздуха через губы).
И жарила блины, вот такие (широкий язык лежит на нижней губе).
Пузырь с удовольствием ел блины (пошлёпываем губами распластанный язычок, получается звук «пя-пя-пя»).
Слизывая варенье с губы вот так (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Завтрак был таким вкусным, что Пузырь облизывался (кончик языка облизывает губы по кругу).
После завтрака Соломинка садилась шить, а Пузырь ей помогал. Он брал иголку (узкий язык вытянут вперёд) и пытался попасть в ушко ниточкой (узкий язык двигается вперёд-назад), но у него ничего не получалось (узкий язык двигается влево вправо).
Наконец-то, Пузырь вдевал нитку в иголку, и Соломинка пришивала пуговицы, с начала одну, потом вторую (кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку).

Друзья шли на улицу качаться на качелях (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы).
И кататься на лошадке (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки).

Хочу обратить ваше внимание на то, что я могу поменять или дополнить сюжет сказки так, чтобы ребенок выполнял нужное упражнение.

         Для правильного звукопроизношения и развития силы голоса необходимо развивать речевое дыхание. Для того чтобы выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, формировать целенаправленную воздушную струю использую такие игры как:  «Вертушки», «Сдуй бабочку с цветка», «Забей гол», «Мыльные пузыри». 

При выполнении игровых упражнений  слежу за техникой выполнения

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щёки (для начала их можно придерживать руками);

- нельзя много раз повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

    После постановки необходимого звука предстоит трудная работа по введению поставленного звука в речь. Звук автоматизируется в слогах, словах, фразах, текстах. А также ребенок учится дифференцировать его со схожим по звучанию, находить место звука в слове. Для поставленных задач я использую игры на автоматизацию звука и развитие фонематического слуха.

    «Звуки-буквы» Цель: учить определять наличие звука в слове.

Оборудование: карточки-фишки.

Ход: У твердого звука [с] есть братец-близнец – мягкий  звук [с’]. Я буду показывать и называть картинки, а вы если услышите [с] – поднимите синюю фишку, если  [с’] – зеленую. В игре ребенок закрепляяет автоматизированный звук  и дифференцирует твердый и мягкий звук.

    Упражнение «Чудо-дерево»

Цель: учить выделять (узнавать) звук на фоне слова.

Оборудование: изображение дерева, предметные картинки.

Ход: Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.                                                                               Для автоматизации звука ребенок выбирает картинки с нужным звуком и четко его произнося помещает на дерево.  

  «Добавь нужный звук» перед ребенком лист с картинками и пропущенными буквами, ребенок должен добавить необходимый звук ( или положить на пустое место нужную букву). В этой игре ребенок не просто автоматизирует звук, но и учит букву, запоминает ее.

«Где звук?» Цель: учить определять место звука в слове. Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова, все слова произносятся четко выделяя заданный звук

   «Кнопочки» (с использованием камешек Марболс). Мною подготовлены  альбомы  на разные звуки с игровыми заданиями.

«Веселый звонок» использую (в индивидуальной и подгрупповой работе). Ребенку дается задание назови  (выбери из предложенных  картинок) слово со звуком (который автоматизируем) в начале, середине или конце слова. За правильной ответ дается фишка, если ошибается, то фишка возвращается. В подгрупповой работе  между детьми соревновательный интерес, в индивидуальной - ребенок стремится побить свой предыдущий результат.

Игра «Жадина»

Закрываем фишкой, камушком, рукой (на Ваше усмотрение) картинку и согласовываем существительное с местоимением: моё яйцо, мой продавец, мой цыпленок и т .д. 

Можно карточки разделить на группы МОЁ, МОЯ, МОЙ, МОИ. 

Чтобы создать игровой момент, карточки расселяем по домикам, облачкам, вагончикам. 

    «Улитки» Использую при автоматизации и дифференциации звуков

   «Волшебные лупы» Цель: автоматизация звуков [ р ], [ л ], [ л, ], [ ж ]. Чтобы повысить интерес к автоматизации звуков применяю игровой  прием  игра со звонком (в индивидуальной и подгрупповой работе). Ребенку дается задание назови  (выбери из предложенных  картинок) слово со звуком (который автоматизируем) в начале, середине или конце слова. За правильной ответ дается фишка, если ошибается, то фишка возвращается. В подгрупповой работе  между детьми соревновательный интерес, в индивидуальной ребенок стремится побить свой предыдущий результат.

 

  «Сыщик» игра на развитие умения ориентироваться на листе бумаги. Применяя данную игру я развиваю умение ориентироваться, а подбирая картинный материал также автоматизирую необходимый звук. 

   

Игра «Посчитай»

Просим ребенка посчитать предмет, который изображен на картинке от одного до пяти. 

Одна щука, две щуки, три щуки, четыре щуки, пять щук.

Таким образом закрепляем произношение поставленного звука в словосочетаниях,  учимся согласовывать имя существительное с местоимением.

«Логопедический цветок» (можно использовать детскую игрушку Поп-ит» при использовании этой игры можно автоматизировать звук в слогах, а также учиться делить слово на слоги.

 «Игры с прищепками»   очень полюбились детям. Дети с большим удовольствием выполняют  задания при этом развивают моторику рук.  

Еще очень интересная игра на  закрепление автоматизированных звуков  с использованием кинезиологических упражнений. Ребенок бросает кубик, выполняет упражнение и произносит те слова которые находятся под выпавшим номером на кубике.

В подгрупповой и индивидуальной работе с детьми использую разгадывание ребусов. Их можно использовать на логопедических занятиях по обучению грамоте, развитию речи, коррекции звукопроизношения. Ребусы хорошо вписываются и в педагогический процесс. Я подбираю или составляю ребусы зашифровывая понятия непосредственно связанные с изучаемым материалом, названия транспорта, животных, овощей или автоматизацией необходимого звука.

Игры «Собери картинку, прочитай слова.   Картинки разрезаны на три части и подписаны по слогам. Ребенок собирая картинку, собирает и слово. Прочитав все слова добавляю задание - оставь только те слова в которых есть буква Р. ( или тот звук который автоматизируем)

Я поделилась с вами некоторыми игровыми приемами которые использую в своей работе. Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру которую очень любят дети, называется она «Соображарий» (Проводится игра)

Итог. Игровых приемом большое количество. Работая с детьми мы ищем интересные формы работы, что позволяет достигать  результатов в коррекционной работе в интересной не утомительной форме для детей. Играя в эти игры, дети автоматизируют звук, развивают речь, учатся правильно употреблять формы падежей, предлоги, развивают зрительную память, внимание, мелкую и общую моторику, осваивают ориентировку на листе при этом повышается эмоциональная заинтересованность, работоспособность ребенка, снижается утомляемость, что способствует  быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения. 

Надеюсь что вы воспользуетесь данным материалом при взаимодействии в работе с логопедом.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...

семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика-первый шаг к коррекции звукопроизношения"

Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участ...

Семинар-практикум для воспитателей: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения».

Оказание помощи воспитателям в организации и проведении логопедических игр для закрепления правильного звукопроизношения....

Семинар-практикум для воспитателей "Речевые игры для коррекции звукопроизношения"

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного зву...

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»

У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.А.С.Макаренко Игра...

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»...

Семинар-практикум «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения»

Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры...