Дидактический материал для автоматизации звука [Л]
картотека по логопедии
Речевой материал для автоматизации поставленного звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuk_l.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Произносить слова со звуком [Л] в начале слова:
Лана, лак, лама, лапа, лапти, лавка, ласты, ландыш, ласточка, лампа, ладони, лампочка, лайка, лоб, лось, лом, лотос, лодка, ложка, локоть, лошадь, ловкий, лук, луч, лупа, луна, лукошко, лунка, луковица, лужайка, лыжи, лыжник, лыко.
Произносить слова со звуком [Л] в середине слова:
Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, ела, писала, читала, кидала, носила, водила, возила, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, столы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, плыть, слышать, котлы, хлыст.
Произносить слова со звуком [Л] в середине слова:
Юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, чулок, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, волы, столы, малыши, полынь, улыбка, булыжник.
Произносить слова со звуком [Л] в стечении согласных:
Благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, клык.
Произносить слова со звуком [Л] в конце слова:
Бал, вал, дал, жал, зал, мал, вол, гол, кол, пол, гул, дул, ныл, был, выл, мыл, мял, вел, шел, ел, мел, пел, сел, бил, мил, стол, стул, забыл, завыл, снял, взял, стоял, гонял, завял, занял, менял, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, понял, поднял, подул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, укол, чехол, щегол, футбол, осел, козел, котел, новосел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, поил, водил, косил, купил, носил, учил, сажал, гостил, тащил, дятел, узел.
Произносить слова со звуком [Л] в середине слова со стечением согласных:
Челка, пчелка, мылся, пылкий, бутылка, булка, гулко, обулся, щелкать, метелка, пилка, поилка, косилка, носилки, белка, мелко, боялся, смеялся, жилка, долг, волк, полк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, галка, палка, скакалка, фиалка, галстук, алмаз, алфавит, халва, шалфей, балкон, чулки, вулкан, сеялка.
Произносить слова с двумя звуками [Л]:
Лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.
Произносить чистоговорки:
Ла-ла – у меня юла (у папы есть пила, у папы важные дела);
Ло-ло – мы заехали в село (в лодке есть весло, всадник сел в седло);
Лу-лу – заведу юлу (я ищу пилу, коврик на полу);
Лы-лы – у меня нет пилы (мы сели за столы, забили мы голы).
Произносить чистоговорки:
Ал-ал – наш малыш упал (папа наш устал, в углу темный подвал);
Ол-ол – мы пойдем на футбол
(мы забили гол, сели все за стол, в доме чистый пол);
Ул-ул – сломался новый стул (наш малыш уснул, ветерок подул);
Ыл-ыл – мой суп уже остыл (кто у нас простыл?, Саня уши мыл);
Ил-ил – к нам зашел Михаил (Михаил молоко пил).
Произносить чистоговорки:
Шла-шла – мама в комнату вошла;
Шло-шло – вот и солнышко взошло;
Сла-сла – гусей на улице пасла;
Сло-сло – это новое весло;
Кла-кла – мама булочки пекла;
Кло-кло – будет чистым стекло;
Гла-гла – Мила маме помогла;
Глу-глу – нитку вдену я в иглу;
Тло-тло – стало вдруг светло;
Ала-ала – Мила маме помогала;
Ила-ила – в тазу воду носила;
Ола-ола – на мельнице муку молола (наша школа).
ФУТБОЛ
Ол-ол-ол - очень любим мы футбол.
Лы-лы-лы - забиваем мы голы.
Лу-лу-лу - возле окон, на полу.
Ол-ол-ол - вот какой забили гол!
Ла-ла-ла - не заметил я стекла.
Ло-ло-ло - очень тонкое стекло!
Лу-лу-лу - мы не били по стеклу!
Ла-ла-ла - только нет в окне стекла.
ВСЕ БЕЛО
Ло-ло-ло - все на улице бело.
Ла-ла-ла - клумба под окном бела.
Ол-ол-ол - белым стал зеленый стол.
Ала-ала-ала - белой и скамейка стала.
Лы-лы-лы - все тропиночки белы.
Ло-ло-ло - в окнах белое стекло.
Ла-ла-ла - вся земля зимой бела.
ШКОЛА
Ола-ола-ола - за вокзалом наша школа.
Ала-ала-ала - шла из этой школы Алла.
Ила-ила-ила - Алла двойку получила.
Ала-ала-ала - Алла книжки не читала.
Ула-ула-ула - только Алла в класс шагнула.
Ала-ала-ала - нашей Алле стыдно стало!
Автоматизация звука – Л – в речевых упражнениях:
- Проговори слова: Лак, ландыш, лось, лук, луч, лыжник, слон, клубок, халат, стол, стул, пенал, пол, зал, бокал, мел, факел.
- Проговори их со словом НЕТ.
- Проговори их со словом НОВЫЙ.
- Включи следующие слова (лак, ландыш, лук, луч, клубок, халат, стол, стул, пенал, пол, зал, бокал, мел, факел), во фразу: «Я увидел новый лак».
Автоматизация звука – Л – в словосочетаниях:
1. Мила читала (заменять слово читала на следующие слова: писала, ела, ходила, скакала, прыгала, шла, бегала, спала, устала, упала, хотела, сидела, забыла, стояла, ехала и т.д.);
2. Мила читала … .
Ребёнок вместо многоточия добавляет слово по смыслу: Мила читала книгу (газету, письмо, журнал и т.д.)
(заменять слово читала на следующие слова: писала, ела, ходила, скакала, прыгала, шла, бегала, спала, устала, упала, хотела, сидела, забыла, стояла, ехала и т.д.).
Произносить словосочетания:
Белый халат, холодный подвал, голубой флаг,
Голубое платье, голодный волк, холодное молоко,
Светлая луна, толстая палка, глубокое болото,
Плохая лодка, тяжелый молоток, умелый плотник,
Теплый платок, спелая клубника, веселый клоун,
Сломанная пила, смелый солдат, белый клык.
Автоматизация звука – Л – в словосочетаниях:
Белый ландыш, белый голубь, лавина скатилась,
Володя молод, гладкая лавочка, ловкая лайка,
холодный лоб, ласковые ладошки, половник сломан,
Лайка лает, милая улыбка, белая ладья,
смелый малыш, голубая лагуна, годовалый малыш,
ловкий лазутчик, теплый халат, упал пенал,
сел за стол плот плывёт, лампа Алладина.
Автоматизация звука – Л – в словосочетаниях:
плывёт по волнам, плывут облака таял от тепла,
ловил лосося, лапка белки, умел плавать,
плавает плохо, в углу стул, искала булавку,
волк в ловушке взяла лопатку, славный пловец,
лохматый лось, повязал галстук, лодочка плыла,
белый лотос, у лося лосёнок, увидел белку,
малыш плакал, положил пенал, у Золушки полотенце.
Автоматизация звука – Л – в словосочетаниях:
выгладил полотенце, толкнул локтём, платки и полотенца,
нашёл и положил Володя в футболке, наловил плотвы,
ловкий шалун, надел пилотку, плохо плавала,
в глубоком колодце, тяжёлое одеяло, влажная ладонь,
хлопать в ладоши, яблочное повидло, сила голоса,
золотой клад, зал с колоннами, колкая иголочка,
ложка из олова, подмёл полы, сложная головоломка.
Автоматизация звука – Л – в словосочетаниях:
начало дела, милый малыш, обложка блокнота,
спелое сладкое яблоко, взошла луна, ложка в плошке,
велосипед сломан, тёплое одеяло, луч солнца,
платье с воланами, Лунтик с Луны, лыжная палка,
поймал галку, ласточка села, поехал на вокзал,
стучал молотом, молотком забивал, малыш спал,
на голове платок, закопал клад, поймал блоху,
белый пластилин, флот уплыл, белое платье,
голубое платье, светлые волосы, клоун смеялся.
Автоматизация звука – Л – во фразах:
- Ёлка, ёлочка колкая иголочка. Мила надела халат. Мила ела салат.
- Лампа упала на пол. На лавке лампа Алладина.
- Слава надел лапти. Володя стал пилотом.
- Михаил сел за стол. Лось попал в ловушку.
- Мила отодвинула стул от стола. Волк долго выл на луну.
- Пилот надел пилотку. У Ланы на голове платок.
- Малыш играл в лото. У Володи было лото.
- Мила ела шоколадку. Мила пила холодное молоко.
Автоматизация звука – Л – во фразах:
- Алла мылась мылом. С яблони упало спелое яблоко.
- Михаил поставил ландыши в бокал. Около болота плавала лодка.
- Володя стал пилотом. Глаша полола лук.
- Дятел долбил ствол ёлки. Володя наполнил бокал сладким соком.
- Михаил сел за стол. Мила плохо плавала.
- Клава надела белое платье и накинула голубой платок.
Автоматизация звука – Л – во фразах:
- Малыши лакомились сладостями. Плот плывёт по волнам.
- Молодец копал колодец. Володя сделал лошадь из пластилина.
- Малышка, не надо плакать. Алла положила пластилин на ладонь.
- У Милы блокнот в голубой обложке. Лайка лаяла на белку.
- На пол упал клубок ниток. Лошадка поскакала на луг.
- Клава искала булавку. Луша взяла лопатку.
Автоматизация звука – Л – во фразах:
- Володя пригладил волосы. Лаяла лохматая лайка.
- Михаил на ёлке увидел белку. Володя забыл, куда положил пенал.
- Слава выгладил платки и полотенце. Дядя Лука копал клумбу лопатой.
- Володя и Слава плывут на лодке. Клава мыла ладони мылом.
- Собака унесла в чулан куклу. Володя поехал на велосипеде.
- Павел ловил голубя. У Мальвины голубые волосы.
- Володя плыл на лодочке. Пчела упала в яблочное повидло.
Автоматизация звука – Л – во фразах:
- Дядя Михаил коня напоил. Павел поймал галку.
- Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку на полку.
- Папа поставил елку, а мама повесила на нее золотые шишки.
- Стул упал на пол, и я испугался. Около дома лаял пес.
- Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
- Котенок лакал молоко. Петя сломал велосипед.
- Вот веселый колобок покатился, как клубок.
Произносить слова со звуком [Л] в предложениях:
- Мама надела халат. Мила пила молоко. Клава ела салат.
- Володя едет на велосипеде. Луша взяла лопатку.
- Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу.
- Мила вымыла ладони и причесала волосы. Мила видела слона.
- Около палаток лопухи и полынь. Клава мыла ладони мылом.
- Собака унесла куклу в чулан. Мила обула калоши и пошла гулять.
Произносить слова со звуком [Л] в предложениях:
- Луша полола лук и свеклу. Слава идет в кладовую за веслами.
- Володя и Слава плывут на лодке. Володя – смелый пловец и не боится глубины.
- В глубоком колодце холодная вода. В лавке продают спелые и сладкие яблоки.
- Клава надела на голову белый платок. Дядя Лука копает клумбу лопатой.
- Мама мыла белые тарелки. Малыши садились за столы.
Произносить слова со звуком [Л] в предложениях:
- У Вовы пенал. Петя мыл пол. Павел работал на косилке.
- Дядя Михаил коня напоил. Павел поймал галку.
- Брат уехал на футбол. Вова поставил бутылку с маслом на полку.
- Папа купил елку. Стул упал на пол, и я испугался.
- На елке Павел увидел белку. Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
- Солдат доложил, что выполнил задание.
- Володя сломал, а потом починил велосипед.
Произносить слова со звуком [Л] в предложениях:
- Отец поехал на вокзал. Павел сел на стул. Во дворе лаял пес.
- По реке плыл плот. Котенок лакал молоко. Павел пригладил волосы.
- Павел получил письмо от Михаила. Володя сам выгладил полотенца и платки.
- Я нашел и положил булавку. Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
- Володя забыл, куда положил пенал. Кот ловил мышку, но не поймал.
- Вот веселый колобок покатился как клубок.
Произносить слова со звуком [Л] в текстах:
За ягодами.
Михаил взял кузовок и пошел за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под елку. Где-то дятел долбил кору дерева. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил, встал, взял кузовок и пошел домой. По дороге увидел на елке белку. Белка увидела его, испугалась и ускакала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактический материал по автоматизация звука ш
Артикуляционные комплексы, картинки, загадки, чистоговорки, дидактические игры...
дидактический материал по автоматизации звуков
дидактический материал по автоматизации звуков Ч ,Ж...
Дидактический материал по автоматизации звука Р.
Практический материал для педагогов и родителей....
Дидактический материал по автоматизации звука Ш.
Практический материал для педагогов и родителей....
Дидактический материал по автоматизации звука Л.
Практический материал для педагогов и родителей....
Дидактический материал для автоматизации звуков [с], [з].
Дидактический материал предназначен для атоматизации звуков [с] и [з] в словосочетаниях и предложениях у дошкольников с фонетическим, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Для упра...
Речевой и дидактический материал для автоматизации звуков [C], [C\'], [З], [З\'], [Л\'], [Ч].
Речевой материал в виде предложений, характеризующих сюжетный рисунок из жизни семьи. Рисунки простые, понятные детям с 3-4-х лет. Целью данного пособия является автоматизация свистящих звуков, мягког...