Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Иванченко Анастасия Николаевна

Тема: "Звук и буква Ж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_zh.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по речевой деятельности с детьми подготовительной группы.

Тема. «Звук и букве Ж (знакомство)»

Задачи: 1.Научить правильно произносить звук [Ж]. Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове. 2.Развивать речь, фонематический слух, дикцию, мышление, память. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач. 3.Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.  Развивать слухо-речевую память ребенка. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. 4.Воспитывать внимание, усидчивость

Оборудование: предметные картинки с изображением жуков четырех видов, индивидуальные зеркала; рабочие тетради, синие карандаши, карточка с буквой Ж

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности.

-Ребята, к нам летит гость. Но чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.

У него серьёзный вид,

Он усат и деловит:

Вместе с солнышком встаёт,

Из цветка росинки пьёт,

Дом и деток защищает,

А когда куда летает –

Издаёт жужжащий звук

Луговой крылатый ...(Жук)

Жук приглашает нас в страну звуков и букв

Простановка цели детьми

Вы готовы отправиться в страну звуков и букв?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

Посмотрите и скажите, как называется этот жук.

Логопед демонстрирует детям деревянную игрушку божью коровку.

- Правильно, божья коровка. Скажите, как она жужжит? Какой звук она при этом произносит?

Дети жужжат.

- Молодцы! Сегодня мы познакомимся со звуком [ж].

Анализ артикуляции. Характеристика звука [ж]

- Ребята, произнесите звук [ж], наблюдая за его артикуляцией в зеркале. Расскажите о произнесении звука [ж].

При произнесении звука [ж] губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верх ним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

Логопед вместе с детьми охарактеризовывает звук.

Звук [ж] согласный, всегда твердый, звонкий. Бывает только в начале и середине слова.

Логопед вывешивает карточку с обозначением звука.

Дыхательная гимнастика «Жук жужжит»

Упражнение выполняется стоя. Руки опущены по бокам. Дети вдыхают носом. Руки поднимают плавно вверх, произнося звук [ж]. затем опять вдыхают воздух носом и опускают плавно руки вдоль туловища, произнося звук [ж]. выполнять 4-5 раз.

Выделение звука [ж] среди других звуков. Игра «Хлопай, не зевай»

- Ребята, жук-олень предлагает поиграть вам в игру «Хлопай, не зевай». Я буду называть звуки, а вы, когда услышите звук [ж], хлопните в ладоши.

Р, м, ж, т, хь, ш, ль, ж, с, ж, з.

Выделение звука [ж] в слогах. Игра «Договори словечко»

- Ребята, жук-скарабей  тоже хочет с вами поиграть в игру «Договори словечко». Будем играть со словом еж.

Логопед произносит предложения, дети договаривают последнее слово в нем.

Жа-жа-жа – мы в лесу нашли … ежа.

Жу-жу-жу – дали молока … ежу.

Жа-жа-жа – больше нету здесь … ежа.

Же-же-же – вспоминаю о … еже.

Физминутка.

Летом, в жаркий день на луг,

Поднять руки вверх, двигать кистями рук вправо-влево.

Прилетел огромный жук.

Двигать руками вверх-вниз.

Сел на травке посидел,

Присесть.

Зажужжал и улетел.

Зажужжать. Бежать на месте и размахивать руками.

Дети летят, жужжат и перемещаются за столы.

Знакомство с буквами Ж, ж

- Мы помним, что звуки мы слышим и произносим, а читаем и пишем буквы. Так вот у звука [ж] есть буква. Посмотрите, божья коровка принесла ее для вас.

Логопед прикрепляет к доске картинку с изображением буквы Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук [ж].

- Букв две: большая и маленькая. Скажите, из скольких элементов они состоят? Какие это элементы, назовите. Чем похожи и чем отличаются буквы?

Работа в рабочих тетрадях.

Подведение итога

С каким звуком и с какой буквой мы познакомились?

Где пригодятся знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...