Автоматизация звуков с помощью балансировочного диска, или балансировочной подушки
методическая разработка по логопедии

Шумахер Юлия Владимировна

В данной работе рассматриваются различные варианты использования балансировочого диска/подушки на индивидуальных занятиях с логопедом по постановке и автоматизации звуков. Предлагаются варианты игр на разных этапах работы с целью улучшения ее качества, и повышения мотивации к занятиям у детей, нуждающихся в коррекционной помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков с помощью балансировочного диска, или балансировочной подушки.

Использование элементов нейропсихологических методик при автоматизации звуков в работе логопеда служит следующим целям:

  • Улучшение качества работы;
  • Разнообразие занятий и повышение мотивации детей, нуждающихся в коррекционной помощи.

Наибольшую известность получила методика мозжечковой стимуляции Фрэнка Бильгоу (Бильгау), которая подразумевает использование балансировочной доски Баламетрикс (комплекс специального оборудования).

Использование подобных методов способствует снятию нервно-психического напряжения, и коррекции психоэмоциональной сферы.

Часто родители списывают неуклюжесть, моторную неловкость детей на их «особенность», и вовсе не на неврологическую проблему. Но эти так называемые особенности являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Современная нейропсихология утверждает, что мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитии ребенка. Отвечает за скорость переработки информации (при его стимуляции ребенок начинает «быстрее соображать»), улучшает межполушарное взаимодействие.

Специальные занятия по программе мозжечковой стимуляции рекомендованы детям, у которых есть:

  • нарушения координации
  •  внимания
  •  гиперактивность (СДВГ)
  • РАС
  • ЗПР, ЗПРР, ЗРР
  • ДЦП

Цель подобных упражнений научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, чтения, концентрацию внимания, математических навыков, стимулировать развитие памяти.

Не только мозг управляет движениями, но и через движения можно развивать мозг.

Какие же упражнения можно использовать в логопедической работе, в частности при отработке автоматизируемого звука и введении его в речь.

Начало работы (на этапе постановки звука)

  • В начале работы, на этапе постановки – как разминка, динамическая пауза;
  • Можно подойти к доске по ОРТОковрикам, встать на доску, сойти, вернуться по массажной дорожке до необходимого места;
  • На балансировочной доске можно сидеть (выполнять различные движения руками – напр.имитация плавания);
  • Стоя на доске выполнять упражнения на межполушарное взаимодействие:
  • правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой за правое плечо – поменять положение;
  • правой рукой взяться за нос, левой рукой за правое ухо - поменять.

На этапе закрепления изолированного произнесения звука, а также слогах/словах, возможно следующее использование балансиров:

  • Стоя на доске\подушке катать массажный мяч по ладошкам и произносить заданный звук (р-р или любой другой);
  • Использование колечек су-джок/цветок с бусинами при проговаривании слогов, слов (втра, стра, штра, завтра, штраф, здравница);

  • Выполнение инструкции: клади мячик в левую руку – произнеси слог ФРА, в правую - ФРЫ (руку вверх – ЗРО, вниз - ЗРУ).

Работа с весовыми мешочками:

  • Ощупать что в мешочке. Подкидывать мешочек на уровне носа + повторять слоги\слова (враг, врач, вращение, овраг);
  • Перекладывание мешочка из руки в руку над головой – РАР, под коленями – РЫР.

Упражнения с мячом

  •  Подкинуть мяч – назвать звук, слог, слово (рр, пра, рпа, раскрывать, разгружать, разворачивать);
  • Подкинуть мяч – хлопнуть в ладоши и назвать звук, слог, слово (размер, раствор, разговор);
  • Столько раз ударить мячом о стену\пол – сколько слогов в слове (слово с автоматизируемым звуком) страх, страус, страница;
  • Попасть мячом только в те картинки, в названии которых есть звук Р (на полу или доске) и назвать их;
  • Попасть в цифру на полу, соответствующую количеству слогов в слове аэродром, квартира, трап, фарфор;
  • Попасть мячом в разные корзинки, при работе на дифференциацию звуков (мячи из сухого бассейна) лучи – ручьи, игра - игла, сварка - свалка;
  • Попасть мячом в квадрат, соответствующий позиции звука в слове (начало-середина-конец) муравей, ракетка, ковер, пирог, мухомор, радуга;
  • Проговаривать речевой материал + перекрестное кидание мяча (вернуть так же):

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише Танечка не плач

Не утонет в речке мяч.

С инвентарем:

  • Отбить мячик ракеткой + повторять речевой материал;
  • Сбить кегли (получая мяч за каждый правильно произнесенные звук/слог/слово);
  • Кинуть кольцо на кольцеброс – кольцо получает, если правильно повторяет слово, с автоматизируемым звуком.

       

С детьми более старшего возраста возможна отработка речевого материала с помощью нейроскакалки. Я использую как правило на заключительном этапе автоматизации (в стихотворном тексте). Либо возможно ее использование в качестве динамической паузы. Во время занятия используется минимальное кол-во времени. Большой плюс – темп прыжков задает темп и стихотворному тексту что важно  при нарушении темпо-ритмичесой стороны речи (предложить проговорить любое короткое стихотворение во время прыжков со скакалкой, напр.Барто).

Горит на солнышке флажок

Как-будто я огонь зажег

Несмотря на то, что предложенные упражнения кажутся довольно простыми, следует помнить, что ребенку приходится постоянно балансировать на доске\балансировочной подушке и не падать.

За счет многозадачных упражнений на координацию, в сочетании с речевыми заданиями, мы вовлекаем в работу различные анализаторные системы, что позволяет достичь желаемого результата, и улучшает качество коррекционного процесса.

Инвентарь:

  • Балансиры: подушка, диск
  • Мешочки с различными наполнителями (2 шт)
  • Массажные мячи
  • Су-джок колечки
  • Мяч
  • Картинки-мишени, для определения наличия зв.Р в слове
  • Цифры на полу, для определения количества слогов в слове
  • Мячи из сух.бассейна и корзины
  • Квадраты, для определения позиции звука в слове (можно ОРТОковрики)
  • Скакалка
  •  Кольцеброс, боулинг, ракетки с мячом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с помощью игр

        В основе коррекционной работы логопедов дошкольных учреждений всегда лежит игра. Обучающие игры содержат элементы новизны, эмоционально приобщают детей к процессу пр...

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

В помощь логопеду. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка....

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанн...

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка?  Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмо...

" Автоматизация звуков с помощью игровых приемов"

ÒРечь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию пра­вильного произношения зву­ков. Четкое, верное произно­шение необходимо для уверен­ного общения р...

"Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

аМастер-класс для родителей по теме Описание материала: Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопедические группы. В консультации ...

в помощь логопеду "Автоматизация звуков с помощью игровых приемов"

Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанн...