учите детей общаться
консультация по логопедии (средняя группа)

Насырова Гульназ Римовна

консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учите детей общаться.

     В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.

  Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи и формирование навыков общения -  одна из главных задач детского сада.

         Недостаточный уровень развития связной речи у детей является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.

 Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является овладение ребёнком устной речью, который может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. И так как я являюсь активным участником образовательного процесса в дошкольном учреждении, то моя деятельность нацелена на достижение детьми этих ориентиров Стандарта. Чтобы реализовать данные ориентиры, я совершенствую свою логопедическую работу применением новых форм взаимодействия с воспитанниками и родителями ДОУ.

Педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений. По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека.  А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает и др. Такие движения называются выразительными. Они достоверно свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и неосознанно.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Бывает, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, общаются с ним мало, внешне безразлично и т. д. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно – агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т. п. Пока ребенок воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. В нем используются интересные для дошкольников игровые упражнения, которые проводят в детском саду. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями, после консультации психолога.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящих в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Главная особенность развития общения, социализации детей раннего возраста – оно осуществляется только с помощью взрослых!

Последовательность развития навыков общения ребёнка:

- развитие эмоций, создание благоприятного эмоционального фона;

- овладение ребёнком речью, развитие средств общения;

- стимулирование интереса к окружающим людям.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка раннего возраста

-Создание атмосферы принятия (контакт глаз, улыбка и т. д.)

-Игры, способствующие развитию эмоций

Психогимнастика

-Упражнения на подражание, инсценировки, этюды

-Музыкальные игры, потешки, песенки

-Насыщение детской жизни эмоциями, подвижные игры, развлечения,    праздники, театр и т. п.

-Обыгрывание новых игрушек

-Чтение и обсуждение сказок, иллюстраций

-Элементы релаксации

-Обучение приёмам снятия напряжения- игры с песком, водой, глиной, рисование, лепка, выбивание подушек, массаж.

Развитие средств общения детей раннего возраста

-Вопросы

-Словесные поручения

Активизация речи в быту

-Побуждение к речи – создание проблемно-речевых ситуаций

Ролевые игры

-Коммуникативные игры

-Чтение стихотворений, рассказывание сказок

-Подвижные игры с кричалками, песни-хороводы

-Знакомство со считалками, мирилками

-Игры-драмматизации

-Наблюдения, опыты на прогулках

Развитие потребности в общении, интереса к окружающим, формирование позитивного отношения к детям и взрослым

-Рассматривание фотографий детей, беседы типа «Мои друзья»

-Моделирование ситуаций

-Обучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов

-Обучение способам снятия напряжения

-Сопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказок

-Просьба оказания помощи

-Пересказ любимого мультика сверстникам и взрослым

-Телесно-ориентированные упражнения

-Коллективные развивающие игры

-Хороводы, подвижные игры, праздники, развлечения, театр

-Совместная творческая деятельность

При дефиците внимания, общения взрослых организм ребёнка раннего возраста реагирует различными отклонениями в поведении

Упрямство – при излишнем давлении взрослых, отсутствии любви и уважения, нервном переутомлении, выражении несогласия

Сосание пальца, соски до 3-4 лет – при беспокойстве, чувстве одиночества, уходе в себя, дефиците ласки, воспитания

Нарушение сна – у эмоционально чувствительных детей со склонностью к страхам, тревоге

Онанизм – при активном темпераменте и повышенной потребности в разрядке психического напряжения, при частых физических наказаниях, ограничении активности, насильном кормлении, излишней строгости, чрезмерных ласках

Заикание, тики – перенапряжение, страхи, постоянное тревожное состояние, наследственная нервно-мышечная возбудимость, врождённая речевая, моторная и коммуникативная недостаточность

Плач – средство выражения избыточных чувств, жалоба, протест, обида, требование, каприз, страх, способ привлечения внимания

С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в сфере общения.

 Таким образом, педагог:

1.Владеет знаниями о способностях ребенка.

2.Сам обладает развитыми коммуникативными навыками, демонстрирует открытость к общению, его речь является образцом норм и правил человеческого общежития.

3.В общении с детьми и коллегами проявляет внимание, тактичность, помощь оказывает ненавязчиво, уважая интересы ребенка, его неповторимость. Воспитатель не воздействует на ребенка, а взаимодействует с ним, т.е. выступает в роли партнера.

4.Умеет планировать предстоящее общение: подбирать информацию, традиционные и нетрадиционные методы и формы его организации.

 5.Обладает потребностью самосовершенствоваться в сфере общения, развивает в себе умение чувствовать настроение окружающих, эмпатию.

Советы для педагогов – чтобы ребенок рос общительным…

Должен быть психологический комфорт в коллективе – отсутствие агрессии и сверхопеки, безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях.

Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и «ЗЛО» определять моральную ценность поступка.

 Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу, то позднее, но обязательно ответить на них.

Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном.

Игра «Комплименты»

Детям с проблемами в общении зачастую недостает добрых, ласковых, подбадривающих слов, обращенных к ним. От умения взрослых находить нужные слова зависит эмоциональное самочувствие ребенка. 
Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные качества его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каждый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры участники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.

В конце консультации педагогам выдаются буклеты: «Учим детей общению», памятки: «Несколько советов родителям по эффективному общению с ребёнком».



Предварительный просмотр:

Учите детей общаться.

     В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.

  Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи и формирование навыков общения -  одна из главных задач детского сада.

         Недостаточный уровень развития связной речи у детей является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.

 Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является овладение ребёнком устной речью, который может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. И так как я являюсь активным участником образовательного процесса в дошкольном учреждении, то моя деятельность нацелена на достижение детьми этих ориентиров Стандарта. Чтобы реализовать данные ориентиры, я совершенствую свою логопедическую работу применением новых форм взаимодействия с воспитанниками и родителями ДОУ.

Педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений. По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека.  А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает и др. Такие движения называются выразительными. Они достоверно свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и неосознанно.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Бывает, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, общаются с ним мало, внешне безразлично и т. д. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно – агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т. п. Пока ребенок воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. В нем используются интересные для дошкольников игровые упражнения, которые проводят в детском саду. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями, после консультации психолога.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящих в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Главная особенность развития общения, социализации детей раннего возраста – оно осуществляется только с помощью взрослых!

Последовательность развития навыков общения ребёнка:

- развитие эмоций, создание благоприятного эмоционального фона;

- овладение ребёнком речью, развитие средств общения;

- стимулирование интереса к окружающим людям.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка раннего возраста

-Создание атмосферы принятия (контакт глаз, улыбка и т. д.)

-Игры, способствующие развитию эмоций

Психогимнастика

-Упражнения на подражание, инсценировки, этюды

-Музыкальные игры, потешки, песенки

-Насыщение детской жизни эмоциями, подвижные игры, развлечения,    праздники, театр и т. п.

-Обыгрывание новых игрушек

-Чтение и обсуждение сказок, иллюстраций

-Элементы релаксации

-Обучение приёмам снятия напряжения- игры с песком, водой, глиной, рисование, лепка, выбивание подушек, массаж.

Развитие средств общения детей раннего возраста

-Вопросы

-Словесные поручения

Активизация речи в быту

-Побуждение к речи – создание проблемно-речевых ситуаций

Ролевые игры

-Коммуникативные игры

-Чтение стихотворений, рассказывание сказок

-Подвижные игры с кричалками, песни-хороводы

-Знакомство со считалками, мирилками

-Игры-драмматизации

-Наблюдения, опыты на прогулках

Развитие потребности в общении, интереса к окружающим, формирование позитивного отношения к детям и взрослым

-Рассматривание фотографий детей, беседы типа «Мои друзья»

-Моделирование ситуаций

-Обучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов

-Обучение способам снятия напряжения

-Сопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказок

-Просьба оказания помощи

-Пересказ любимого мультика сверстникам и взрослым

-Телесно-ориентированные упражнения

-Коллективные развивающие игры

-Хороводы, подвижные игры, праздники, развлечения, театр

-Совместная творческая деятельность

При дефиците внимания, общения взрослых организм ребёнка раннего возраста реагирует различными отклонениями в поведении

Упрямство – при излишнем давлении взрослых, отсутствии любви и уважения, нервном переутомлении, выражении несогласия

Сосание пальца, соски до 3-4 лет – при беспокойстве, чувстве одиночества, уходе в себя, дефиците ласки, воспитания

Нарушение сна – у эмоционально чувствительных детей со склонностью к страхам, тревоге

Онанизм – при активном темпераменте и повышенной потребности в разрядке психического напряжения, при частых физических наказаниях, ограничении активности, насильном кормлении, излишней строгости, чрезмерных ласках

Заикание, тики – перенапряжение, страхи, постоянное тревожное состояние, наследственная нервно-мышечная возбудимость, врождённая речевая, моторная и коммуникативная недостаточность

Плач – средство выражения избыточных чувств, жалоба, протест, обида, требование, каприз, страх, способ привлечения внимания

С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в сфере общения.

 Таким образом, педагог:

1.Владеет знаниями о способностях ребенка.

2.Сам обладает развитыми коммуникативными навыками, демонстрирует открытость к общению, его речь является образцом норм и правил человеческого общежития.

3.В общении с детьми и коллегами проявляет внимание, тактичность, помощь оказывает ненавязчиво, уважая интересы ребенка, его неповторимость. Воспитатель не воздействует на ребенка, а взаимодействует с ним, т.е. выступает в роли партнера.

4.Умеет планировать предстоящее общение: подбирать информацию, традиционные и нетрадиционные методы и формы его организации.

 5.Обладает потребностью самосовершенствоваться в сфере общения, развивает в себе умение чувствовать настроение окружающих, эмпатию.

Советы для педагогов – чтобы ребенок рос общительным…

Должен быть психологический комфорт в коллективе – отсутствие агрессии и сверхопеки, безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях.

Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и «ЗЛО» определять моральную ценность поступка.

 Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу, то позднее, но обязательно ответить на них.

Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном.

Игра «Комплименты»

Детям с проблемами в общении зачастую недостает добрых, ласковых, подбадривающих слов, обращенных к ним. От умения взрослых находить нужные слова зависит эмоциональное самочувствие ребенка. 
Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные качества его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каждый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры участники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.

В конце консультации педагогам выдаются буклеты: «Учим детей общению», памятки: «Несколько советов родителям по эффективному общению с ребёнком».



Предварительный просмотр:

Учите детей общаться.

     В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.

  Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи и формирование навыков общения -  одна из главных задач детского сада.

         Недостаточный уровень развития связной речи у детей является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.

 Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является овладение ребёнком устной речью, который может выражать свои желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения. И так как я являюсь активным участником образовательного процесса в дошкольном учреждении, то моя деятельность нацелена на достижение детьми этих ориентиров Стандарта. Чтобы реализовать данные ориентиры, я совершенствую свою логопедическую работу применением новых форм взаимодействия с воспитанниками и родителями ДОУ.

Педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений. По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека.  А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает и др. Такие движения называются выразительными. Они достоверно свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и неосознанно.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Бывает, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, общаются с ним мало, внешне безразлично и т. д. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно – агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т. п. Пока ребенок воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. В нем используются интересные для дошкольников игровые упражнения, которые проводят в детском саду. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями, после консультации психолога.

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящих в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Главная особенность развития общения, социализации детей раннего возраста – оно осуществляется только с помощью взрослых!

Последовательность развития навыков общения ребёнка:

- развитие эмоций, создание благоприятного эмоционального фона;

- овладение ребёнком речью, развитие средств общения;

- стимулирование интереса к окружающим людям.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка раннего возраста

-Создание атмосферы принятия (контакт глаз, улыбка и т. д.)

-Игры, способствующие развитию эмоций

Психогимнастика

-Упражнения на подражание, инсценировки, этюды

-Музыкальные игры, потешки, песенки

-Насыщение детской жизни эмоциями, подвижные игры, развлечения,    праздники, театр и т. п.

-Обыгрывание новых игрушек

-Чтение и обсуждение сказок, иллюстраций

-Элементы релаксации

-Обучение приёмам снятия напряжения- игры с песком, водой, глиной, рисование, лепка, выбивание подушек, массаж.

Развитие средств общения детей раннего возраста

-Вопросы

-Словесные поручения

Активизация речи в быту

-Побуждение к речи – создание проблемно-речевых ситуаций

Ролевые игры

-Коммуникативные игры

-Чтение стихотворений, рассказывание сказок

-Подвижные игры с кричалками, песни-хороводы

-Знакомство со считалками, мирилками

-Игры-драмматизации

-Наблюдения, опыты на прогулках

Развитие потребности в общении, интереса к окружающим, формирование позитивного отношения к детям и взрослым

-Рассматривание фотографий детей, беседы типа «Мои друзья»

-Моделирование ситуаций

-Обучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов

-Обучение способам снятия напряжения

-Сопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказок

-Просьба оказания помощи

-Пересказ любимого мультика сверстникам и взрослым

-Телесно-ориентированные упражнения

-Коллективные развивающие игры

-Хороводы, подвижные игры, праздники, развлечения, театр

-Совместная творческая деятельность

При дефиците внимания, общения взрослых организм ребёнка раннего возраста реагирует различными отклонениями в поведении

Упрямство – при излишнем давлении взрослых, отсутствии любви и уважения, нервном переутомлении, выражении несогласия

Сосание пальца, соски до 3-4 лет – при беспокойстве, чувстве одиночества, уходе в себя, дефиците ласки, воспитания

Нарушение сна – у эмоционально чувствительных детей со склонностью к страхам, тревоге

Онанизм – при активном темпераменте и повышенной потребности в разрядке психического напряжения, при частых физических наказаниях, ограничении активности, насильном кормлении, излишней строгости, чрезмерных ласках

Заикание, тики – перенапряжение, страхи, постоянное тревожное состояние, наследственная нервно-мышечная возбудимость, врождённая речевая, моторная и коммуникативная недостаточность

Плач – средство выражения избыточных чувств, жалоба, протест, обида, требование, каприз, страх, способ привлечения внимания

С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в сфере общения.

 Таким образом, педагог:

1.Владеет знаниями о способностях ребенка.

2.Сам обладает развитыми коммуникативными навыками, демонстрирует открытость к общению, его речь является образцом норм и правил человеческого общежития.

3.В общении с детьми и коллегами проявляет внимание, тактичность, помощь оказывает ненавязчиво, уважая интересы ребенка, его неповторимость. Воспитатель не воздействует на ребенка, а взаимодействует с ним, т.е. выступает в роли партнера.

4.Умеет планировать предстоящее общение: подбирать информацию, традиционные и нетрадиционные методы и формы его организации.

 5.Обладает потребностью самосовершенствоваться в сфере общения, развивает в себе умение чувствовать настроение окружающих, эмпатию.

Советы для педагогов – чтобы ребенок рос общительным…

Должен быть психологический комфорт в коллективе – отсутствие агрессии и сверхопеки, безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях.

Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и «ЗЛО» определять моральную ценность поступка.

 Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу, то позднее, но обязательно ответить на них.

Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном.

Игра «Комплименты»

Детям с проблемами в общении зачастую недостает добрых, ласковых, подбадривающих слов, обращенных к ним. От умения взрослых находить нужные слова зависит эмоциональное самочувствие ребенка. 
Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные качества его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каждый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры участники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.

В конце консультации педагогам выдаются буклеты: «Учим детей общению», памятки: «Несколько советов родителям по эффективному общению с ребёнком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учите детей общаться

Учите детей общаться...

Консультация для родителей "Учим детей общаться"

Критерии оценки уровня общения детей. Игры , советы, рекомендации для общения с детьми разных типов поведения....

Учите детей общаться

В статье представлены советы для родителей, следование которым будет предполагать развитие личности ребёнка....

Учите детей общаться

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что ...

"Учите детей общаться"

Консультация для родителей и воспитателей ДОУ....

Консультация для родителей: "Учите детей общаться"

-развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;-развивать умение учитывать в процессе общения  настроение, эмоциональное...

’’ УЧИТЕ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ ’’

В последнее время педагогам и родителям всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. В то время, как общительн...