Мастер-класс для педагогов в рамках регионального семинара «Традиции и инновации в современной логопедии» на тему: «Обучение грамоте дошкольников с ОВЗ»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Попова Наталья Андреевна

МАстер-класс предназначен для логопедов, воспитателей логопедически групп, воспитывающих детей старшеготдошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_seminar_mk.docx493.11 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ Красногорск Московской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 50

Мастер-класс для педагогов в рамках регионального семинара «Традиции и инновации в современной логопедии» на тему:

«Обучение грамоте дошкольников с ОВЗ»

Подготовила и провела:

Учитель-логопед

 Попова Н.А.

14 апреля 2022г.

г.о. Красногорск

Цель: повышение компетентности педагогов по вопросу подготовки детей к обучению грамоте;

Задачи:

- определить задачи учителя-логопеда в области подготовки детей к обучению грамоте;

- актуализировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;

- познакомить с играми по подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: игры VAYTOY, набор букв, корзины.

План мастер класса:

  1. Приветствие
  2.  Основная часть
  1. Теоретическая часть
  2. Практическая часть
  1. Подведение итогов

Ход мастер-класса:

  1. Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами о подготовке к обучению грамоте.

  1. Основная часть.

2.1 Теоретическая часть

Для того чтобы нам перейти к практической части, вспомним основные понятия. Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки письма, овладение звуко-буквенным анализом и синтезом. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота»? Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке. Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Исходя из этого определения, считаем правильным,  использовать в детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».                 Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.                                         При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «слово», «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «буква».

В последнее время при работе с детьми, можно отметить, что такие сложные понятия трудно усваиваются детьми. У многих отмечаются трудности в запоминании графического образа буквы. А также хочется отметить низкую мотивацию детей на занятиях по обучению грамоте.

Поэтому сегодня, мы хотели ы продемонстрировать различные игры и упражнения по обучению грамоте, с применением игр VAYTOY.

2.2 Практическая часть.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам разделиться на две команды, и встать перед игровыми полями (на полу расположены игровые поля, с разложенными заранее фигурами и буквами на них).

Игра «Судоку». Перед вами расположены поля игры СУДОКУ VAYTOY. На них уже разложены геометрические фигуры, которые идут в комплекте. Мы дополнили эту игру буквами. Поля идентичны, поэтому обе команды выполняют задание одновременно.

Ход игры:

Логопед: - Какая буква на красном квадрате?

Ребенок: - На красном квадрате буква А и т.д. (игра продолжается до тех пор, пока все буквы и фигуры не заберут с поля).

В этой игре мы закрепляем графический образ буквы, предлог НА, развиваем пространственную ориентировку и связную речь. У игры может разный уровень сложности, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Игры проводим по принципу от простого к сложному. Сначала, просто выкладываем буквы на фигуры, затем выкладываем буквы на чистое поле, закрепляя пространственные отношения (положи свою букву слева от буквы О и т.д.).

«Где спрятался звук?». Уважаемые коллеги, позади вас есть корзины, в которые предлагаю сложить фигуры, буквы оставляем у себя и переходим к следующему заданию (в это время поля судоку складываются, и «превращаются» в поле для звукового анализа).

Обратите внимание, наше поле судоку мы трансформировали в поле для звукового анализа. Здесь мы с ребятами будем определять места звука в слове, используя символ звука (синие, зеленые, красные квадраты) или же букву, обозначающую это звук. Обязательно, с левой стороны, ставим любой предмет, который будет обозначать, что это начало, обращая внимание детей на это, поскольку мы пишем и читаем слева направо.

Вам сегодня мы хотим предложить выполнить задание посложнее, придумать слово, состоящее из 3 букв, и выложить его на нашем поле (педагоги выполняют задание).

         «Парочки». Безусловно, не у всех есть такие готовые игры, но их совсем не трудно сделать самостоятельно. Предлагаю поиграть еще в одну игру. Под музыку перемещаемся по залу, музыка остановилась, мы находим свою пару (такую же букву).                                                                 «Разноцветный пол». Как вы наверняка успели заметить, можно сделать из пола игровое поле. Мы с помощью цветного скотча нарисовали геометрические фигуры, с которыми сейчас и поиграем.

Ход игры:

Логопед: - Буква А должна оказаться в красном квадрате (педагоги перемещаются по залу и встают в нужную фигуру). Какая у тебя буква?

Ребенок: - Это буква А.

Логопед: - Где ты стоишь?

Ребенок: я стою в красном квадрате.

  1. Подведение итогов.

В заключении хотелось бы сказать, что такие игры помогают детям лучше усвоить материал, с интересом изучать звуки, буквы, учиться читать. Дети замотивированы, они с большим удовольствием принимают участие в таких играх, которые мы проводим и на подгрупповых, и на фронтальных занятиях.

Всем спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников: традиции и инновации

Дошкольные учереждения обязаны заниматься педагогическим просвещением родителей. Для этого существует традиционные и иновационные методы работы. Успех данной работы зависит от желания педагога и его п...

В рамках регионального семинара-практикума «Использование ИКТ в разных направлениях деятельности ДОО» (подготовительная группа)

В рамках регионального семинара-практикума«Использование ИКТ в разных направлениях деятельности ДОО»    (подготовительная группа)...

Проведение мастер-класса «Всё сложное в простом» на региональном форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов

Использование нестандартного дидактического материала в работе логопеда, которое дает  огромный простор  для манипулирования маленьким ручкам, способствует развитию речи  ребенка, ...

Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя – логопеда Пальминой Л.В.

Мастер – класс «Готовимся в школу» в рамках родительского собрания для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет учителя...