Конспект развлечения "Скоро в школу мы пойдем"
план-конспект по логопедии
Развлечение «Скоро в школу мы пойдём» реализуется в разделе профессиональной коррекции нарушений развития речи детей в образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 12.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_razvlechenie.docx | 311.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 12»
города Сорочинска Оренбургской области
СЦЕНАРИЙ ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ
ТЕМА: «СКОРО В ШКОЛУ МЫ ПОЙДЁМ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Разработчик: | Елисеева Наталья Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ № 12
|
Сорочинск
2022
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 7 |
3) | дальнейшая разработка темы; | 11 |
III. | Список литературы | 12 |
IV | Приложения | 13 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Владение даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное, выигрышное впечатление на окружающих всегда производит человек, который умеет быть приятным собеседником. Такой человек оказывается более успешным как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни.
Вот почему формирование и развитие правильной выразительной речи ребенка становится все более актуальной проблемой, стоящей перед семьей и перед образовательным учреждением.
Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
В результате многочисленных упражнений дети оказываются подготовленными к овладению чтением.
Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность не только преодолевать речевые недостатки ребенка, но и подготовить его к школе.
Обучение в общеобразовательной школе после такой поэтапной подготовки делается более успешным. Более того, наблюдения показывают, что дети, закончившие коррекционное обучение в полном объеме, нередко оказываются лучше подготовленными к усвоению грамоте, чем их сверстники.
Занятие «Скоро в школу мы пойдём» реализуется в разделе профессиональной коррекции нарушений развития речи детей в образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 12.
- КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1) ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | ||
1. | Тема образовательной деятельности | Скоро в школу мы пойдём | |||
2. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | |||
2. | Виды деятельности детей | Игровая: присутствие сказочного героя и его задания, игра «Измени слово по образцу», игра «Шифровальщики», игра «Семейка слов», игра «Выложи схему слова» (с помощью камешков Марблс), игра «Скажи-Какой?» Двигательная: передвижение по зонам, физминутка «В школу» Познавательно-исследовательская: рассматривание чудо-дерева, на котором растут слова-родственники Коммуникативная: свободное общение по теме занятия, обсуждение объектов Чтение художественной литературы: отгадывание загадок, восприятие стихотворных форм Продуктивная: собрать все школьные принадлежности в портфель | |||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: разъяснение значения слова Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение к употреблению различных слов, упражнения для закрепления навыков звукового анализа, послогового чтения, упражнение в употреблении слов в правильной грамматической конструкции, просьба (дополнять ответы товарищей) Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядные образы (предметные картинки, камешки Марблс, карточки для звукового анализа, карточки для чтения); проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха. | |||
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Дидактические игры с лингвистическим содержанием, направленные на активизацию словарного запаса по теме «Школа» Культурные практики составление звукового анализа слов, чтение по слогам, изменение глаголов по лицам, подбор прилагательных к существительному | |||
3. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе занятия Познавательное развитие: получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи человека, называние родственных слов Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала, стихов, загадок Физическое развитие: выполнение двигательных упражнений | |||
4. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | |||
5. | Цель | Обогащение и активизация словарного запаса детей старшего дошкольного возраста по теме «Школа» | |||
6. | Задачи | Планируемые результаты | |||
6.1 | Формировать навыки звукового анализа слов, послоговое чтение. Закреплять навыки сформированности грамматических категорий языка. Активизировать глагольную лексику, словарь признаков. | Адекватно и разнообразно использует слова, обозначающие предметы окружающего мира. Достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, выполнять звуковой анализ слов, изменять глаголы по лицам, читать по слогам, называть школьные принадлежности, подбирать прилагательные к существительному. | |||
6.2 | Развивать фонематическое восприятие, мышление, память, внимание, общую и мелкую моторику. | Осознанно контролирует звучание собственной и чужой речи. | |||
6.3 | Воспитывать взаимовыручку, доброту, отзывчивость, умение слушать товарищей и не перебивать их. | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве) | |||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||||
Затруднения Послоговое чтение по карточкам | Способы преодоления Индивидуальная помощь взрослого | ||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материалы и оборудование: презентация, чудо-дерево, предметные картинки (ручка, ластик, портфель, линейка, пенал, клей, счётные палочки, камешки Марблс, карточки для звукового анализа, карточки для чтения, загадки | |||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Беседа о школе, о школьных принадлежностях, об отношении к ним, о правилах поведения в школе. Рассматривание иллюстраций на тему «Школа». Чтение стихов, рассказов, сказок про школу (И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А», Оксана Стази «Страна Нечиталия», сборник стихов «О школе с улыбкой») |
2) ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | |
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему | - Здравствуйте, ребята! Я приготовила вам подарки! - Но, что здесь произошло? Всё разбросано. Где это должно быть? Кто мог пошутить над нами? (На экране картинка гнома Буквоежки) | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | На экране записка. Что он хочет? О каких предметах он говорит? | Читают записку. Ре-бя-та! Я го-тов-люсь ид-ти в шко-лу. И то-же хо-чу мно-го по-дар-ков. Я вер-ну ва-ши пред-ме-ты, ког-да вы-пол-ни-те мо-и за-да- ни-я. Бук-во-еж-ка. | |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Ребята, надо выполнить все задания Буквоежки, тогда он отдаст нам все предметы. | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Разминка. Но нам нужен портфель. Без него нельзя отправляться в дорогу, некуда будет складывать подарки. Где же он? Смотрите, здесь нарисован портфель, значит у нас первое задание от Буквоежки. Вот разминка – поспешай, На вопросы предложением отвечай. Ответишь на вопрос, Портфель заберёшь. | Приложение 1. Вопросы для разминки. Дети получают картинку-портфель | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | - Дидактическая игра «Измени слово по образцу» на умение изменять глаголы по лицам. - А вот пенал и новое задание Ты в пути не зевай, Слова изменяй, пенал получай. Встаньте в круг, продолжите по образцу: - Я иду, ты идешь, он идет, мы идем, вы идете, они идут. Я еду, ты едешь, он едет, мы едем, вы едете, они едут. Я лечу, ты летишь, он летит, мы летим, вы летите, они летят. Я читаю, …. Я пишу, … Я считаю, … - Зачем ученику пенал? - Звуковой анализ слова «ШКОЛА» Перед нами дом. Скажите, как называется дом, где учатся дети - это ... Звуки в ряд ты собери И линейку получи. Сколько в нем звуков? Назовите их по порядку. Сколько гласных звуков в слове? Назовите их. Который по счёту звук О (А)? Какое правило надо помнить? (Сколько в слове гласных, столько и слогов) Сколько согласных звуков в слове? Назовите их. Который по счёту звук Ш (К, Л)? - Объясните, для чего нужна линейка? - Дидактическая игра «Шифровальщики» Ты внимательно смотри, Буквы все ты назови. -Отгадайте, какие буквы зашифровал Буквоежка? Среди них он спрятал слово. Когда вы назовёте буквы, мы соберём слово. - Буквоежка зашифровала и другие слова. Ребята, давайте разгадаем и прочитаем их. - Физминутка «В школу» Смотри - не отставай, Все движенья повторяй. - «Семейка» слов. Ребята, мы подошли к дереву, оно без листьев. Это волшебное дерево, на нем растут волшебные листья. Какие это листья? (Слова) Как можно назвать эти слова? (Слова-родственники) А теперь же, не спеши “Семейку” слов ты собери. Семейку соберёшь – клей найдёшь! - Дидактическая игра «Скажи - Какой?» Ребята, Буквоежка собрался в школу, но он не знает, каким должен быть ученик. Подберите слова-признаки к слову ученик: какой ученик? - Отгадывание загадок (на тему «Школа»). Буквоежка подготовил самое трудное задание. Это загадки. Мы справимся? | Дети получают картинки-пеналы и проходят за столы. У детей карточки для звукового анализа. Из разноцветных камешков они выкладывают схему слова. Дети получают картинки-линейки. Приложение 2 Дети получают картинки-ручки. Учёба – ученик, ученица, учитель, учительница, учебник, учительская (комната), ученический (дневник), учёный. Дети получают клей. - Вежливый, опрятный, аккуратный, воспитанный, здоровый, весёлый, пунктуальный, т.д. Дети получают счетные палочки. Приложение 3 Дети получают ластик. | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Дети самостоятельно составляли схему слова ШКОЛА, читали слова на листочках дерева, изменяли слова по образцу. | ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | - Ребята, удалось ли нам добиться цели? Что мы для этого сделали? - Что нам помогло выполнить все задания? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить? Что изменилось от того, что мы узнали? - Вы всё собрали. Это и были мои подарки для вас. - Какие школьные принадлежности мы положили в портфель? Для чего они нужны? - Буквоежка теперь она знает, каким должен быть ученик, для чего нужны школьные принадлежности. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Художественно-творческая деятельность | Выставка рисунков «Я – будущий первокласник» | В детском саду |
1.2 | Чтение художественной литературы | В. Полторацкий «Слово о словах» В. Шефнер «Слова» | В детском саду В семье |
1.3 | Игровая деятельность | Дидактические игры «Назови ласково», «Чего нет», «Что лишнее» | В детском саду и в семье |
1.4 | Двигательная деятельность | Выполнение логоритмических упражнений на согласование слова с движением | В детском саду |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривание картинок «Школьные принадлежности» | В детском саду |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Создание альбома «Школьные принадлежности» из рисунков детей. | В детском саду |
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козина И. В. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2015. - 176с.
2. Кнушевицкая Н. А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. - СПб. : ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2014. - 176с.
3. Павлова О. В. Познание предметного мира: комплексные занятия. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет). - Волгоград: Учитель, 2012. - 142с.
4. Петрова Т. И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 2. - М. : Школьная Пресса, 2013. -96с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы для разминки
1.Дети ходят в школу, чтобы играть с игрушками.
2.Учитель – это человек, который учится.
3.Ученик – это ребёнок, который учится грамоте.
4.Отличник - это тот, кто получает “двойки”.
5.Пенал нужен для того, чтобы хранить карандаши и ручки.
6.Ранец нужен для того, чтобы носить в школу бутерброды.
7.Кого в школе больше учителей или учеников?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дидактическая игра «Шифровальщики»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Загадки на тему «Школа»
Большой, просторный, светлый дом. |
Школа |
Ученикам велит садиться. |
Звонок |
У меня внутри в порядке |
Школьный портфель |
На её листочках |
Тетрадь |
Острым клювиком, как птичка, |
Ручка |
Я сама прямая. |
Линейка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физкультуре Тема: «В школу я пойду - грамотным, здоровым быть хочу»
Разработка физкультурного занятия для детей подготовительной группы (в рамках проекта "Преемственность ДОУ и школы)...
Конспект НОД «Скоро в школу мы пойдем!»
Непосредственно-образовательная деятельность :" Познание": с детьми подготовительной к школе группе....
Конспект логопедического занятия "Скоро в школу мы пойдем" в подготовительной группе
Открытое итоговое логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада (логопункт)...
Конспект образовательной деятельности на тему: "Скоро в школу мы пойдем"
Цель: формировать представление детей о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников....
Конспект ООД по ФЭМП "Скоро в школу мы пойдем"
Конспект ООД содержит материал по применению настольно-печатных игр в работе с дошкольниками во время ООД...
Конспект мероприятия с родителями и детьми 6-7 лет " Скоро в школу мы пойдем"
Поступление в школу очень важный момент в жизни ребенка ...Адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений ,во многом зависит от психологической готовности к обучению.Поэтому перед на...