Проект "Использование изо-лепки в работе учителя логопеда ДОУ"
проект по логопедии (подготовительная группа)
В данном материале раскрывается тема использования изо-лепки, вмещающую в себя изобразительную деятельность, аппликацию и лепку, на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 95» города Чебоксары Чувашской Республики
Логопедический проект
«Использование изо-лепки для автоматизации звуков в работе учителя-логопеда ДОУ»
Разработала:
Учитель-логопед
Ашарчук Е.Ф.
2022-2023 у/г
Проект по автоматизации звуков
«Использование изо-лепки для автоматизации звуков
в работе учителя-логопеда ДОУ»
Автор: Ашарчук Елена Федоровна,
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 95» г. Чебоксары.
Цель: использование приёмов изо-лепки для закрепления и автоматизации поставленных на занятии звуков у детей, имеющих речевые нарушения,
Задачи:
1. Повышение у детей интереса к логопедическим занятиям.
2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения.
3. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
4. Взаимодействие со всеми участниками коррекционного процесса.
Адресация проекта: проект предназначен для использования учителям – логопедам, специалистам, работающим с детьми с нарушениями речи и родителям.
Участники проекта: дети, посещающие коррекционно-логопедические занятия, родители воспитанников.
Особенности типа проекта:
По характеру создаваемого продукта - творческий;
По продолжительности – краткосрочный (февраль 2023 г.);
По степени реализации - индивидуальный.
Цель проектной деятельности: показать многовариативность использования приёмов изо-лепки для закрепления поставленного звука
Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции, введение в речь поставленных звуков.
Пояснительная записка
За последние годы резко возросла речевая патология дошкольников. У 70% детей, посещающих детский сад, имеются признаки задержки речевого развития разной степени выраженности: осложнённые формы ОНР. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими. Он может понятно выражать свои мысли и желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. И наоборот, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, а некоторые раздражительными.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.
Учителю - логопеду образовательного учреждения приходится искать эффективные вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является использование изо-лепки
Изо-лепка - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать, лепить и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Изо-лепка - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Структура логопедических занятий с использованием изо-лепки по состоит из трех частей:
- - Вводная часть.
- - Основная часть (практическая).
- - Заключительная часть.
Периодичность занятий:
- 1 занятие в месяц
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- Определение целей и задач проектной деятельности.
- Составление плана деятельности.
Основной этап
- Проведение индивидуальных занятий по обучению проведения артикуляционных упражнений и основных речевых укладов органов артикуляции с использованием наглядно-дидактических пособий.
- Проведение логопедических игр по обучению овладением правильных укладов органами речи
- Консультация для родителей по закреплению и автоматизации поставленных на занятии учителем-логопедом звуков.
- Оформление логопедических стендов с целью информирования родителей по темам: "Звук родился!", "Родители-главные помощники в работе учителя-логопеда».
Заключительный этап
-Организация выставки работ, выполненных детьми на логопедических занятиях и дома с родителями.
- Демонстрация красивой и правильной речи (чтение стихов, подготовленных дома пересказов и рассказов).
Использование изо-лепки в системе коррекционно-логопедических занятий вполне возможно и даже необходимо для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Такой вид деятельности помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки сотрудничества с родителями воспитанников, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество. Такие качества способствуют успешному обучению детей, раскрывают их личностные особенности.
№ | Тема | Разделы занятия | Оборудование | ||||
1. | Автоматизация звука Ль в слогах – ЛЯ, ЛЕ, ЛЁ, ЛЮ, ЛИ. | Массаж ладощек; Дыхательная гимнастика «Снежинка»; Артикулляционная гимнастика ; | Бумага, губка, стаканчик с водой, синяя гуашь, Су-джок, 2 маленьких мячика. | ||||
Автоматизация звука ЛЬ – изолированно; | Ребёнок проводит влажной губкой по листу бумаги слева направо проговаривая звук Ль. | ||||||
Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок «Семья»; | |||||||
Автоматизация звука Ль в слогах; | Ребёнок проводит непрерывной линией кисточкой с синей краской слева направо проговаривая несколько раз определённый слог( ЛЯ, ЛЕ, ЛЁ, ЛЮ, ЛИ). | ||||||
Пальчиковая гимнастика с мячиком «Пальчики и ручки». | |||||||
2. | Автоматизация звука Ль в слогах – ЛЯ, ЛЕ, ЛЁ, ЛЮ, ЛИ; в начале и середине слов. – липа, лист, лежит, линия, зелёный, поливать, лейка. Во фразах: счёт предметов (1 зелёный лист и т.д.), Комментарий действий ( это зелёный лист, зелёный липовый лист и т.д.) | Массаж ладощек; Дыхательная гимнастика «Снежинка»; Артикулляционная гимнастика ; | Затонированый синей гуашью на предыдущем занятии лист бумаги, вырезанные из коричневой цветной бумаги ствол дерева и листья ( кор коричневая и зелёная цветная бумага, Су-джок, 2 маленьких мячика | ||||
Автоматизация звука Ль в словах и предложениях. | Ребёнок приклеивает ствол липы и листья на тонированный лист бумаги. -я приклеиваю ствол липы; - одна липовая ветка, две липовые ветки и т.д. | ||||||
Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок «Семья»; | |||||||
Ребёнок приклеивает листья проговария определённую фразу: - зелёный липовый лист; -один зелёный липовый лист, два зелёных липовых листа и т.д. Выполнение ластилинографии - «Солнышко». Проговариваниефразы - я леплю солнышко (ты, мы, вы, они, он, она). | |||||||
Пальчиковая гимнастика с мячиком «Пальчики и ручки». | |||||||
Знакомство со стихотворением: Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет друг – лесничий. В. Степанов. | |||||||
3. | Домашнее задание | Выучить стихотворение «Чтобы сосны, липы, ели…» В. Степанова. Выполнить аппликацию с использованием изо-лепки «Лес». |
№ | Автоматизация звука | Тема | Оборудование |
1. | Ш,Ж | «В гостях у мишки», | Губка, стаканчик с водой, кисточка № 14, гуашь желтого и серого цвета; цветная бумага коричневого цвета; пластилин красного, черного, оранжевого цвета; шерстяные нитки бежевого цвета; салфетки белого цвета. |
2. | Р | « Наши игрушки» | Губка, стаканчик с водой, кисточка № 14, цветная бумага красного, коричневого цвета; пластилин синего и желтого цвета; гречневая и гороховая крупа, зубочистки. |
3. | Л, Ль | «Букет» | Губка, стаканчик с водой, кисточка № 14, цветная бумага фиолетового, оранжевого цвета; пластилин зелёного и желтого цвета; белая атласная лента, ватные диски; гуашь синего и красного цвета. |
Занятия изо-лепкой помимо автоматизации звуков и запуска речи помогают:
а) Помогают развитию многих психологических аспектов: происходит развитие памяти, формирует зрительные восприятия, улучшает воображение и фантазию, пространственные представления, воспитывает трудолюбие, терпение и целенаправленность.
б) Умственное воспитание поможет детям лучше ориентироваться в представлении окружающих форм и пространственном положении различных предметов, разнообразии оттенков цветовой гаммы. Формируются такие мыслительные навыки как синтез, анализ, сравнение.
в) Происходит накопление словарного запаса, дети учатся общению.
г) На занятиях создаются отличные условия для приобретения таких важных качеств человека как самостоятельность и проявление инициативы.
д) Происходит трудовое воспитание. Ребенок учится пользоваться различными инструментами, вырезать ножницами, используя кисточку и клей приклеивать и т. д. Трудолюбие воспитывается в процессе подготовки к работе и уборке рабочего места после ее окончания.
Литература:
1. Жукова О.С. Лучшая книга по развитию речи для детей 4-7 лет.- М.: Издательство АСТ, 2018.- 64с.
2. Мальцева М.А., Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.- 48с.
3. Новиковская О.А. Альбом по развитию речи для дошкольников в рассказах и картинках. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2011.- 88с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...
Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...