Методические рекомендации "Круги Луллия"
методическая разработка по логопедии
Методические рекомендации для учителей-логопедов, воспитателей и родителей по изготовлению и использованию игрового пособия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._rekomend._krugi_lulliya.docx | 803.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №12»
города Сорочинска Оренбургской области
«Круги Луллия»
Методические рекомендации для учителей-логопедов, воспитателей
и родителей по изготовлению и использованию
игрового пособия
Составила:
учитель-логопед
МБДОУ №12
Елисеева Н.С.
2022г.
Содержание
Введение………………………………………………………………..….3
Цель…………………………………………………………………..….…4
Задачи……………………………………………………………………...4
Использование Кругов Луллия…………………………………………..4
Описание метода……………………………………………………….…4
Технологическая цепочка проведения игр………………………..…….5
Типы игр…………………………………………………………………..5
Направления игр…………………………………………………………..6
Примеры игр по возрастам…………………………………………...…..6
Пошаговая инструкция по изготовлению пособия……………………..7
Список литературы……………………………………………………...10
Введение
Не секрет, что в педагогической практике существует проблема развития речи, творческих способностей детей дошкольного возраста. Это больше всего связано с отсутствием системы методов, которыми можно увлечь ребенка творческой деятельностью. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере и, следовательно, не являются основой для дальнейших мыслительных операций.
Развитие мышления невозможно без формирования умственных операций. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.
Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у детей.
Цель: Создание условий для освоения детьми мыслительных операций.
Задачи:
1. Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение, зрительно – моторную деятельность.
2. Формировать интерес к процессу и содержанию игровой деятельности.
3. Воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
4. Закреплять произношения поставленных звуков в речи;
5. Развивать фонематические процессы у детей.
6. Уточнять и активизировать словарный запас.
7. Совершенствовать слоговую структуру слова.
8. Формировать структуру предложений.
9. Совершенствовать развитие связной речи.
Использование Кругов Луллия:
Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, ФЭМП)
Социально-коммуникативное развитие (беседы с детьми)
Речевое развитие (словесные игры)
Художественно-эстетическое развитие (художественная деятельность)
Физическое развитие (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения)
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Описание метода «Круги Луллия»
Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).
В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать ему вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др.
Методические рекомендации по построению системы.
- Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.
- Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
- В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).
- Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
- Тренинги целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей).
- Тренинг должен состоять из двух частей:
- уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание - РЗ);
упражнения на развитие воображения (фантастическое задание - ФЗ).
Технологическая цепочка проведения игры:
1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.
2. Ставится задача.
3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.
4. На основе фантастического преобразования составляют рассказ.
Типы игр:
Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:
1-й тип: «Найди реальное сочетание»
Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й тип; «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й тип: «Реши проблемы»
В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. и, конечно в сочинительстве и фантазировании.
Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)
2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.
Примеры игр с детьми по возрастам
Младший возраст (3-4 года)
- На малом круге располагаются картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т. д., на большом - их детенышей.
Реальное задание (РЗ): найти маме детеныша. Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
- Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и цыпленка.
Фантастическое задание (ФЗ): подумать и сказать, каким образом мама-собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т. д.).
Средний возраст (4-5 лет)
- На стержне – три круга. На маленьком – изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль и т. д.); на среднем круге - геометрические формы (треугольник, овал, круг и т. д.); на большом - цифры.
Реальное задание (РЗ): выбрать объект (ягода вишни, подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).
- Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треугольник, цифра 8 (результат – восемь вишен треугольной формы).
Фантастическое задание (ФЗ):какую пользу из этого можно извлечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.)
Старший возраст (5-6 лет)
- Первый (верхний) круг - образцы материалов (металл, ткань, стекло и т. д.). Второй круг - изображения объектов (стул, телефон, пылесос и т. д.). Третий круг - изображения местонахождения объектов (квартира, улица, космический корабль). Четвертый круг - образцы цветов (малиновый, голубой и т. д.).
Реальное задание (РЗ): выбрать объект, подобрать материал, из которого он изготовлен, его цвет и определить место его нахождения (телефон -пластмасса - фиолетовый - квартира).
- Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: стекло, стул, космический корабль, малиновый цвет.
Фантастическое задание (ФЗ):объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул малинового цвета, потому что. (Ответы детей.)
Метод кругов Луллия, как один из инновационные технологий и методических приёмов, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия.
Пошаговая инструкция по изготовлению
Многофункциональное дидактическое пособие «КругиЛуллия»
Для изготовления потребуется: лист фанеры, шпилька с резьбой, шайбы, гайки, самоклеющаяся бумага, кусок ДСП (для подставки).
Шаг 1.
С помощью линейки начертите три круга диаметром 40; 30 и 20 см.
Шаг 2.
По начерченному выпилите лобзиком круги.
Шаг3.
Просверлите в центре каждого круга отверствие и наклейте на него шайбу.
Шаг 4.
Обклейте круги самоклейкой (лучше взять без рисунка).
Шаг 5.
С помощью маркера сделайте разметку на сектора. Их может быть 4, 6 или 8. Я разделила на 8 секторов.
Шаг 6.
Также из фанеры выпилите стрелку с отверствием и обклейте её (лучше взять бумагу другого цвета, чтобы стрелка не сливалась с основным полем).
Шаг 7.
С помощью шпильки и гаек скрепите между собой три круга, подставку и стрелку (расстояние между кругами 5-7 см).
Шаг 8.
Проверьте: легко ли вращаются круги и стрелка, надёжно ли закреплена подставка? Пособие готово!
Второй вариант кругов Луллия.
Для изготовления пособия возьмите 2 прямоугольных куска картона шириной, равной диаметру ваших колец (пластинок), и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. Вырежьте в верхнем прямоугольнике окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Для вращения предлагается использовать основу в виде старых пластинок, их удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника.
Если круги обтянуть фланелью или приклеить липучку, то можно использовать только одно пособие – просто менять картинки в соответствии с заданием.
Список литературы
1. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н., Лелюх СВ. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду, № 2, 2006
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2007.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
5. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2009.
6. Интернет ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnye-krugi-lulija.html
7. Интернет ресурс:https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2019/10/02/krugi-lulliya-sovremennaya-obrazovatelnaya-tehnologiya-triz-dlya
8. Интернет ресурс:https://www.maam.ru/obrazovanie/kolcy-lulliya
9. Интернет ресурс:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-krugov-lulliya-v-poznavatelno-rechevom-razvitii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
10. Интернет ресурс:https://infourok.ru/statya-dlya-vospitateley-doshkolnih-uchrezhdeniy-na-temu-takie-zagadochnie-i-zanimatelnie-krugi-lulliya-3368707.html
Елисеева Наталья Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка (старший дошкольный возраст) по окружающему миру: "Дидактическая игра "Круги Луллия".
Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для детей от 5-7 лет, по формированию у детей понятий,...
Методические рекомендации "Использование кругов Луллия в коррекционной работе с дошкольниками"
Методические рекомендации для педагогов по использованию игр на основе кругов Луллия в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер -класс на тему: ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)
МАСТЕР -КЛАСС НА ТЕМУ::ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР (МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ)...
Игровое пособие для дошкольников "Кольца Луллия" учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Пособие «Кольца Луллия» используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах (на индивидуальных и...
Методическое пособие "Круги Луллия"
Методическое пособие "Круги Луллия"...
Методическая разработка (старший дошкольный возраст) на тему: «Дидактическая игра «Круги Луллия»
Методическая разработка(старший дошкольный возраст)на тему:«Дидактическая игра «Круги Луллия»...
Методическое пособие «Кольца Луллия»
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит эл...