Методический материал "Планирование работы по постановке и автоматизации звука "Ш "
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В данном материале представлен перспективный план работы учителя-логопеда по постановке и автоматизации звука "Ш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspekt_plan_po_postanovke_zvuka_sh.docx | 52.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ
НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Ш»
Составитель: учитель-логопед
Абалмазова Л.В.
Этап | № НОД | Тема «Звук «Ш» |
1 | Подготовительный этап | |
2 | Подготовительный этап | |
3 | Подготовительный этап | |
4 | Подготовительный этап | |
5 | Подготовительный этап | |
6 | Подготовительный этап | |
7 | Подготовительный этап | |
8 | Постановка звука «Ш» | |
9 | Постановка звука «Ш» | |
10 | Постановка звука «Ш» | |
11 | Постановка звука «Ш» | |
12 | Постановка звука «Ш» | |
13 | Автоматизация звука «Ш» в изолированном произношении | |
14 | Автоматизация звука «Ш» в изолированном произношении | |
15 | Автоматизация звука «Ш» в изолированном произношении | |
16 | Автоматизация звука «Ш» в прямых слогах ША, ШИ, ШО, ШУ. | |
17 | Автоматизация звука «Ш» в прямых слогах ША, ШИ, ШО, ШУ. | |
18 | Автоматизация звука «Ш» в словах с прямыми слогами ША, ШИ, ШО, ШУ. | |
19 | Автоматизация звука «Ш» в словах с прямыми слогами ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ. | |
20 | Автоматизация звука «Ш» в словах с прямыми слогами ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ. | |
21 | Автоматизация звука «Ш» в словах с прямыми слогами ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ. | |
22 | Автоматизация звука «Ш» в словах с прямыми слогами ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ. | |
23 | Автоматизация звука «Ш» в словах с прямыми слогами ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ. | |
24 | Автоматизация звука «Ш» в обратных слогах ОШ, АШ, УШ, ЫШ, ИШ. | |
25 | Автоматизация звука «Ш» в обратных слогах ОШ, АШ, УШ, ЫШ, ИШ. | |
26 | Автоматизация звука «Ш» в обратных слогах ОШ, АШ, УШ, ЫШ, ИШ. | |
27 | Автоматизация звука «Ш» в словах с обратными слогами ОШ, АШ, УШ, ЫШ, ИШ. | |
28 | Автоматизация звука «Ш» в словах с обратными слогами АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ. | |
29 | Автоматизация звука «Ш» в словах с обратными слогами АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ. | |
30 | Автоматизация звука «Ш» в словах с обратными слогами АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ. | |
31 | Автоматизация звука «Ш» в словах с обратными слогами АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ. | |
| 32 | Автоматизация звука «Ш» в слогах (интервокальное положение) АША, УША, ИША, ОШО |
33 | Автоматизация звука «Ш» в словах со слогами АША, УША, ИША, ОШО | |
34 | Автоматизация звука «Ш» в слогах со стечением согласных звуков ШТА, ШТО, ШТУ, ШТЫ | |
35 | Автоматизация звука «Ш» в словах со стечением согласных звуков ШТА, ШТО, ШТУ, ШТЫ | |
36 | Автоматизация звука «Ш» в словах со стечением согласных звуков ШТА, ШТО, ШТУ, ШТЫ | |
37 | Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах со стечением согласных звуков ШКА, ШКО, ШКУ, ШКИ. | |
38 | Автоматизация звука «Ш» в слогах со стечением согласных звуков ШМА, ШМО, ШНА, ШНО, ШВА, ШВО. | |
39 | Автоматизация звука «Ш» в слогах со стечением согласных звуков ШЛА, ШЛИ, ШЛЕ, ШЛЮ. | |
40 | Автоматизация звука «Ш» в словах стечением согласных звуков ШМА, ШМО, ШНА, ШНО, ШВА, ШВО, ШЛА, ШЛИ, ШЛЕ, ШЛЮ | |
41 | Автоматизация звука «Ш» в словах стечением согласных звуков УШК, ОШК, ЕШК, ЫШК. | |
42 | Автоматизация звука «Ш» в словах стечением согласных звуков УШК, ОШК, ЕШК, ЫШК. | |
43 | Автоматизация звука «Ш» в словах. | |
44 | Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях. | |
45 | Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях. | |
46 | Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях. | |
47 | Автоматизация звука «Ш» в словосочетаниях. | |
48 | Автоматизация звука «Ш» в предложениях. | |
49 | Автоматизация звука «Ш» в предложениях. | |
50 | Автоматизация звука «Ш» в предложениях. | |
51 | Автоматизация звука «Ш» в предложениях. | |
52 | Автоматизация звука «Ш» в предложениях. | |
53 | Автоматизация звука «Ш» в предложениях. | |
54 | Автоматизация звука «Ш» в чистоговорках. | |
55 | Автоматизация звука «Ш» в чистоговорках, стихах. | |
56 | Автоматизация звука «Ш» в чистоговорках, стихах. | |
57 | Автоматизация звука «Ш» в речи. Пересказ рассказа «Шалун Миша». | |
58 | Автоматизация звука «Ш» в речи. Пересказ рассказа «Кошка и мышка». | |
59 | Автоматизация звука «Ш» в речи. Пересказ рассказа «На опушке». | |
60 | Автоматизация звука «Ш» в речи. Пересказ рассказа «Ревушка. | |
61 | Автоматизация звука «Ш» в речи. Составление продолжения рассказа. | |
62 | Автоматизация звука «Ш» в речи. Составление продолжения рассказа. | |
63 | Автоматизация звука «Ш» в речи. «День рождения куклы Маши». | |
64 | Автоматизация звука «Ш» в речи. «Приключения Зайчишки – трусишки». |
Тематический план
№ НОД | Тема | Программное содержание | Содержание НОД | Средства обучения |
1 |
Подготовительный этап |
| 1. Пространственная ориентировка Перекрестная ориентировка. Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке. Д/упр «Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца. 2. Упражнение для выработки продолжительного выдоха «Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3—4 раза.
«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].
«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами. «Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.
Игр/упр «Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.
Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].
|
✔ Картинки артикуляционной гимнастики
|
2 |
Подготовительный этап |
|
«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота». «Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи. Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утрированной артикуляцией.
«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.
«Вкусное варенье». Повторить 5—6 раз. «Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5—6. «Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.
«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации. |
✔ Картинки артикуляционной гимнастики
|
5. Развитие фонематического восприятия Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].
| ||||||||||
3 |
Подготовительный этап |
1. Упражнения для выработки продолжительного выдоха. 2. Упражнения для губ.
|
Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх). «Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.
Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».
«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку. «Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем — нижние. «Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.
«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.
Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик.) Определение позиции звука [ш] в словах шарик, мишка, малыш.
|
машинка, шарик
| ||||||
4 |
Подготовительный этап |
|
Упражнение для губ: «Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.
«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).
|
| ||||||
5 |
Подготовительный этап |
|
«Листопад». Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».
«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».
|
✔ Картинки артикуляционной гимнастики ✔ Картинки: два бегемотика |
органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка. 5. Развитие фонематического восприятия. | Повторение упражнений предыдущих занятий. «Лошадка». «Не разбей чашечку». 4. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка «Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бдабдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации. 5. Развитие фонематического восприятия Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш, глупыш, голыш.
|
| ||
6 |
Подготовительный этап |
|
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум. «Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.
Повторение упражнений предыдущих занятий. Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык — «чашечкой» (снаружи рта).
Повторение упражнений предыдущих занятий. «Гармошка».
Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.
Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].
|
которых имеется звук «С, Ш,Ж»
|
7 |
Подготовительный этап |
| 1. Развитие артикуляционной моторики. Подготавливать органы артикуляционного аппарата к овладению звуком ш
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и покусывать его зубами от спинки языка к кончику и наоборот.
Игра «Забей мяч в ворота». Развивать умение делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Знакомство с правилами игры. Выполнение игровых действий. Педагог следит, чтобы ребенок не надувал щеки, когда будет дуть на комочек ваты.
✔ Игра «Грустный-веселый»- воспитывать критическое отношение к собственному произношению; вырабатывать эмоционально-мимическую реакцию на слово. Смена веселого и грустного выражения лица. Узнавание правильно и искаженного произнесенного педагогом слова: Игруска, пештрый, скаф, крашивый, скатулка, сагать, шошка, косынка, шынок, штаны, лиша, каса, колбаса, шумка 4. Развитие фонематического слуха. ✔ Д/и «Внимательные ушки» - учить выделять звук «Ш» в словах на слух, закреплять связь звука и буквы «Ш». Ребенок поднимает карточку с буквой, когда услышит звук «Ш» Жук, шоколад, карандаш, жираф, жаба, лиса, стакан, миска, малыш, мишка, колесо, шорты, железо, шапка, самовар, стул, шина, калоша, маска, Машка, крыса, крыша. |
✔ Картинки артикуляционной гимнастики
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Секреты логопеда в коррекционной работе по постановке и автоматизации звуков".
В помощь родителям....
Мастер-класс для учителей- логопедов ДОУ «Использование упражнений в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагопри...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...
Мастер-класс "Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановки и автоматизации звуков"
Уважаемые участники! Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивиду...
Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией
Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией...
Организация индивидуальной работы по постановке и автоматизации шипящих звуков.
В статье отражены основные этапы коррекционной работы на шипящими звуками....
Использование камешков Марблс в логопедической работе по постановке и автоматизации поставленных звуков
камешки Марблс материал, который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями....