Мастер-класс "Мы со звуками играем, Слово к слову подбираем".
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Педагогами представлены практические приемы по формированию фонематического восприятия.
В мастер-классе предложена система работы с гласными звуками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_po_formirovaniyu_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 481.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №150
Мастер-класс
«Мы со звуками играем,
Слово к слову подбираем».
Учитель-дефектолог Гарифулина Оксана Константиновна
Учитель-логопед Карнаухова Татьяна Юрьевна
Цель: Передать педагогический опыт по формированию фонематического восприятия у дошкольников путем комментированного показа методических приемов на основе продуктивной деятельности всех участников мастер класса.
Задачи:
1. Учить комплексно подходить к обучению и развитию дошкольников.
2. Обучить участников мастер - класса конкретным навыкам и способам достижения намеченных результатов в формировании у дошкольников фонематических процессов.
3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер - класса.
4. Популяризировать авторские идеи и находки педагога-мастера.
Оборудование: презентация, папки для участников семинара с раздаточным материалом.
Теоретическая часть:
Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов. Одним из наиболее рано формирующихся речевых процессов является фонематический слух (тонкий систематизированный слух, позволяющий узнавать и различать звуки родного языка).
Первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения. Но для овладения навыком чтения и письма необходимо умение детей расчленять поток речи на слова, слова на звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить звуковой анализ слова. Фонематическое восприятие является базой для появления, становления и совершенствования речи. Чем лучше оно сформировано, тем совершеннее речь ребенка. Сензитивным, то есть благоприятным периодом является возраст до 6 лет.
Обычно у дошкольников фонематическое восприятие страдает в совокупности с дефектами произношения звуков. У некоторых детей встречаются самостоятельные проявления фонематического недоразвития при благополучном формировании других сторон речи. В будущем это становится причиной школьных трудностей.
Поэтому выявление у детей дошкольного возраста проблем фонематического восприятия и последующее их преодоление становится из важных задач педагогов и родителей.
Предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Мы со звуками играем,
Слово к слову подбираем».
Представленные приемы мастер-класса возможно использовать педагогам в практике своей работы, родителям для занятий с ребенком в домашних условиях.
Нашими помощниками станут гномики Звуковички.
Практическая часть:
1.Организационный момент.
Упражнение «Узнай звук по артикуляции».
Педагог: На данном этапе дети еще не знают букв, но могут определить гласный звук по артикуляции губ и соотнести его с определенным символом. Представляем символы, которые используются нами в практике логопедической работы.
Мы со звуками играем
По картинкам называем.
(показ 1 слайда: лицо девочки, символы звука: а, о, у, и, ы)
Какой звук произносит девочка?
2.Закрепление понятия «Гласный звук».
Педагог: Вы запомнили звуки? Помогите гномикам Звуковичкам пропеть их.
(показ 2 слайда: по щелчку появляются символы звуков: а, о, у, и, ы)
Педагог:
Звуки голоса польются,
Их читаем, как поём,
Звуки гласными зовутся,
В каждом слове их найдём.
А, О, У, И, Ы – гласные пропели мы.
3.Игра «Тихо-громко-беззвучно» с использованием карточек .
Педагог: Произнесем звуки по-разному (карточка рыбка – беззвучно, ночка – тихо, девочка плачет – громко).
4.Игра «Внимательные ушки».
Педагог:
Колокольчиком играем
Гласный звук определяем.
Позвоните тогда, когда услышите определенный звук (а, о, у).
5.Чтение по символам.
Педагог: Звуки можно не только услышать, но и прочитать. Помогите гномикам Звуковичкам.
(показ 3 слайда: символы звуков ау – картинка дети заблудились в лесу;
уа – картинка девочка плачет;
иа –ослик кричит)
6.Динамическая пауза «Ритмические палочки».
7.Игра «Определи звук» с использованием карточек .
Педагог: Определи первый звук слова. Соедини картинку с нужным символом.
8.Игра с мячом «Слова».
Педагог:
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово!
Я буду называть звук, а вы подбирать слово, начинающееся с него.
9.Чтение фразы с опорой на картинки и артикуляционные символы.
Педагог: Оказывается, что читать можно без букв. Прочитайте предложение, используя картинки и символы.
10.Итог. Рефлексия.
Педагог: Предлагаем вам оценить наш мастер-класс смайликами
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Слово в слове".
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, цель игры: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова....
Подгрупповое занятие "Мы со звуком "Р" играем, и картинки подбираем
Автоматизация правильного произношения звука "Р" в игровой форме...
Игры " Слова - приятели", Слова - неприятели", ""Придумай слово"
Мы продолжаем пользоваться картотекой "День Победы". Игры направлены на формирование и совершенствование умений подбирать синонимы, антонимы, образовывать прилагательные от существительных. Карточки ...
Мастер-класс "Мы со звуками играем, Слово к слову подбираем".
Педагогами представлен практический материал по формированию фонематическоо восприятия.Нами предложена система работы с гласными звуками....
Мастер класс " Мы со звуками играем, слово к слову подбираем"
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....
С пальчиками играем и слова подбираем!
laquo;Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли», - говорил В.А. Сухомли...