Мастер-класс "Мы со звуками играем, Слово к слову подбираем".
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Педагогами представлены практические приемы по формированию фонематического восприятия. 

В мастер-классе предложена система работы с гласными звуками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад №150

Мастер-класс

«Мы со звуками играем,

Слово к слову подбираем».

Учитель-дефектолог Гарифулина Оксана Константиновна

Учитель-логопед Карнаухова Татьяна Юрьевна

Цель: Передать педагогический опыт по формированию фонематического восприятия у дошкольников путем комментированного показа методических приемов на основе продуктивной деятельности всех участников мастер класса.

Задачи:

 1.  Учить комплексно подходить к обучению и развитию дошкольников.

 2. Обучить участников мастер - класса конкретным навыкам и способам достижения намеченных результатов в формировании у дошкольников фонематических процессов.

 3.  Активизировать познавательную деятельность участников мастер - класса.

 4.  Популяризировать  авторские идеи и находки педагога-мастера.

Оборудование: презентация, папки для участников семинара  с раздаточным материалом.

Теоретическая часть:

Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов.  Одним из наиболее рано формирующихся речевых процессов является фонематический слух  (тонкий систематизированный слух, позволяющий узнавать и различать звуки родного языка).

Первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения. Но для овладения навыком чтения и письма необходимо умение детей расчленять поток речи на слова, слова на звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить звуковой анализ слова. Фонематическое восприятие является базой для появления, становления и совершенствования речи. Чем лучше оно сформировано, тем совершеннее речь ребенка. Сензитивным, то есть благоприятным периодом  является возраст до 6 лет.

Обычно у дошкольников фонематическое восприятие страдает в совокупности с дефектами произношения звуков. У некоторых детей встречаются самостоятельные проявления фонематического недоразвития при благополучном формировании других сторон речи. В будущем это становится причиной школьных трудностей.

Поэтому выявление у детей дошкольного возраста проблем фонематического восприятия и последующее их преодоление становится  из важных задач педагогов и родителей.

Предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Мы со звуками играем,

Слово к слову подбираем».

Представленные приемы мастер-класса возможно использовать педагогам в практике своей работы, родителям для занятий с ребенком в домашних условиях.

Нашими помощниками станут гномики Звуковички.

Практическая часть:

1.Организационный момент.

Упражнение «Узнай звук по артикуляции».

Педагог: На данном этапе дети еще не знают букв, но могут определить гласный звук по артикуляции губ и соотнести его с определенным символом. Представляем символы, которые используются нами в практике логопедической работы.

Мы со звуками играем

По картинкам называем.

(показ 1 слайда: лицо девочки, символы звука: а, о, у, и, ы)

Какой звук произносит девочка?

2.Закрепление понятия «Гласный звук».

Педагог: Вы запомнили звуки? Помогите гномикам Звуковичкам пропеть их.

(показ 2 слайда: по щелчку появляются  символы звуков: а, о, у, и, ы)

Педагог:

Звуки  голоса  польются,

Их  читаем, как поём,    

Звуки  гласными   зовутся,

В каждом слове их найдём.

А, О, У, И, Ы – гласные  пропели мы.

3.Игра «Тихо-громко-беззвучно» с использованием карточек .

Педагог: Произнесем звуки по-разному (карточка рыбка – беззвучно, ночка – тихо, девочка плачет – громко).  

4.Игра «Внимательные ушки».

Педагог:

Колокольчиком играем

Гласный звук определяем.

Позвоните тогда, когда услышите определенный звук (а, о, у).

5.Чтение по символам.

Педагог: Звуки можно не только услышать, но и прочитать. Помогите гномикам Звуковичкам.

(показ 3 слайда: символы звуков                   ау – картинка дети заблудились в лесу;

        уа – картинка девочка плачет;

       

        иа –ослик кричит)

6.Динамическая пауза «Ритмические палочки».

7.Игра «Определи звук» с использованием  карточек .

Педагог: Определи первый звук слова. Соедини картинку с нужным символом.

8.Игра с мячом «Слова».

Педагог:

Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово!

Я буду называть звук, а вы подбирать слово, начинающееся с него.

9.Чтение фразы с опорой на картинки и артикуляционные символы.

Педагог: Оказывается, что читать можно без букв. Прочитайте предложение, используя картинки и символы.

10.Итог. Рефлексия.

Педагог:   Предлагаем вам оценить наш мастер-класс смайликами

https://image.freepik.com/free-icon/no-translate-detected_318-47546.jpghttps://previews.123rf.com/images/martialred/martialred1507/martialred150700957/42621684-Unhappy-or-sad-smiley-face-icon-for-apps-and-websites-Stock-Photo.jpg

Спасибо за внимание!

C:\Users\xXx\Desktop\fff.png

C:\Users\xXx\Desktop\hh.png

C:\Users\xXx\Desktop\ss.png

C:\Users\xXx\Desktop\yy.png

C:\Users\xXx\Desktop\wwwww.png

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673570475_gas-kvas-com-p-iva-detskii-risunok-34.jpg

C:\Users\xXx\Desktop\gggg.pnghttps://kartinkin.net/uploads/posts/2022-12/1670575884_10-kartinkin-net-p-indyuk-kartinki-vkontakte-11.jpg

C:\Users\xXx\Desktop\3.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Слово в слове".

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста,  цель игры: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова....

Подгрупповое занятие "Мы со звуком "Р" играем, и картинки подбираем

Автоматизация правильного произношения звука "Р" в игровой форме...

Игры " Слова - приятели", Слова - неприятели", ""Придумай слово"

Мы продолжаем пользоваться картотекой "День Победы". Игры направлены на формирование и совершенствование умений подбирать синонимы, антонимы, образовывать прилагательные от существительных. Карточки ...

Мастер-класс "Мы со звуками играем, Слово к слову подбираем".

Педагогами представлен практический материал по формированию фонематическоо восприятия.Нами предложена система работы   с гласными звуками....

Мастер класс " Мы со звуками играем, слово к слову подбираем"

Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста....

С пальчиками играем и слова подбираем!

laquo;Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли», - говорил В.А. Сухомли...