РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда Борзовой И.Н. 2022-2023 учебный год
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchitelya-logopeda_2022-2023_g_1.docx | 103.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
Утверждаю:
заведующая МБДОУ
детский сад «Берёзка»
с. Мамонтово
_________________ Мителева Н.Б.
«______» ______________ 2022 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционной образовательной деятельности
учителя-логопеда Борзовой И.Н.
2022-2023 учебный год
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
- Пояснительная записка.
- Отличительные особенности программы.
- Цели и задачи реализации рабочей программы.
- Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
1.5. Значимые для разработки программы характеристики.
1.6. Характеристика возрастных особенностей детей с нарушениями речи.
1.7. Планируемые результаты.
1.8. Целевые ориентиры.
1.9. Система оценки результатов освоения программы.
РАЗЛЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Содержание коррекционной образовательной деятельности.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы.
2.3. Региональный компонент.
2.4. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОНННЫЙ
3.1. Материально – техническое обеспечение.
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.
3.3. Кадровые условия реализации рабочей программы.
3.4. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса.
РАЗДЕЛ 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
4.1. Краткая презентация программы.
4.2. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы
4.3. Перечень нормативных и нормативно – методических документов
4.4. Лист изменений и дополнений
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Приложение 2.
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
- 1. Пояснительная записка
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы и трудности в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях образовательной организации.
Данная Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда составлена на один учебный год и предназначена для детей 5 – 7 лет с различными речевыми патологиями (ФНР, ФФНР, ОНР и др.), зачисленных на логопедические занятия. Рабочая Программа разработана в соответствии: с Конвенцией ООН о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Законом 273- ФЗ РФ «Об образовании»; нормативам «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3049-13; Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья СанПиН 2.4.2.3286-15; Содержание рабочей программы соответствует Федеральным государственным стандартам, установленным в соответствии с требованием ст. 12, ст. 2 «Закона об образовании», Уставу МБДОУ детский сад «Берёзка», целям и задачам Основной Образовательной Программы МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово, Положению о логопедической помощи.
Рабочая программа разработана на основе программ:
1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016 (5-е издание).
2.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО) – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016.
С учетом положений основной образовательной программы «От рождения до школы», Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. , – Мозаика - Синтез, 2016.
1.2.Отличительные особенности программы.
Содержание данной программы направлено на формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
Направленность на развитие личности ребенка
Приоритет Программы – воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
Одной из задач, которую ставит Программа перед учителем-логопедом , является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т.д.)
1.3. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедические занятия.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
-онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
1.5. Значимые для разработки программы характеристики
Учредитель: муниципальное образование Мамонтовский район Алтайский край в лице комитета Администрации Мамонтовского района по образованию.
Полномочия учредителя: Функции и полномочия учредителя ДОУ осуществляются в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края, нормативными правовыми актами муниципального образования Мамонтовского района.
Адрес: 658560 Россия, Алтайский край, Мамонтовский район, с. Мамонтово, ул. Партизанская, 178.
Телефон: 8(38583) 2-23-58.
Полное наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» с. Мамонтово Мамонтовского района Алтайского края.
Сокращенное: МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово.
Тип образовательной организации: дошкольная образовательная организация Юридический адрес: 658560, Алтайский край, Мамонтовский район, с. Мамонтово, ул. Партизанская, 178.
Телефон: 8(38583) 2-23-58.
Официальный сайт: https://detsadbereska.ucoz.ru/
Режим работы: ДОУ работает по пятидневной рабочей неделе: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Режим работы: ДОУ функционирует в режиме полного дня (10,5 – часового пребывания) с 7.30 до 18.00.
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности, установленной формы и выданной 03 марта 2020 года, серия 22ЛО1 № 0002670 Министерство образования и науки Алтайского края, срок действия лицензии – бессрочно.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Берёзка» с. Мамонтово (далее – ДОУ) функционирует 13 групп.
Все группы общеразвивающей направленности и однородны по возрастному составу детей.
Соотношение мальчиков и девочек в группах ДОУ: 49 % - мальчики, 50 % - девочки, то есть в гендерном составе почти равное количество.
1.6. Характеристика возрастных особенностей детей с нарушениями речи
Характеристика речевого развития детей 5-7 лет с ФФНР, ФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
- недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков.
- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми
- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.
- другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи (ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.
ФНР - это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с нарушением артикуляционной моторики или ее недостаточной сформированностью. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).
Такие расстройства могут проявляться:
- в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
- в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Чаще всего нарушаются:
- свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
- шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
- сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
- заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
Характеристика речевого развития детей 5-7лет с ОНР
ОНР - это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Это обусловлено тем, что в процессе онтогенеза все компоненты развиваются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие какого-то одного компонента вызывает недоразвитие других компонентов речевой системы.
Речевой опыт детей с ОНР весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются, являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного обучения. Поэтому разговорная речь детей с данными речевыми нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще, полностью отсутствует.
Все указанные отклонения в развитии речи самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит овладение фонематическими и лексико-грамматическими закономерностями языка, обучение речи как средству общения и обобщения.
Уровень общего недоразвития речи может быть различен: от полного отсутствия речевых средств обучения, до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Левина Р.Е. выделила три уровня общего недоразвития речи:
1. самый тяжелый – ОНР 1 уровня;
2. средний – ОНР 2 уровня;
3. более легкий – ОНР 3 уровня.
Общее недоразвитие речи I уровня.
Наблюдается почти полное отсутствие вербальных средств общения. Дети четырех-пятилетнего возраста имеют очень скудный словарный запас, который включает не более 20 слов. Ребенок использует либо слова - звукоподражания («би-би»), либо лепетные слова (фрагменты полного развернутого слова, например, «уту» вместо «петух»). Эти звуковые компоненты сопровождаются мимикой и большим количеством жестов. Также много слов диффузного значения. За словом не закреплено конкретное значение. Иногда один и тот же предмет называется различными словами. Ребенок заменяет одно слово другим (например, действие заменяет названием предмета, «кров» (кровать) вместо «спать»). Очень грубо искажена звуковая структура слов, воспроизводится как правило, односложная структура, реже двусложная.
Фонематические восприятие, анализ и синтез отсутствуют. Фонетическая сторона речи тоже грубо нарушена, звукопроизношение смазанное. На этом уровне речевого развития трудно определить, какой звук произносит ребенок. Пассивный словарь шире активного, но понимание речи, все же, ограничено ситуацией. Грамматический строй речи практически не сформирован. Словоизменение и словообразование отсутствует. Появляется фраза, но в ней нет точной связи между словами, нет грамматического оформления, связь отсутствует в виде просодики и интонации, т.е. фразовая речь либо полностью отсутствует на первом уровне ОНР, либо характеризуется фрагментарностью.
Общее недоразвитие речи II уровня.
На втором уровне речевые возможности ребенка значительно возрастают. У детей имеется довольно большой словарный запас. В речи преобладают существительные, мало глаголов, и еще меньше прилагательных. Очень много в речи детей наблюдается вербальных ошибок, особенно глагольных. Много смешений, наблюдается неточность значений слов. В речи ребенка очень много аморфных глаголов. Ребенок использует фразовую речь. Появляются распространенные предложения. С точки зрения количества слов предложения довольно объемные, но грамматически фраза оформлена неправильно. Не все формы дифференцируются правильно. Ребенок неправильно употребляет падежные беспредложные формы (неправильное согласование существительных и прилагательных в среднем роде, особенно в косвенных падежах). Предложно-падежные конструкции воспроизводятся неправильно. В целом, предлоги и союзы используются редко. Для детей со 2-ым уровнем ОНР характерны грубые нарушения грамматического строя речи. Наблюдается большое количество аграмматизмов при употреблении существительных, глаголов; прилагательные употребляются крайне редко, т.к. они носят отвлеченный характер. У детей усвоены только простые формы словоизменения. Словообразование грубо нарушено. Его практически нет, кроме уменьшительно-ласкательных форм. У детей со 2-ым уровнем речевого недоразвития синтаксически предложения значительно лучше сформированы, чем у детей с 1 уровнем ОНР. Понимание речи значительно улучшается. Ребенок дифференцирует многие акустически близкие слова, но не все. Фонематическая сторона речи нарушена, ребенок не может выделить звук на фоне слова. Звукослоговая структура слов более развернута. Но наблюдается грубое искажение многосложных слов, особенно слогов со стечением. Слова воспроизводятся вариативно. Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер. Правильно произносятся гласные и простые по артикуляции звуки. Как правило, наблюдаются стечения и замены. Замены характеризуют задержку фонетического развития ребенка.
Таким образом, у детей с ОНР 2 уровня наблюдаются морфологические и синтаксические аграмматизмы, примитивная связная речь, понимание речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются недостаточно.
Общее недоразвитие речи III уровня.
Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь становится более развернутой, отсутствуют грубые фонетические и лексико-грамматические нарушения. Звуковая сторона относительно сформирована, но остаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Особенно большие нарушения наблюдаются во всех формах связной речи (рассказ по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему). Есть неточности употребления многих слов, вербальные парафазии. Имеется несформированность семантических полей. В активном словаре присутствуют существительные, глаголы, но мало прилагательных, сложных предлогов и союзов, но они все-таки уже имеются. В активной речи используются преимущественно простые распространенные предложения. Возникают большие трудности при употреблении сложноподчиненных предложений. Наблюдается недостаточная сформированность и неточная дифференциация форм словоизменения и словообразования. Аграмматизмы наблюдаются в тех формах, которые поздно появляются в онтогенезе. Например, согласование существительных и прилагательных в среднем роде, употребление сложных предлогов «из-за», «из-под». Очень часто отсутствуют связующие звенья в сложноподчиненных предложениях. Наблюдается нарушение сложных форм фонематического анализа и синтеза.
Выражены нарушения в овладении чтением и письмом.
Таким образом, на третьем уровне ОНР наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной фразы.
1.7.Планируемые результаты
Главной идеей рабочей программы является РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СИНХРОННОГО ВЫРАВНИВАНИЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ЗАЧИСЛЕННЫХ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.
Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие»
Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедические занятия, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все изученные звуки;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
- правильно употребляет соответствующие термины.
Ребенок 6-7лет, выпущенный учителем - логопедом, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;
- Дифференцирует все звуки;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);
- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);
- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов;
- понимает смыслоразличительную роль фонемы.
1.8. Целевые ориентиры
В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от Программы, форм её реализации, особенностей развития детей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
К семи годам:
– ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
-проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
-соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
-имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;
-имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
1.9. Система оценки результатов освоения Программы
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические обследование 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, ежегодном отчете учителя-логопеда. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1.Содержание коррекционной образовательной деятельности.
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы учителя-логопеда являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
Рабочая программа учителя-логопеда МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово на 2022-2023 учебный год составлена на основе типовых базовых ПРОГРАММ:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016.
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО), – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016. С учетом положений основной образовательной программы МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово и ФГОС ДО.
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
-выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
-осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
-возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
Образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
- Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
- Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
- Формирование грамматического строя речи:
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),
В) словообразование;
- Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопедические занятия, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Организация деятельности учителя - логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь – ноябрь;
2 период – декабрь – февраль,
3 период – март – май.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября в соответствии с расписанием занятий, составленным учителем-логопедом. Расписание логопедических занятий составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую половину дня.
В соответствии с СанПиН продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет не более 25 минут, с детьми 7-го года жизни не более 30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий определяется в соответствии с СанПиН и составляет для детей старшего возраста не более 25 мин., подготовительного возраста – не более 30 мин. Дети с ФН и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю, с ОНР – 2-3 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедические занятия, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФНР составляет 6 месяцев, ФФНР - 1 год, ОНР – 1-2 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда, были составлены следующие документы, регламентирующие работу учителя-логопеда МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово на 2021-2022 учебный год:
- Программа коррекционной образовательной деятельности и годовой план работы учителя-логопеда;
- Расписание занятий;
- Циклограмма рабочего времени;
- Речевые карты на каждого ребенка;
- Журнал учета посещаемости логопедических занятий;
- Журнал учетв консультативной работы учителя-логопеда.
- Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Методы коррекционной логопедической работы:
- Наглядные
- непосредственное наблюдение и его разновидности;
-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
- Словесные
-чтение и рассказывание художественных произведений;
-заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
- Практические
- дидактические игры и упражнения;
- игры-драматизации и инсценировки;
- хороводные игры и элементы логоритмики
Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН и ОНР являются:
- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.
2.3 Региональный компонент
Региональное содержание программы основывается на включении в коррекционно-образовательный процесс фольклор (народные сказки, легенды, мифы, колядки, заклички, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки), а также произведения алтайских писателей и поэтов (переводы произведений устного народного творчества, стихи, рассказы, повести, сказки).
2.4. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В нашем дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы.
На 2022-2023 учебный год учителем-логопедом составлен план взаимодействия с семьями воспитанников логопедического пункта ДОУ, в котором отражены все формы и методы взаимодействия (план представлен в годовом плане учителя-логопеда).
Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в дистанционной форме. Рекомендации родителям по организации работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Методические рекомендации, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Без постоянного и тесного взаимодействия с семьями воспитанников коррекционная логопедическая работа будет не полной и не достаточно эффективной. Поэтому интеграция детского сада и семьи – одно из основных условий работы учителя-логопеда.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
Для обследования речи детей:
- Обследование звукопроизношения.
- Обследование понимания речи.
- Обследование связной речи.
- Обследование грамматического строя речи.
- Обследование состояния словарного запаса.
- Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
- Обследование слоговой структуры слова.
- Счетный материал для обследования.
- Разрезные картинки для обследования на 2-4-6 частей.
Для формирования правильного звукопроизношения:
- Артикуляционные упражнения (карточки).
- Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах.
- Картотеки индивидуальных занятий по постановке, автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
- Пособия для работы над речевым дыханием.
- Предметные картинки на все изучаемые звуки.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
- Цветные фишки для звукобуквенного анализа.
- Предметные картинки на дифференциацию звуков.
- Тексты на дифференциацию звуков
Для обучения грамоте:
- Магнитный алфавит.
- Настенный алфавит.
- Схемы для анализа предложений.
- Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
Предметные картинки по лексическим темам.
Для развития связной речи:
- Сюжетные картинки.
- Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов.
- Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
ИГРУШКИ
- Кукла большая – 1 шт;
- Кукла маленькая – 1 шт;
- Набор овощей и фруктов – 1 шт;
- Наборы домашних и диких животных – 1 шт;
- Набор посуды;
- Пирамидки;
- Матрешка;
- Мяч маленький – 1 шт;
- Мягкие игрушки – в ассортименте.
МЕБЕЛЬ И ОБОРУДОВАНИЕ
1. Стол для педагога – 3 шт.
2. Стол детский – 3 шт
3. Стул взрослый – 3 шт.
4. Стул детский – 5 шт.
5. Зеркало логопедическое – 1 шт.
6. Шкафы и полки
7. Стол песочный с подсветкой – 1 ш.
8. Мольберт прозрачный для рисования – 1 шт.
9 .Ноутбук – 2 шт.
10.Музыкальный центр – 1 шт.
11. Телевизор – 1 шт.
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:
- экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
- Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:
-материалы по обследованию речи детей;
-методическая литература по коррекции речи детей;
-учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
-учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
-пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
- Информационная зона для педагогов и родителей
Она расположена на планшетах (стендах): в приемных групп, в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей, обновляется раз в месяц.
- Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.
Зона подгрупповых занятий.
Эта зона оборудована магнитной доской, мольбертом, магнитной азбукой.
3.3. Кадровые условия реализации рабочей программы.
Реализация рабочей программы осуществляется учителем-логопедом в соответствии с утвержденным расписанием логопедических занятий. Учитель-логопед имеет соответствующую квалификацию для работы с детьми с нарушениями речи.
В целях эффективной реализации рабочей программы в ДОУ созданы условия для профессионального развития специалистов, в частности предоставляется возможность повысить квалификацию через различные формы обучения: очные и дистанционные курсы повышения квалификации семинары, вебинары, методические объединения.
4. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация программы
Данная рабочая программа разработана и реализуется учителем-логопедом МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе программ:
1.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016 (5-е издание).
2.Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО) – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016.
С учетом положений основной образовательной программы «От рождения до школы», Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. , – Мозаика - Синтез, 2018. Реализация программы рассчитана на 1 год.
Информация о ДОУ расположена на сайте: https://detsadbereska.ucoz.ru/
4.2. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы.
Организационные условия в совершенствовании и развитии Программы будут включать:
- доступ к открытому тексту Программы в электронном и бумажном виде;
- возможность давать экспертную оценку, рецензировать и комментировать ее на профессионально-педагогических семинарах, практических конференциях;
- возможность апробирования Программы, в т. ч. с вариативными образовательными программами;
- совершенствование материально-технических условий, в т. ч. необходимых для создания РППС.
Совершенствование финансовых условий нацелено на содействие:
- развитию кадровых ресурсов;
- развитию материально-технических, информационно-методических и других ресурсов, необходимых для достижения целей;
- сетевому взаимодействию с целью эффективной реализации Программы, в т. ч. поддержке работы ДОУ с семьями воспитанников.
4.3. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
Лист изменений
Изменения, вносимые в Программу
Дата | Содержание | Примечание |
Приложение 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
Перспективный план
образовательной деятельности по коррекции речи детей 5-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР, зачисленных на логопедические занятия в 2022-2023 уч.г.
(Образовательная область по ФГОС ДО «Речевое развитие»)
Составитель:
учитель-логопед: Борзова И.Н.
2022г.
Направления работы | I период обучения | II период обучения | III период обучения |
Развитие общих речевых навыков | 1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата. 2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки). 3. Работа по формированию диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. | 1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. | 1. Продолжить работу над речевым дыханием. 2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. |
Звукопроизношение | 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). | 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. | 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. |
Работа над слоговой структурой слова | 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). 2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). | 1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш). | 1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. 2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.). |
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения) | 1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. 2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. 3. Дифференциация речевых и неречевых звуков. 4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. 5. Преобразование слогов за счет изменения одного звука 6. Выделение звука из ряда других звуков 7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. 8. Выделение среднего звука в односложном слове. 9. Практическое усвоение понятий «Гласный — Согласный звук». | 1. Определение наличия звука в слове. 2. Определение места звука в слове. 3. Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге. 4. Осуществление анализа и синтеза прямого слога. 5. Выделение согласного звука в начале слова. 6. Выделение гласного звука в конце слова. 7. Знакомство с понятиями «Твердый — мягкий звук», и «Глухой — звонкий звук». 8. Различение слов, близких по звуковому составу. 9. Определение количества слогов (гласных) в слове. 10. Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости. 11. Составление предложений с определенным словом. 12. Анализ предложения из 2-3 слов. | 1. Составление схемы слова с выделением ударного слога. 2. Выбор слова к схеме. 3. Выбор графической схемы к слову. 4. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. 5. Подбор слова с заданным количеством звуков. 6. Определение последовательности звуков в слове. 7. Определение количества и порядка слогов в слове. 8. Составление слов из заданной последовательности звуков. 9. Составление распространенных предложений. 10. Анализ предложения из 3 и более слов. |
| Расширение и уточнение словаря по темам: Сентябрь «До свидания, лето!», «Наше село», «Осень», «Огород» Октябрь «Сад», «Деревья», «Грибы. Ягоды», «Перелетные птицы» Ноябрь Неделя здоровья, «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Дикие животные», Тематическая неделя «Символы нашей независимости» | Расширение и уточнение словаря по темам: Декабрь «Зима», «Зимующие птицы», «Одежда, обувь», «Новогодний праздник». Январь «Спорт зимой», «Транспорт. Профессии на транспорте. ПДД», «Дом. Профессии на стройке» Февраль «Мебель», «Комнатные растения», «Защитники Отечества», «Наше село». | Расширение и уточнение словаря по темам: Март «Весна, 8 марта», «Семья. Человек. Части тела», «Посуда», «Продукты. Откуда хлеб пришел?», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы». Апрель «Рыбы», «Планета Земля», «Зоопарк», «Профессии». Май «Полевые и садовые цветы», «День Победы», «Насекомые», «Лето. Времена года» |
Грамматический строй речи (по лексическим темам периода) | 1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут). 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по темам 7. Согласование числительных два и пять с существительными. Лексические темы: Сентябрь «До свидания, лето!», «Наше село», «Осень», Огород» Октябрь « «Сад», «Деревья», «Грибы. Ягоды», «Перелетные птицы», Ноябрь «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Дикие животные». Тематическая неделя «Символы нашей независимости». | 1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. 2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 3. Согласование существительных с числительными. 4. Образование названий детенышей животных. 5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов. Лексические темы: Декабрь «Зима», «Зимующие птицы», «Одежда, обувь», «Новогодний праздник». Январь «Спорт зимой», «Транспорт. Профессии на транспорте. ПДД», «Дом. Профессии на стройке» Февраль «Мебель», «Комнатные растения», «Защитники Отечества», «Наше село» | 1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов. 2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый). 4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами. 5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар). Лексические темы: Март «Весна, 8 марта», «Семья. Человек. Части тела», «Посуда», «Продукты. Откуда хлеб пришел?», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы» Апрель «Рыбы», «Планета Земля», «Зоопарк», «Профессии». Май «Полевые и садовые цветы», «День Победы», «Насекомые», «Лето. Времена года» |
| 1. Составление простых распространенных предложений. 2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучение составлению описательных рассказов по темам. 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). | 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. | 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта. 2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. |
Приложение 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
Перспективный план
образовательной деятельности по коррекции речи
детей 6-7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР, зачисленных на логопедические занятия
2022-2023 учебный год
(Образовательная область по ФГОС ДО «Речевое развитие»)
Составитель:
учитель-логопед : Борзова И.Н.
2022 г.
Направления работы | I период обучения | II период обучения | III период обучения |
Развитие общих речевых навыков | 1.Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата. 2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки). 3. Работа по формированию диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом | 1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. | 1. Продолжить работу над речевым дыханием. 2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. |
Звукопроизношение | 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа) | 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. | 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. |
Работа над слоговой структурой слова | 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). 2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). | 1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш). | 1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. 2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.). |
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения) | 1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2. Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.) 4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.). 5. Подбор слов на гласные звуки. 6. Знакомство с согласными звуками 7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). 8. Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». 9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звукам (ом, мо и т.п.) 10. Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.) | 1. Знакомство со звуками [с]-[с'], [з]-[з']; [ц], [ш], [ж], [ш]> [ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч. 2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков). 3. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом). 4. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука. 5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова». 6. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами . | 1. Знакомство со звуками [и], [л], [л'], [р], [р']. Знакомство буквами И, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю. 2. Обучать звуковому анализу слов из 3—6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям. 3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений. |
| Расширение и уточнение словаря по темам: Сентябрь «До свидания, лето!», «Москва-столица России», «Осень, приметы осени», «Овощи. Труд взрослых в огороде». Октябрь «Фрукты, Труд взрослых в саду», «Деревья в нашем парке, лесу», «Деревья леса. Грибы, Ягоды», «Перелетные птицы» Ноябрь Неделя здоровья, «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Подготовка диких животных к зиме», Тематическая неделя «Символы нашей независимости». | Расширение и уточнение словаря по темам: Декабрь «Зима. Приметы зимы», «Зимующие птицы», «Одежда, обувь, головные уборы», «Новогодний праздник». Январь «Спорт зимой», «Виды транспорта. Профессии на транспорте. ПДД», «Дом. Профессии на стройке» Февраль «Мебель, Материалы и инструменты», «Комнатные растения», «Мое Отечество-Россия. Защитники Отечества», «Наше село» | Расширение и уточнение словаря по темам: Март «Весна, 8 марта», «Семья. Человек. Части тела», «Посуда», «Продукты. Хлеб». «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы». Апрель «Животный мир морей и океанов», «Космос», «Животные холодных и жарких стран», «Профессии». Май «Цветущие растения леса, сада, луга», «День Победы», «Насекомые», «Лето. Времена года» |
Грамматический строй речи (по лексическим темам периода) | 1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут). 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п. 7. Согласование числительных два и пять с существительными. Лексические темы: Сентябрь «До свидания, лето!», «Москва-столица России», «Осень, приметы осени», «Овощи. Труд взрослых в огороде» Октябрь «Фрукты, Труд взрослых в саду», «Деревья в нашем парке, лесу», «Деревья леса. Грибы, Ягоды», «Перелетные птицы» Ноябрь «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Подготовка диких животных к зиме», Тематическая неделя «Символы нашей независимости» | 1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. 2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 3. Согласование существительных с числительными. 4. Образование названий детенышей животных. 5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов. Лексические темы: Декабрь «Зима. Приметы зимы», «Зимующие птицы», «Одежда, обувь, головные уборы», «Новогодний праздник». Январь «Спорт зимой», «Виды транспорта. Профессии на транспорте. ПДД», «Дом. Профессии на стройке» Февраль «Мебель, Материалы и инструменты», «Комнатные растения», «Мое Отечество-Россия. Защитники Отечества», «Наше село» | 1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов. 2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый). 4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами. 5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар). Лексические темы: Март «Весна, 8 марта», «Семья. Человек. Части тела», «Посуда», «Продукты. Хлеб», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы» Апрель «Животный мир морей и океанов», «Космос», «Животные холодных и жарких стран», «Профессии». Май «Цветущие растения леса, сада, луга», «День Победы», «Насекомые», «Лето. Времена года» |
| 1. Составление простых распространенных предложений. 2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучение составлению описательных рассказов по различным лексическим темам с использованием опорных схем и мнемотаблиц. 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). | 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. | 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта. 2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дошкольного образования для детей среднего дошкольного возраста,2022-2023 учебный год
Рабочая программа,возраст 4-5 лет...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда Петуховой Л.В. на 2022-2023 учебный год
Данная Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда составлена на один учебный год и предназначена для детей 4 – 6 лет с различными речевыми патологиям...
Рабочая программа воспитания второй группы раннего возраста «Ласточка» на 2022-2023 учебный год
Рабочая Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования в группе раннего возраста, включает обязат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ Средней группы №5 « Ладушки» НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Настоящая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образ...
Рабочая программа воспитателя по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 учебный год
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга....
Рабочая программа по информатике для детей 5-7 лет/ 2022-2023 учебный год
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная запискаНаучно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных ...
Рабочая программа группы раннего возраста (2-3 года) на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа группы раннего возраста (2-3года) на 2022-2023 учебный год...