Выступление на РМО логопедов по теме "Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с речевыми нарушениями"
учебно-методический материал по логопедии по теме
Данный материал по формированию лексики у детей может быть использован учителями-логопедами в коррекционной работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с речевыми нарушениями
Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности ребенка.
Планомерное расширение словаря идет за счет незнакомых и сложных слов вместе с ознакомлением с окружающим миром.
Принципы:
. Работа над развитием словаря должна проводиться на активной познавательной деятельности.
. Тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения.
. Все задания проводятся в определенной последовательности.
Основными задачами словарной работы являются:
обогащение словаря - накопление слов необходимых для речевого общения с окружающими. Идет за счет существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании.
активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения.
устранение не литературных слов.
Приемы словарной работы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях:
- Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета.
Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее проводится различные упражнения на закрепления его правильного произношения и употребления.
- Объяснение происхождения данного слова (хлеб-хлебница-посуда, в которой хранят хлеб, кофейник-посуда, в которой варят кофе, чайник - посуда, в которой кипятят чай, и т.д.).
- Употребление расширенного значения уже известного словосочетаний (громадный дом - очень большой дом, тот, который выше всех других домов.).
- Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.
- Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
- Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
- Сопоставление предложений по опорным словам.
Выделение этих направлений во многом является условным, так как в едином процессе формирования лексики они часто переплетаются, взаимодействуют. Однако выделение этих направлений важно для осознания тех языковых процессов, которые необходимо развивать у детей.
У дошкольников с ОНР имеются особенности развития словаря. Словарь синонимов и атрибутивный словарь развит хуже, чем номинативный, предикативный. Процесс формирования антонимичных полей и их структурация у детей с ОНР происходит задержано и на данный момент является несформированным. Это необходимо учитывать в коррекционной работе.
Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, поскольку введение в речь обобщающих слов значительно ее обогащает.
Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом). Рекомендуется использовать записи, рисунки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.
Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов. Важное место отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании, предложении.
В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). При формировании учитывается последовательность появления существительных и прилагательных, фонетические особенности образования прилагательных.
Актуализации словаря способствует и работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа.
Учитывая специфику развития словаря у детей с речевыми нарушениями определены основные направления коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона.
1 направление. Обогащение словаря синонимов.
I этап: Развитие пассивного словаря синонимов.
Задачи:
Развитие синонимии.
Развитие связной речи
Развитие слухового внимания и памяти.
Игра «Придумай предложение»
Содержание: Придумай предложение с каждым из слов приятелей: ветер, вихрь, ураган; ненастный, пасмурный, хмурый; кружится, вращается, вертится.
II этап: Активизация и закрепление словаря синонимов.
Задачи:
Актуализация синонимов.
Развитие синонимии.
Развитие слухового внимания и памяти.
Игра «Подбери слово»
Содержание: Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово - приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребёнок продолжает игру придумывая свои слова. Друг - (товарищ, приятель); дом - (здание, жилище); дорога - (путь, шоссе); солдат - (боец, воин); труд - (работа); мудрость - (ум); бежать - (мчаться, нестись); смотреть - (глядеть); трудится - (работать); печалиться - (грустить); смелый - (храбрый); алый - (красный, багряный).
Игра «Солнышко
Содержание: Логопед даёт задание: Кто ответит на вопрос, тот может прикрепить к солнышку лучик.
Подбери близкое по смыслу слово к слову «смелый».
(отважный, храбрый, решительный).
Заяц трусливый. Как можно еще сказать про него?
(боязливый, нерешительный, пугливый).
Подбери близкое по смыслу слово к слову «беседовать».
(говорить, разговаривать).
Оборудование: солнышко, лучики.
2 направление. Развитие атрибутивного словаря.
I этап: Развитие пассивного словаря прилагательных.
Задачи:
Обогащение словаря прилагательных.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие слухового внимания и памяти
Примерные виды заданий:
Игра «Назови лишнее слово»
Содержание: Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
Игра «Отгадай-ка»
Отгадывание по картинкам загадок-описаний.
Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную.
Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).
Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).
Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).
Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).
Игра «Называй-ка»
Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.
Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.
Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)
II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.
Задачи:
Актуализация и обогащение словаря прилагательных
Развитие слухового внимания и памяти.
1. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного. Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.
Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная...
2. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какое?».
Светит (какое?) солнце.
Солнце - яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.
3 направление. Развитие номинативного словаря.
I этап: Развитие пассивного словаря существительных.
Задачи:
Развитие номинативного словаря.
Развитие слухового внимания и памяти.
1. Проговаривание наименований предмета.
Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?»
2. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета. _
Содержание: Взрослый просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!»), прячет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): «Ищите автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где много есть воды»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.
II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.
Задачи:
Актуализация и обогащение словаря существительных.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
Игра «Угадай, кто так делает?»
Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто?(Голубь.) Жужжит кто?(Жук.) Жалит кто?(Пчела.) и т.д.
Игра «Чудесный мешочек».
Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков.
Игра «Разложи картинки по сходству»
На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.
Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2-3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
Игра «Пара к паре»
(подобрать слова по аналогии на основе различных признаков)
Содержание: Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть - целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.
Огурец - овощ, ромашка - (земля, цветок, клумба).
Помидор - огород, яблоко - (забор, сад, груша).
Часы - время, градусник - (кровать, температура, окно).
Машина - мотор, лодка - (парус, вода, палуба).
Игра «Дополняй-ка»
Дополнение смыслового ряда .
Содержание: Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.
Гвоздь - молоток, шуруп - ...
Дом - крыша, книга - ...
Квадрат - куб, круг - ...
Птица - яйцо, растение - ...
Слова для справки: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, потоп, банк (или кошелек), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.
4 направление. Обогащение словаря антонимов.
I этап: Развитие пассивного словаря антонимов.
Задачи:
Развитие антонимии.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие слухового внимания.
Примерные виды заданий:
Игра «Выбирай-ка».
Выбрать из трех слов два слова - «неприятеля».
Содержание: Предлагается ряд слов, из него надо выбрать слова-«неприятели».
Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий.
Радость, смех, печаль.
Большой, низкий, маленький.
Поднимать, опускать, брать.
II этап: Активизация и закрепление словаря антонимов.
Задачи:
Актуализация антонимов.
Развитие связной речи.
Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
Игра «Закончи предложение»
Содержание: Детям предлагается закончить предложение.
Слон большой, а комар...
Камень тяжелый, а пушинка...
Золушка добрая, а мачеха...
Сахар сладкий, а горчица...
Дерево высокое, а куст...
Дедушка старый, а внук...
Суп горячий, а компот...
Сажа черная, а снег...
Лев смелый, а заяц...
Игра «Сравни!»
Содержание: Детям предлагается сравнить:
По вкусу: горчицу и мед.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку.
По возрасту: юношу и старика.
По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и шалаш.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Содержание: логопед называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть - (раздеть),
Поднять - (опустить),
Бросить - (поймать),
Спрятать - (найти),
Положить - (убрать).
Игра «Слова - «неприятели»
Содержание: к данным словам придумать слова - «неприятели».
1.Имена существительные: день, утро, восход, весна, зима, добро,
друг, грязь, жара, мир, правда, радость, вдох, выдох, польза, грязь,
2.Имена прилагательные: больной, белый, высокий, веселый,
темный, горький, добрый, здоровый, новый, молодой, острый, толстый.
3.Глаголы: войти, говорить, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, ложиться, одеваться, мириться, опускать, помогать, смеяться, закрывать, включать.
5 направление. Развитие предикативного словаря.
I этап: Развитие пассивного словаря глаголов.
Задачи:
Развитие предикативного словаря.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
Лото «Кто быстрее принесет картинку»
Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Логопед вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее логопеду. Отдавая картинку, отвечают на вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?»
Игра «Найди приятеля»
Содержание: Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти; радоваться, веселиться, наряжаться.
II этап: Активизация и закрепление словаря глаголов.
Задачи:
Актуализация и обогащения словаря глаголов.
Развитие тактильной чувствительности.
Развитие зрительного и слухового внимания.
Игра «Кто как кричит?»
Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.
Лото «Кто как передвигается?»
Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Содержание: Дети стоят в шеренге лицом к логопеду. Он произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним («слово - неприятель») к заданному слову и вернуть его ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится логопед. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.
Речевой материал: входить - …; включать -…; строить -…; засыпать -…;хвалить - …; говорить - …;начинать -…; встречать -...; поднимать - …
6 направление. Развитие словаря обобщающих слов.
I этап: Развитие пассивного словаря обобщений.
Задачи:
Обогащение словаря обобщающих слов.
Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
1. Классификация предметов по картинкам.
Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов:
Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.
Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.
Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.
Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.
2.Выделить из серии слов.
Содержание: Детям дается задание выделить из серии слов:
а. Только названия домашних животных:
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, теленок, лось, медведь.
Белка, кошка, петух.
б. Только названия транспорта:
Грузовик, метро, самолет, скамейка.
Автобус, дорога, вертолет, пассажир.
Поезд, купе, пароход, якорь.
Трамвай, водитель, троллейбус.
Игра «Назови лишнее слово»
Содержание: Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
Кукла, песок, ведро, юла, мяч.
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.
Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
Бутылка, банка, сковорода, кувшин, стакан.
II этап: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов.
Задачи:
Актуализация обобщений.
Обогащение словаря обобщающих слов.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Игра «Назови одним словом».
Содержание: Назвать обобщающее слово по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, обозначаемый этим словом. Например:
Как назвать одним словом то, что растет на грядке в огороде, используется в пище? (Овощи)
Как назвать одним словом то, что растет на деревьях в саду, очень вкусные и сладкие? (Фрукты)
Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги? (Одежда)
Игра «Что общего?»
Содержание: Объяснить, что общего у предметов.
У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые), комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают).
Логопедическая работа по развитию лексики у детей с ОНР должна осуществляться параллельно с совершенствованием у них неречевых психических функций, познавательных способностей. Процесс формирования лексики должен основываться на системном подходе, учитывать связи развития словаря детей со становлением у них психических функций.
Следует отметить, что коррекционная и профилактическая работы должны проходить в условиях организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия с учетом общих дидактических принципов (доступности, наглядности, индивидуального подхода, конкретности, сознательности, постепенного усложнения заданий и речевого материала).
Предложенные методические рекомендации можно использовать не только в логопедической работе, но и на занятиях воспитателя детского сада, также ими могут пользоваться родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
как сюжетно - ролевая игра способствует развитию лексической стороны речи...
Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".
Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы....
Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"
В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
В статье представлен опыт по эффективному взаимодействию учителя-логопеда с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения, с использованием современных форм работы и информационных технологий. Пред...
Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....
Консультация для родителей "Логоритмика в коррекционной работе логопеда с дошкольниками, имеющими речевые нарушения"
Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. В России изучением положительного воздействия на рече...