Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Р "Рома в гостях"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Овчарук Татьяна Владимировна

Целью занятия является автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях, предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind._zanyatie_po_avtomatizatsii_r.docx73.33 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Р «Рома в гостях»

Цель: автоматизировать звук Р в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

- образовательные:

- закрепить правильную артикуляцию звука Р;

- продолжать учить правильно согласовывать существительные и прилагательные с числительными;

- закреплять умение правильно употреблять пространственные предлоги;

- закреплять умение составлять сложные слова;

- закреплять умение составлять схемы предложений;

- коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие посредством определения места звука Р в словах;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать слуховое внимание, восприятие, активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения игровых упражнений;

- воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать самоконтроль за правильным произношением звука Р в спонтанной речи.

Оборудование:  тряпичная кукла, картинка с изображениям Язычка, черно-белая картинка с изображением улитки, камни марблс, картинка со спрятанными рогатками, бумажные рогатки, маленькая деревянная коробочка, дыхательная трубочка, картинка с изображением предметов в коробках, картинка с изображением одинаковых предметов со звуком Р (барабанов, помидоров, тараканов), нарисованных вперемешку, схемы-картинки для выкладывания дорожек из камней марблс в заданной последовательности, игра с фонариком «Что у Ромы в кармане?», схемы-картинки для образования сложных слов, магнитно-маркерная доска, маркер.

Ход занятия:

1.Сегодня к нам гости пришел Рома (предъявление тряпичной куклы ребенку). Он тоже будущий первоклассник и хочет поиграть с тобой со своим любимым звуком. А как ты думаешь, какой звук у Ромы любимый? (Звук Р). Ты тоже недавно научился правильно произносить этот звук.  

2.Но прежде, чем начать играть, Рома проведет с тобой артикуляционную гимнастику. Он ее приготовил в стихах. Слушай  стих внимательно и выполняй соответствующее упражнение.  (Ребенку предъявляется картинка с изображением Язычка).

Жил веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился

И на губке развалился.

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язык свой к нёбу прилепляй

И грибочек ты срывай.

Ходят часики тик-так,

Не остановишь их никак.

Влево - тик, вправо - так,

Тик-так, тик-так.

А теперь вот, погляди, -

Это скачут лошади.

Языком пощелкай ты,

Как копытами они.

Язычок наш захотел:

На качелях полетел!

Летят они то вверх, то вниз.

Ты вместе с ними прокатись.

Очень любит Язычок

Вкусное варенье,

Приготовил он друзьям

Это угощение.

Варенье приятное,

вкусное, ароматное.

Язычок подними,

Варенье с губки оближи.

Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

Так живет наш Язычок

В маленьком домишке,

Превращается во все

         На радость всем детишкам!

3.Давай вспомним что делают губы, зубы, язык при произношении Р:

губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык поднят вверх и вибрирует на бугорках за верхними зубами.

4.У Ромы есть такая улитка, но она черно-белая (предъявление картинки с изображением улитки, на которой изображены предметы со звуком Р). Давай украсим ее, чтобы она стала красивой? Для этого нужно произнести названия предметов, изображенных на улитке и в зависимости от того, где в них «спрятался» звук Р (в начале, в середине или в конце слова), на место картинки положить камешек соответствующего цвета  (если звук Р в начале слова – красный камень, в середине слова – желтый камень, в конце слова -  синий камень).

5.Рома очень любит стрелять из рогаток, их у него очень много, но он забывает убирать их на место и часто теряет. Давай поможем найти ему его рогатки (предъявление картинки).

Ромина рогатка за забором, достанем ее из-за забора (кладем картинку с изображением рогатки  на картинку с рогатками, находящимися в разных местах).

Ромина рогатка в кружке, достанем ее из кружки (кладем картинку с изображением рогатки  на картинку с рогатками, находящимися в разных местах).

Ромина рогатка под кроватью, достанем ее из-под кровати (кладем картинку с изображением рогатки  на картинку с рогатками, находящимися в разных местах).

Ромина рогатка на парте, достанем ее из-под парты (кладем картинку с изображением рогатки  на картинку с рогатками, находящимися в разных местах).

Ромина рогатка за рубахой, достанем ее из-за рубахи (кладем картинку с изображением рогатки  на картинку с рогатками, находящимися в разных местах).

Ромина рогатка за карандашами, достанем ее из-за карандашей (кладем картинку с изображением рогатки  на картинку с рогатками, находящимися в разных местах).

Ромина рогатка в портфеле, достанем ее из портфеля (кладем картинку с изображением рогатки  на картинку с рогатками, находящимися в разных местах).

Давай теперь поможем Роме собрать рогатки в коробку (упражнение на развитие речевого дыхания: ребенок должен с помощью дыхательной трубочки (чередуя вдох и выдох) захватить и «перенести» все выложенные бумажные рогатки  с картинки в деревянную коробочку). Сколько рогаток получилось?

6.Игра «Что у Ромы в коробках?»

Посмотри-ка, а Ромы есть еще много коробок и чего в них только нет. Давай посмотрим? Ребенок по картинке называет: у Ромы в коробке помидор, у Ромы в коробке шар и т.д.

Давай посчитаем, сколько в коробке у Ромы красных помидоров, разноцветных барабанов и рыжих тараканов (ребенку предъявляется картинка с изображенными вперемежку помидорами, тараканами и барабанами).

7.Развитие мелкой моторики.

Рома предлагает отдохнуть и выложить тебе дорожки из камешков одновременно двумя руками по образцу (ребенку предъявляется картинка с двумя нарисованными дорожками из разноцветных кругов, их необходимо закрыть камнями марблс соответствующего цвета).

8.Рома спрятал у себя что-то в кармане, но показывать не хочет. Хочешь узнать, что у него там есть? В этом нам поможет волшебный фонарик. Игра с фонариком «Что у Ромы в кармане?»

9.Игра «Сложи слово».

Давай поможем разобраться Роме, как же будут звучать слова. Если:

у пантеры черный хвост, то она будет … чернохвостая пантера

у кошки черные лапы, то она будет … чернолапая кошка

у вороны черные крылья, то она будет чернокрылая ворона

у волка черный нос, то он будет черноносый волк

у мальчика черные брови, то он будет чернобровый мальчик

у кабана черные глаза, то он будет черноглазый кабан

у кролика черные уши, то он будет черноухий кролик

у человека черные волосы, то он будет черноволосый человек

у футболиста черная кожа, то он будет чернокожий футболист.

Давай составим предложение с любым из этих слов и нарисуем его схему.

10.Подведение итогов.

Роме пора уходить. Тебе понравилось с ним играть? Что именно понравилось?И ты очень помог ему. Он хочет наградить тебя медалью «За сообразительность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах

Индивидуальное логопедическое занятие предусматривает проведение самомассажа артикуляционного аппарата....

конспект индивидуальной логопедической образовательной деятельности (автоматизация звука Ш) "В гости к Каркуше-говоруше"

Конспект для проведения логопедического занятия для ребенка-дислалика старшей группы детского сада....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [р] в слогах и словах.

Индивидуальное занятие с ребёнком старшей группы по автоматизации звука Р в прямых слогах и словах с этими слогами....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] «В гости к Золушке»

Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [ Л] в слогах, словах;- закреплять умение образовывать притяжательны...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звуков с помощью логопедического комплекса «Антошка»

конспект занятия для учителя - логопеда для индивидуальной работы с детьми ОВЗ на логопедическом комплексе Антошка....