Журнал логопедического сопровождения
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа)

Масимова Светлана Новрузовна

Лексико-грамматический материал согласно лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_logopedicheskogo_soprovozhdeniya_wecompress.com_.docx626.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дата/ ФИ ребенка

Сентябрь 3 неделя  «Подарки осени» (грибы, ягоды)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Игра «Назови лист»

Лист дуба какой? дубовый

Лист березы какой?

Лист рябины какой?

Лист клена какой?

Лист каштана какой?

2.Игра «Пересчитай-ка»

Пересчитай грибы, деревья:

Один мухомор, два мухомора, ...пять мухоморов.

Один боровик, два боровика, ...пять боровиков.

Один каштан, два каштана, ...пять каштанов.

Один клен, два клена, ...пять кленов. 

Зрительно-слуховое внимание

3.Загадки

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осень)

Краснеют и желтеют,

С деревьев опадают,

В воздухе кружатся

И на землю ложатся. (Листья, листопад)

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать! (Ветер) 

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Сентябрь 4 неделя  « День осенний на дворе» (фрукты, овощи. огород)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр «Назови, какая погода?»: какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая, … дует ветер – ветреная; если на улице холодно –…; если пасмурно - …; сыро - …; хмуро - …; солнечно - …; ясно - …; солнце - …

Зрительно-слуховое внимание

2.Упр «Послушай и повтори» лишь то слово, которое отражает признак   осени.

Листопад        сосульки        ледоход

Жара        пасмурно        дождливо

Снеговик        цветение        пляж

Ливень        урожай        одуванчики

Мороз        капель

3.Упр Какое слово отличается от других?

Осень, осень, носим, осень.

Дождь, дождь, подожди, дождь.

Капля, капля, копать, капля.

Мелкая моторика

4.Штриховка ручкой (!) (приложение)

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Октябрь 1 неделя  «Будь осторожен: опасное и безопасное вокруг нас» (осень)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр «Подбери признак к предмету»: осень (какая?) –золотая, грустная, дивная, пышная; лес – золотой, багряный, …; небо - …; солнце - …; дождь - …

2.Упр «Подбери предмет к признаку»:

осенний -…(день, дождь, ветер); осенняя - …(ночь, погода, сырость, одежда); осеннее - …(небо, ненастье, увяданье, дерево); осенние - …(деньки, каникулы, листья, заморозки)

3.Упр «Скажи наоборот» закончи предложения.

Летом солнце яркое, а осенью … Летом день длинный, а осенью… Летом тучки ходят высоко, а осенью…Летом птицы учат птенцов летать, а осенью …Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью… Летом люди растят урожай, а осенью…

Зрительно-слуховое внимание

4.Упр «Повтори» (четко прослеживаем последовательность)

АУ;АИУ;УАИ;ИУАУ; АИАУ;ИУАУ;УИАУ;АИУИ;ИИУА;АУАУ;ААИУ;УИУИ;УУИУ

Мелкая моторика

5. Вырезалки

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Октябрь 2 неделя  «Мир вокруг нас» (перелетные птицы)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр «Подели на слоги» названия перелётных птиц: скворцы, ласточки, стрижи, грачи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди. (хлопки)

2.Игра «У кого кто?» с мячом: (скворцы, ласточки, стрижи, грачи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди)

У скворца – скворчата

У журавля – журавлята

У ласточки – ластушенок

У лебедя – лебеденок

3.Упр «Чей? Чья? Чье?» (в картинках) обращаем внимание на окончания:

- Чей это клюв? (утиный)

- Чьи это ноги? (журавлиные)

- Чьё это крыло? (гусиное)

-Чья это шея? (лебединая) И т.п.

Зрительно-слуховое внимание

4.Игра «Слушай, хлопай, топай!» перечислять птиц, хлопать и топать на др слова

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, дятлы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы…

Мелкая моторика

5.Упр «Кто спрятался?»

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Октябрь 3 неделя «Мир осенней одежды и обуви» (сезонная одежда, обувь, головные уборы)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр «Один — много»

Футболка — футболки — много футболок. Носок — носки — много носков. Платье — платья — много платьев. Фартук — фартуки — много фартуков. Юбка — юбки — много юбок. Блузка — блузки — много блузок. Рубашка — рубашки — много рубашек. Шуба — шубы — много шуб. Плащ — плащи — много плащей.

2.Упр «Скажи ласково»

Футболка — футболочка. Колготы — колготочки. Носки — носочки. Юбка — юбочка.

Блузка — блузочка. Рубашка — рубашечка. Шуба — шубка. Брюки — брючки.

3.Упр «Скажи по образцу» (с выделением окончания голосом)

Саша надел рубашку, а дети надели рубашки. Таня купила платье, а девочки купили ... (платья). Петя погладил брюки, а дети погладили ... (брюки). Сережа постирал плащ, а дети постирали ... (плащи).

4.Игра «Магазин» (образование относительных прилагательных от существительных):

В магазине в продаже имеется одежда: для зимы – зимняя, -лета, -осени, -дома, -детей, - работы, - школы, - улицы, - мужчин, - женщин, - спорта

Мелкая моторика

5.Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки»

Жили – были в домике маленькие гномики:(сжимать и    разжимать кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибать пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибать пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать. (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, Пики – платочки, (загибают пальчики, начиная с больших)

Лики – штанишки, Чики – носочки,        

Мики умница был, всем водичку носил.         

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Октябрь 4 неделя «Животные родного края готовятся к зиме» (домашние животные, птицы и их детёныши) 

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр.«Кто кем был?» Собака была щенком, лошадь была .., корова была…, свинья -.., кошка-.., коза-…, овца -…

2.Упр «Назови ласково»: уши у кота – ушки у котенка, зубы у собаки - …, рога у коровы -…,грива у лошади -.., хвост у свиньи -.., шерсть у овцы-…, копыто у козы -…

3.Упр «Как родители кричат, чтоб позвать домой ребят?»

Корова мычит, лошадь …, овца…, свинья …, кошка…, собака…, коза… .

4.Упр «Подбери предмет к признаку» быстроногий -…., пушистая - ..,рогатая - ..,упрямый -.., важный -..,пугливый-…

5.Упр «Подбери предмет к действиям»: лает, грызет, сторожит-; крадется, царапается, облизывается, - ...; бодается, жует, блеет, пасется - ;        бегает, скачет, ржет -…

6.Упр «Рассказ» об одном из животных составить рассказ-описание.

Зрительно-слуховое внимание

7.Упр «Повтори» (четко прослеживаем последовательность)

АИУОЭ;ЭУИАИ;АИЭ;УЭИА;ТА-ТО-ТУ;АТ-ОТ-ИТ-ЭТ; АТА-ОТА-ИТО; АТ-ЭТ-УТ

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Ноябрь 1-2 неделя «Домашние птицы и их птенцы»

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

Формирование произносительных умений и навыков

(кинестическая память)

1.Упр   Ребенок произносит звуки и обводит губы пальцем (используйте тактильную поддержку). Так ребенок ясно поймет, что вы «рисуете» звуки.    

[А] – большой круг. [О] – небольшой кружок. [У] – маленький кружок, почти точка. [И] – вогнутая дуга. Рисуете «изображение» звука, ребенок называет его.

  • Ребенок «показывает» звук ртом, вы произносите его.
  • Ребенок «рисует» звук, вы – произносите. Допускайте «ошибки», он исправляет.

   (см. приложение)

Понимание речи / Мелкая моторика

2. Упр «Где,чья мама?» Рисование кривой линии (метод рука в руке)

   

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Ноябрь 3 - 4 неделя «Лес. Жители леса»

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

Формирование произносительных умений и навыков(кинестическая память)

1.Упр Ребенок произносит звуки сопровождая движениями обеих рук.404tuc3nzeabm0n28

[А] – руки вниз; [О] – руки вверх; [У] – вперед; [И] – руки в стороны (рисуем улыбку)

Усложнение: соединяем звуки [АИ][АУ][ИО][ОА][ОУ]

Зрительно-слуховое внимание

2.Упр  на дыхание (мыльные пузыри, тренажеры и т д)

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Декабрь 1 неделя «Что подарит нам зима, чем она порадует?» (зима, времена года)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр «Жадина» МОЙ, МОЯ, МОИ, МОИ (снег - снежок, снежинка, снежки, снежный (ком), снегопад, Снегурочка, снеговик, снеговик);

2.Игра «Назови ласково» санки - …, елка - …, палки -…, снеговик - …, снежки -…, зима -.., лопата - .., горка - …,звезда -.., лед -…, зима -.., погода -.., снежинка - …

Зрительно-слуховое внимание

3.Загадки см.Приложение

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Декабрь 2 неделя «Как помочь птицам и животным зимой?»(зима, времена года)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр «Каким (какой) может быть?»: снег – белым, пушистым, мягким, липкий … Зима – суровая, холодная, морозная… Например: зима (какая?) –сибирская, морозная, снежная.

Мелкая моторика

2. Пальчиковая гимнастика «Дом для птицы»
Птичка дом себе вила, (пальцы складывают «домиком»)
В гнездо веточку несла.
 (каждый пальчик удаляется от пальчика)
Там, где курочка гуляла,
 (пальчики «ходят» по столу)
Три пушиночки нашла.
Хлев овечий обошла,
 (пальчики стучат по столу)
Две соломинки нашла.
Получился дом отличный,
 (ладони складывают «домиком»)
Можно отложить яички.
 (каждый палец постукивает о другой) 

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Декабрь 3-4 неделя «Новый год. Зимние забавы» «Мастерская Деда Мороза» (зима, времена года)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр «Доскажи словечко» Образование родственных слов.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю … (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые ….(снежинки)

На поселки, на лужок все снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят – все сильнее …(снегопад)

Все бегут вперегонки , все хотят играть в …(снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик.)

Зрительно-слуховое внимание

2. Упр. «Найди елочку без пары» см Приложение

https://heaclub.ru/tim/5cdfe8d1b07b593f31b9d780ecde7c1e.jpg

Мелкая моторика

3. Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики). 
Мы с тобой снежок лепили. (
"Лепят снежок").
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (
Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (
Грозят пальником). 
Раз — подбросим.                (
"Подбрасывают"). 
Два — поймаем.                (
Приседают, "ловят"). 
Три — уроним.                (
Встают, "роняют"). 
И.. сломаем.                (
Топают). 

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Декабрь 3-4 неделя «Новый год. Зимние забавы» «Мастерская Деда Мороза» (зима, времена года)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр «Доскажи словечко» Образование родственных слов.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю … (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые ….(снежинки)

На поселки, на лужок все снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят – все сильнее …(снегопад)

Все бегут вперегонки , все хотят играть в …(снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик.)

Зрительно-слуховое внимание

2. Упр. «Найди елочку без пары» см Приложение

https://heaclub.ru/tim/5cdfe8d1b07b593f31b9d780ecde7c1e.jpg

Мелкая моторика

3. Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики). 
Мы с тобой снежок лепили. (
"Лепят снежок").
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (
Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (
Грозят пальником). 
Раз — подбросим.                (
"Подбрасывают"). 
Два — поймаем.                (
Приседают, "ловят"). 
Три — уроним.                (
Встают, "роняют"). 
И.. сломаем.                (
Топают). 

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Декабрь 3-4 неделя «Новый год. Зимние забавы» «Мастерская Деда Мороза» (зима, времена года)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр «Доскажи словечко» Образование родственных слов.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю … (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые ….(снежинки)

На поселки, на лужок все снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят – все сильнее …(снегопад)

Все бегут вперегонки , все хотят играть в …(снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик.)

Зрительно-слуховое внимание

2. Упр. «Найди елочку без пары» см Приложение

https://heaclub.ru/tim/5cdfe8d1b07b593f31b9d780ecde7c1e.jpg

Мелкая моторика

3. Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики). 
Мы с тобой снежок лепили. (
"Лепят снежок").
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (
Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем не сладкий. (
Грозят пальником). 
Раз — подбросим.                (
"Подбрасывают"). 
Два — поймаем.                (
Приседают, "ловят"). 
Три — уроним.                (
Встают, "роняют"). 
И.. сломаем.                (
Топают). 

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Январь 3-4 неделя «Моя семья» «Части тела» 

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование

лексико-грамматических категорий

1.Упр «Назови ласково»Ухо – ушко, шея -.., лицо -.., локоть-.., нос-…, рука-..., пальцы -.

2.Упр «Один - много». Ухо – уши, шея -.. , волос - … , голова - … , ноздря -.,  подбородок - …, лицо - …, нос - .., рот -…, локоть -.

3. Упр «Моя семья» Поговорить с детьми о семье по фото, принесенном из дома:С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови членов твоей семьи? Подобрать прилагательные к словам: мама, бабушка, папа, дедушка.

Зрительно-слуховое внимание

4. Упр «Семейный труд»

5. Упр «Назови и покажи»

Мелкая моторика

5. Рисование «Человек» (в полный рост, контроль навыков  рисования)

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Февраль 1 неделя «Профессии»

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Формирование произносительных умений и навыков

(кинестическая память)

1. Упр   Ребенок произносит звуки и обводит губы пальцем (используйте тактильную поддержку). Так ребенок ясно поймет, что вы «рисуете» звуки.    

[А] – большой круг. [О] – небольшой кружок. [У] – маленький кружок, почти точка. [И] – вогнутая дуга. Рисуете «изображение» звука, ребенок называет его.

Ребенок «показывает» звук ртом, вы произносите его.

Ребенок «рисует» звук, вы – произносите. Допускайте «ошибки», он исправляет.

   (см. приложение)

2. Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам :  Фамилия, имя и отчество мамы (папы). Где работает мама (папа) и кем? Эта профессия мужская или женская? Назовите атрибуты профессии. Где работает мама (папа) – на улице или в помещении? С кем или с чем работает мама (папа) - ( с людьми, с животными, с техникой, с книгами)?

Понимание речи / Мелкая моторика

3. Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовит обед,    Ребром ладони правой руки стучать по ладони левой руки.                      

А тут отключили свет .Загибать большой палец правой руки.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он!

Примечание

 

Загибать указательный палец правой руки.

Загибать средний палец правой руки.

Загибать безымянный палец правой руки.

Загибать мизинец правой руки.

Пальцы собрать в щепоть и как бы сыпать сахар.

Развести руки в стороны

Дата/ ФИ ребенка

Февраль 2 неделя «Мир технических чудес» (бытовая техника)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

Формирование произносительных умений и навыков(кинестическая память)

1.Упр Ребенок произносит звуки сопровождая движениями обеих рук.404tuc3nzeabm0n28

[А] – руки вниз; [О] – руки вверх; [У] – вперед; [И] – руки в стороны (рисуем улыбку)

Усложнение: соединяем звуки [АИ][АУ][ИО][ОА][ОУ]

Зрительно-слуховое внимание

2.Упр  на дыхание (мыльные пузыри, тренажеры и т д)

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Декабрь 1 неделя «Что подарит нам зима, чем она порадует?» (зима, времена года)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр «Жадина» МОЙ, МОЯ, МОИ, МОИ (снег - снежок, снежинка, снежки, снежный (ком), снегопад, Снегурочка, снеговик, снеговик);

2.Игра «Назови ласково» санки - …, елка - …, палки -…, снеговик - …, снежки -…, зима -.., лопата - .., горка - …,звезда -.., лед -…, зима -.., погода -.., снежинка - …

Зрительно-слуховое внимание

3.Загадки см.Приложение

Примечание

Дата/ ФИ ребенка

Декабрь 2 неделя «Как помочь птицам и животным зимой?»(зима, времена года)

Звукопроизношение

Артикуляционная гимнастика

*Автоматизация звуков по индивидуальной тетради

Совершенствование лексико-грамматических категорий

1.Упр «Каким (какой) может быть?»: снег – белым, пушистым, мягким, липкий … Зима – суровая, холодная, морозная… Например: зима (какая?) –сибирская, морозная, снежная.

Мелкая моторика

2. Пальчиковая гимнастика «Дом для птицы»
Птичка дом себе вила, (пальцы складывают «домиком»)
В гнездо веточку несла.
 (каждый пальчик удаляется от пальчика)
Там, где курочка гуляла,
 (пальчики «ходят» по столу)
Три пушиночки нашла.
Хлев овечий обошла,
 (пальчики стучат по столу)
Две соломинки нашла.
Получился дом отличный,
 (ладони складывают «домиком»)
Можно отложить яички.
 (каждый палец постукивает о другой) 

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей

Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....

Логопедическое сопровождение раннего возраста в условиях детского сада (буклет)

Логопедическое сопровождение раннего возраста в условиях детского сада (буклет для родителей)...

План психолого – логопедического сопровождения детей

План взаимодействия логопеда и психолога в ДОУ Общеразвивающего типа в условиях логопункта....

Логопедическое сопровождение как часть комплексного индивидуального сопровождения развития дошкольников с ОВЗ

     Комплексное сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции все...

3.1 Журнал логопедического обследования

Журнал логопедического обследования...

Особенности логопедического сопровождения обучающихся с ТНР в условиях логопедического пункта

Особенности логопедического сопровождения обучающихся с ТНР в условиях логопедического пункта...

Программа индивидуального сопровождения индивидуального логопедического сопровождения ребёнка дошкольного возраста, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного обучения с ОВЗ ТНР

Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педаг...