Весна пришла
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с заиканием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для заикающегося ребенка
возраст – 6 лет.
Заикание тонического типа, дыхательной формы.
Невротическая форма заикания средней степени тяжести.
Течение – рецедивирующее.
Тема занятия «Весна пришла»
Цель – совершенствование навыка плавной интонированной речи
Задачи
Коррекционно-развивающие:
- продолжать учить регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела;
- развивать длительность и плавность речевого выдоха;
- формировать темп, ритм и плавность речи;
- создать условия для координации речи с движением
- развивать чувство ритма, зрительное и слуховое внимание, восприятие, память логическое мышление;
Коррекционно-образовательные:
- расширять и уточнять представления о приметах весны, изменениях, происходящих в природе весной.
- продолжать активизировать словарь за счет слов, обозначающих названия птиц, цветов, упражнять в классификации птиц.
- закреплять вопросно-ответную, сопровождающую формы речи с помощью на основе наглядного материала,
- побуждать употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные во множественном числе.
Коррекционно-воспитательные:
- создать условия для положительной мотивации к занятию.
- способствовать развитию уверенности в своих силах;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование
корзинка с предметными картинками – цветы, конверт с предметными картинками – птицы перелетные и зимующие; насекомые; кукла Весна, аудиозапись «звук дождя»
Ход занятия.
Организационный момент (создание положительного настроя на занятие, активизация защитных сил организма).
Я хочу передать тебе тепло солнышка (Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций: встать друг напротив друга, положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть в глаза друг другу, улыбнуться, поздороваться за руку, затем ладошками)
- Сегодня мы с тобой будем встречать весну. Повторяй за мной.
- Распевка: «Весна» - поется на двух нотах
Весна, Весна, хорошо, что ты пришла!
Весна, Весна, что с собой ты принесла?
- А вот сейчас мы вспомним, что происходит с приходом весны.
- Самомассаж лица «Весна». Смотри внимательно и делай, как я.
Если тает снег и лед, Поглаживающие движения обеими
ладонями сверху
Звонкий ручеек течет, вниз по боковым сторонам лица и шеи,
Распускается листва - по центральной части лица и шеи.
Это к нам пришла весна
Первые капели Постукивающие движения
В полдень зазвенели.
Они весело бегут
Звонко песенку поют.
Шлепаем по лужам Пошлепывающие движения
После зимней стужи.
Каждый год весной потоп.
Под ногами: шлеп, шлеп, шлеп.
Обогрела всех весна, Спиралевидные движения
Пробудился лес от сна.
Все, кто спал, весной проснулись.
Птицы с юга к нам вернулись.
Землю солнышко согрело, Поглаживающие движения
И трава зазеленела.
День весенний стал длиннее,
Небо ярче и синее.
Основная часть
- Упражнения для пальчиков (при назывании птицы – загибать пальчики на руке).
«Птичек стайка». И. Токмакова
Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка.
– Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко.
Эта – зяблик, это – стриж, это – развесёлый чиж.
Ну, а это – злой орлан. Птички, птички, по домам.
(Сжать пальчики в кулачки)
- О ком это стихотворение? Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах. Птицы возвращаются из теплых стран, когда пригреет солнышко, и воздух становится теплым. Давай покажем птицам теплый весенний воздух.
- Упражнение «Тёплый выдох» (работа над диафрагмальным выдохом) - сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.
И жуки расправляют свои крылышки (работа над голосом).
- Упражнение «Жук жужжит» - руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, произносить «ж-ж-ж», опуская руки вниз.
Они жужжат по-разному.
- Произнести на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ –ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ – НЬНЬНЬНЬНЬ. (звук Ж – ближе грудному звучанию, З – середине, НЬ – верхнему, головному, лицевому).
Послушай, что это стучит? (аудиозапись «звук дождя») Это весенний дождик. Общая моторная зарядка (работа над умением регулировать напряжение и расслабление).
- Упражнение Дождик (проводится после предварительного показа логопедом, совместно).
– Дождик, дождик,
Лей, лей (руки вверху, движения кистями рук: вверх – вниз, тело и руки напряжены)
Земля, земля,
Пей, пей (постепенный наклон туловища вперед, голова опущена вниз, руки свободно повисают; обратить внимание на ощущение расслабления).
- Дождик напитал землю, и стали появляться первые весенние цветы. Сейчас мы с тобой покажем, как появляются первые весенние цветы.
- Упражнение «Подснежники» (релаксация). Присесть на корточки. Солнышко пригревает, дождик поливает, цветы вырастают. Медленно поднимаем руки, ростки тянутся к солнышку. Почувствовать напряжение. Солнышко спряталось, замерзли наши растения. Расслабиться, уронить голову, руки, опустить плечи и туловище. Опуститься на пол. Полил теплый дождик, ожили цветы, тянутся к солнышку. Повторить несколько раз.
- Дидактическая игра «Один - много».
А какие весенние цветы ты знаешь? Ребенок отбирает картинку и называет цветок.
А теперь я буду называть один цветок, а ты назови, как будет, если этих цветов много.
Один одуванчик – много одуванчиков
Один подснежник – много подснежников
Один тюльпан – много тюльпанов и т.д.
- Весна (кукла) принесла с собой конверт с картинками, на которых изображены разные птицы.
- Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию». (Логопед описывает внешние признаки перелётной птицы, а ребёнок называет её. При правильном ответе логопед демонстрирует картинку. Ответы сопровождаются дирижированием ведущей рукой).
Например, эта птица с длинными ногами красного цвета и красным длинным клювом. У нее длинная шея и белое оперенье, на концах крыльев – черные перья. (АИСТ) и т.д.
- Как называют таких птиц? (Перелетные).
- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края?
- Почему они улетают?
- Чем питаются перелетные птицы?
- Чем питаются зимующие птицы?
- Игра «Чем питаются птицы?»
- Ты картинку покажи,
Чем питаются, скажи.
У ребенка картинки с изображением насекомых. Он показывает картинки и вслед за логопедом повторяет:
Перелетные птицы питаются червяками.
Перелетные птицы питаются бабочками.
Перелетные птицы питаются жуками. и т.д.
Произнося предложения, ребенок кладет ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова (воспроизведение ритмико-интонационного рисунка фразы).
- Физкультминутка. Логопед читает стихотворение, ребенок выполняет движения.
«Грачи»
На этой неделе грачи прилетели. («летит» по кругу)
Хоть трудна была дорога, (остановиться)
Старший грач прикрикнул строго: (грозит пальчиком)
«За работу! Дела много!» (повороты туловищем)
Помни сам, других учи, да по-настоящему: (машут «крыльями»)
Наши черные грачи («летит» по кругу) птицы работящие!
- Чистоговорки. - Повторяй со мной вместе, а потом сама повтори чистоговорки.
А–А– А: к нам пришла весна
У–У– У: я на улицу хочу
О–О– О: как весною хорошо
ЦЫ–ЦЫ– ЦЫ: прилетели к нам скворцы
Ы–Ы– Ы: зацветают все сады
НА–НА– НА: травка первая видна
ДА–ДА– ДА: в ручейке журчит вода
ГА–ГА– ГА: тают белые снега
- Дидактическая игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных)
- Весна – доброе, ласковое время года, давай и мы назовем ласково весенние слова. Например,
Солнце – солнышко
Гнездо – гнездышко
Птенец - птенчик
Трава – травушка
Ручей – ручеек
Верба – вербочка
Росток - росточек
Соловей – соловушка
Скворец – скворушка
Журавль - журавушка
- Я знаю красивое стихотворение о весне. Давай его выучим. (Работа по закреплению навыков правильной речи).
О Весне (Н. Найденова).
О весне сказали нам
Песни из скворечника
И сережки желтые
На ветвях орешника.
О весне сказали нам
Воробьи драчливые,
Вербочки мохнатые,
Ручейки шумливые.
Бабочка-крапивница
На лесной проталинке,
Синие подснежники
И сырые валенки.
План работы над стихотворением.
1. Сопряженная речь. Ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносят стихотворение.
2. Отраженная речь. Ребенок повторяют фразы вслед за логопедом.
3. Вопросно-ответная форма. Логопед задает вопросы по тексту стихотворения:
4. Самостоятельная форма. Ребенок попробует сам пересказать стихотворение.
Заключительная часть.
- Какое время года наступило? - Тебе понравилось играть в разные игры с Весной? Какая игра тебе понравилась больше всего? Как ты себя чувствуешь? Мне тоже понравилось с тобой играть и заниматься, ты большая умница. Нарисуй дома картинку о весне, а мы вместе ее рассмотрим в следующий раз.
Игра «Встретимся опять». Педагог и ребенок встают друг напротив друга протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пришла весна - пришла Победа!
Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...
Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»
Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа» Ведущий: Праздник Побед...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Прошли морозы, холода, пришла весна, весна пришла!!!».
Игра-занятие с использованием дидактических игр....
Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна - пришла Победа"
Сценарий конкурс чтецов для детей старшего дошкольного возраста, проводимого в рамках проекта "Чтобы помнили..."...
Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна, пришла Победа!"
Цель: воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, уважение к старшему поколению, формирование представлений о Великой Отечественной войне, о её значении в истории нашей страны и всег...
Организация игровой программы «Пришла весна, пришла, красна»
Основными целями в организации игровой программы должно быть создание праздничного настроения, сплочение коллектива, развитие внимания, тренировка памяти.Основными задачами в организации игровой прогр...
Смотр-конкурс "Пришла весна - пришла победа!" Муниципальный уровень 2015г.
Поздравляем участников городского смотра-конкурса чтецов - воспитанников МДОУ "Пришла весна - пришла Победа!". Наши воспитанники и музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна Дмитриевн...