буклет "Нейроигры для детей с ТНР"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
Нейропсихологические игры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.
Нейропсихологические игры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы:
Во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка.
Во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности.
В-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.
Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Позже эти навыки пригодятся ребёнку в любой ситуации.
На что направлены нейропсихологические упражнения:
- развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
- развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
- работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
- активизация речи;
- работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания;
- мозжечковая стимуляция -совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.
Нейроигры на этапе автоматизации звука.
Выкладывание узоров из камней, пуговиц одновременно двумя руками с проговариванием слогов, слов.
Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит слогов, слов.
Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый.
Нейроупражнение «Колечко» автоматизируем звуки в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).
Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь. 2 вариант: звук С – кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
Нейроупражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. Упражнение применяется при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках.
Нейроупражнение «Локоть-колено». Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.
Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джок). 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки
Доска Бильгоу
Это специальный тренажёр. Задача ребёнка – удержать равновесие. Сопровождая это упражнение проговариванием речевого материала.
Игра «Пловцы». Цель: автоматизация звука на уровне слога или слова, развитие координации. Описание: Ребенок сидит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает выполнять упражнения для рук: имитация плавания, вращательные движения руками вперед, назад, и параллельно произносить поставленный звук на уровне слога или слова.
Игра «Посмотри – повтори». Цель: формирование правильного дыхания и навыка голосоведения, развитие координации, чувства равновесия. Описание: Ребенок стоит на балансировочной доске, смотрит за движениями учителя-логопеда (подняться на носочки; наклониться вперед; повороты головы) и выполняет дыхательную гимнастику; (подняться на носочки и присесть; опустить голову вперед) и выполняет голосовую гимнастику, сохраняя равновесие в процессе упражнений.
Игра «Бери и говори». Цель: практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование относительных прилагательных, развитие диалогической речи, развитие слухового внимания, чувства рифмы, зрительно-моторной координации, моторной ловкости. Описание: Ребенок стоит на балансировочной доске наклоняется вперед, берет кинезиологический мяч, кидает его учителю-логопеду, затем ловит; учитель-логопед предлагает игры «Назови ласково», «Какой, какая, какие, какое?», «Доскажи словечко».
Игра «Задания выполняй и повторяй». Цель: автоматизация звуков на уровне слогов и слова, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей. Описание: Ребенок стоит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает задания на автоматизацию звуков на уровне слога, слова с одновременным выполнением движений (поймать и кинуть логопеду мешочек обеими руками, только правой рукой, только левой рукой; поймать правой, а кинуть левой; поймать левой, а кинуть правой; самостоятельно подкидывать и ловить мешочек обеими руками, только правой, только левой, перекидывать из правой руки в левую и обратно).
Нейропрописи развивают важный навык: координацию ведущей и ведомой руки.
Вся работа таких прописей строится на трёх принципах:
- разнообразие;
- синхронность действий;
- работа двумя руками.
То есть мы активизируем мозг через непривычные для него действия, подключаем к одновременной работе оба полушария, укрепляем старые нейронные связи и создаём новые.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11«Колосок»
Подготовила:
Морозова В.Е.
учитель –логопед
МДОУ «Детский сад №11 «Колосок»
г/о Семенов, 2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....