Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука "р")
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука "р")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
индивидуальной логопедической
непосредственной образовательной деятельности
на тему: «Морское путешествие»
(автоматизация звука [Р])
Возрастная группа: старшая группа
Учитель-логопед :
Салмина Юлия Валериевна
Цель: автоматизировать звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
· образовательные: продолжать формировать навыки слогового и звукового анализа слов (определение позиции звука в слове, составление звуковой схемы слова); умение давать характеристику звука; умение согласовывать слова в предложении;
· коррекционно-развивающие: активизировать мышцы речевого аппарата, развивать голос, фонематические процессы, зрительное восприятие и прослеживающую функцию глаза, общую и мелкую моторику, психические процессы: внимание, память, мышление;
Оборудование: игрушки: рыбка, обезьянка, черепаха, карточки с артикуляционной гимнастикой, карточки для характеристики звука, «Звуковые дорожки», дидактическая игра «Конфеты», дидактическая игра «Ракушки», дидактическая игра «Бусы», предметная картинка: РАК, звуковой пенал.
Ход:
Организационный момент.
Игра «Определи, какой звук: гласный или согласный». Различение гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.
- Я буду называть звуки, а ты определи какие они. Если звук гласный – хлопни, если твердый согласный – топни, а если мягкий согласный – обними себя.
Логопед называет звуки.
-Молодец. Сегодня к нам приплыла Рыбка. Она приглашает нас в морское путешествие. А во время путешествия мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [р].
Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
- К путешествию нужно как следует подготовиться, а для этого вспомним упражнения для язычка по карточкам-подсказкам.
1. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы (удерживать под счет до 10).
2. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения вперед-назад.
3. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.
4. «Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, показать «ножку гриба» (удерживать под счет до 10).
- Хорошо. Молодец!
2. Упражнение «Заведи мотор».
- Путешествовать мы будем на корабле, а для этого необходимо завести мотор корабля: «тр-р-р-р», «др-р-р-р», «р-р-р».
- Отлично!
3. Характеристика звука. (по карточкам-подсказкам)
- Чтобы наш корабль не сбился с пути, дай, пожалуйста, характеристику звука [р], какой он? Выбери правильную карточку.
- Согласный или гласный? [Согласный.]
- Почему? [Есть преграда.]
- Что является преградой? [Язык и зубы.]
- Он твердый или мягкий? [Твердый.]
- Звонкий или глухой? [Звонкий.]
- Почему? [Есть голос.]
- Правильно. Молодец!
4. Произношение изолированного звука.
Упражнение: «Звуковые дорожки»
- Плывем по волнам. Медленно веди пальчиком по голубой дорожке и произноси звук [р] тихо.
- А сейчас быстро веди пальчиком по синей дорожке и произноси звук [р] громко.
- Теперь проведи пальчиками обеих рук с усилением голоса.
- Молодец!
5. Закрепление звука в слогах.
- Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то остров. Кто же нас на берегу встречает? (Обезьянка.) Она просит нас поиграть с пальчиками.
Упражнение: «Пальчики здороваются»
Правая рука и левая одновременно ар-ор-ур-ыр, ра-ро-ру-ры
- Молодец!
6. Развитие фонематического слуха.
Игра: «Слушай внимательно!»
- Перед нами высокие горы, чтобы их преодолеть нам необходимо на каждое слово приседать, а на слово со звуком [р] – подпрыгивать: лодка, командир, мотор, кукла, сумка, рак, рыба.
- Молодец!
7. Закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха.
Игра: «Собери ракушки»
- Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберем на берегу ракушки. Возьми ракушки с картинками, в названии которых есть звук Р.
- Продолжаем путешествие. Отгадай загадку:
Обо мне говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед, только задом наперед. [Рак.]
- Верно. Молодец!
8. Звуковой анализ слова.
- Сделай, пожалуйста звуковой анализ слова «рак».
- Произнеси его еще раз и скажи, сколько звуков в этом слове? (Три.)
- Назови первый звук? (р) Какой он? (Согласный, твердый.) Назови следующий и т.д.
9. Зрительная гимнастика.
- Пора сделать отдых для глаз.
Упражнение: «Веселые мотыльки» - часто-часто поморгать глазами, затем отдохнуть с закрытыми глазами под счет (1-5).
10. Закрепление звука в словах. Определение позиции звука в слове.
Игра «Конфеты».
- Плывем дальше, посмотри с нами хочет поиграть черепаха. Она угощает нас конфетами. Разложи конфеты по соответствующим схемам, в зависимости от того, где слышится звук [р] в данных словах (в начале, середине или в конце слова).
- Молодец!
11. Закрепление звука в словах. Определение первого и последнего звука в слове.
Игра «Собери бусы».
- А мы для черепахи соберём бусы. Назови картинку вслух (топор), выделив последний звук. Последний звук этого слова будет первым звуком следующего и т.д.
Топор-рыба-арахис-сыр.
12. Закрепление звука в предложениях.
Сделаем остановку и выполним задания.
Игра: «Исправь ошибку»
- Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают червяков.)
- Мусор убирает Рому.
- Куры кормят Марусю.
Заключительная часть. Рефлексия.
- Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и держим курс домой.
- С каким звуком мы сегодня работали? (анализ артикуляции, характеристика, заключительное проговаривание)
- Что делали? (Путешествовали по морю.)
- Что было интересным?
- Что было трудно, легко?
Оценка работы с положительной направленностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....
Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».
Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [ш]
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш]. Конспект сделан не мной. Я просто выложила,т.к. на основе этого конспекта была сделана презентация к нему....
Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука "Ш"
Конспект индивидуального логопедического занятияАвтоматизация звука "Ш"...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах".
Занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах разивает фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание и память ребёнка 5 лет, способствует введению звука ...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....