Развитие фонематического восприятия су детей с ОНР
презентация по логопедии
Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya-perminova.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исторический аспект: Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Краценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта « (нем.)» в 1872г.. Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини , Р. Раск , Я. Гримм , А. Шлейхер , И. А. Бодуэн де Куртенэ , Ж. П. Руссло , П. Пасси , Ж. Жильерон , Э. Зиверс , М. Граммон , Д. Джоунз , В. А. Богородицкий , Л. В. Щерба , Н. С. Трубецкой , Р. О. Якобсон , Е. Д. Поливанов , Г. Фант , М. Халле , Л. Р. Зиндер , Р. И. Аванесов , М. В. Панов , Л. Л. Касаткин , Л. В. Бондарко , Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.
Актуальность: Подготовка детей с речевыми нарушениями к школе. Необходимость обучения сложным формам звукового анализа Профилактика дислексии
Цель: Развитие у детей фонематического восприятия и обучение их навыкам звукового анализа. Задачи: 1. Развивать слуховое восприятие, речевой слух. 2. Развивать и совершенствовать фонетические знания и умения. 3. Формировать навыки восприятия и различения звуков речи. 4. Закреплять знания об изучаемых звуках, их характеристиках (гласный-согласный, звонкий –глухой), местоположения звук в слове ( начало , середина ,конец ). 5. Учить использовать зрительно-жестовую символику для построения модели слова, отражающей количество и последовательность звуков в слове, а также их характеристику. 6.Подготовить детей к усвоению чтения.
Система работы:
Этапы работы : 1 этап. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. 2этап. Изучение гласных с введением зрительных символов. Начало элементарного звукового анализа. 3 этап. Изучение согласных с введением зрительно-жестовых символов . Продолжение обучению звуковому анализу. Определение места звука в слове ( начало, середина.конец) 4 этап. Полный звуковой анализ слова
Игры 1 этапа работы На развитие слухового внимания На развитие речевого слуха Узнай по звуку Где позвонили Скажи,что ты слышишь? Тихо-громко Продавец-покупатель Жмурки с колокольчиком. Солнышко и дождик Угадай,чей голосок? Улиточка,Лягушка ( по аналогии) Улавливай шёпот Хлопки, Кто летит (бежит,идёт,прыгает) Запомни слова
Игра «Лягушата» Угадай, кто позвал?
Подбери слова на А и О
Игры на развитие фонематического слуха Где звук ?( определение места звука в слове). Светофор. Кто больше? Поймай рыбку. Кто внимательнее? Кто больше слов придумает? Телеграф
План звуко-слогового анализа 1. Произнеси слово вслух и послушай его. 2.Раздели слово на слоги. Составь слоговую схему. Прочитай её. 3. Произнеси первый слог. Определи количество звуков в слоге . Назови каждый звук. Охарактеризуй его и обозначь символом. Прочти слог по схеме. 4. Аналогично проанализируй другие слоги. 5. Прочитай слово по схеме. 6. « Позови»слово. Найди ударный гласный звук. 7. Прочитай слово целиком по символам и проверь: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько слогов?
Выводы: Обучение детей навыкам звукового анализа имеет первостепенное значение для формирования и коррекции фонетической стороны речи. Использование моделей и игровых заданий повышает эффективность занятий и способствует формированию предпосылок для обучения детей грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...
Развитие фонематического восприятия у детей 3 - 4 лет.
Эта информация предназначина для родителей, для папки-передвижки....
Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР
Обобщенная и дополненная собственными разработками методика по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР....
Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...
Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и по...
Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....