"Речевые игры дома"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА
Уважаемые родители!
Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть ежедневно, в том числе, находясь на самоизоляции.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся.
Игры на активизацию словаря:
1. Игра «Кто или что может это делать?»
Взрослый называет действие, а ребёнок подбирает предметы. Например, слово идёт, ребёнок подбирает девочка идёт, мальчик идёт, кошка идёт, снег идёт и т. д.
Подберите слова к глаголам: стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает и т. д.
2. «Отгадай, что это?»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (яблоки).
Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт) и т. д.
3. Игра «Что для чего?»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб –в хлебнице,
сахар –в сахарнице,
конфеты –в конфетнице,
мыло –в мыльнице,
перец —в перечнице,
салат –в салатнице,
суп –в супнице,
соус —в соуснице и т. д.
4. Игра «Как можно…»
Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»
Другие вопросы: —Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)
—Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)
—Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…)
—Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…)
—Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…) и т. д.
5. Игра «Угощаю»
Предлагаете вспомнить вкусные слова: —Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «солёные», «горькие» слова и т. д.
6. Игра «Опиши предмет»
Ребёнок берёт любое слово-предмет и подбирает как можно больше слов-признаков, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.
Игры на речевые обобщения:
1. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребёнку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
—«Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
***
—«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
***
—«Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил и т. д.
Игры на развитие звукового анализа и синтеза:
1. Игра «Цепочка слов»
Взрослый и ребёнок по очереди называют любые слова
Например: кошка–автобус–сок–куст–танк –капуста —… и т. д.
2. «Придумай слово»
Ребёнок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, желудь, и т. д.
Игры на развитие грамматического строя речи:
1. Игра «Веселый счёт»
Вокруг много предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна...). Давай их посчитаем. Например: один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом и т. д.
2. Игра «Подружи слова»
Листья падают –листопад, снег падает –снегопад, вода падает –водопад, сам летает –самолет, пыль сосет –пылесос и т. д.
3. Игра «Всё сделал»
Скажи, как будто ты уже всё сделал (сделала). Например: моет –вымыл, вешает –повесил, одевается –оделся, прячется –спрятался, гладит –погладил, стирает —постирал, рисует –нарисовал, пишет –написал, поливает –полил, ловит –поймал, чинит –починил, красит –покрасил, убирает –убрал, строит –построил и т. д.
4. Игра «Ты идёшь, и я иду»
Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…). Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь и т. д.
5. Игра «Приготовим сок»
«Из яблок сок (какой?) —яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.
6. Игра «Один—много чего»
«Яблоко –много чего? (яблок); машина –много чего? (машин)»
и т. д.
7. Игра «Чей, чья, чьё»
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки —(чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки –кошачий» и т. д.
8. Игра «Упрямые слова»
Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро: «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто»
и т. д.
Игры на развитие связной речи:
1. Игра «Что на что похоже»
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на… и т. д.
2. Игра «Потому что…»
Включение в речь союзов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что… . Почему ты идёшь спать? и т. д.
3. Игра «Кем (чем) был?»
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше. Корова была телёнком, бабочка была гусеницей, курица была цыплёнком, а цыплёнок –яйцом, лёд был водой и т. д.
4. Игра «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребёнком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки»… и т. д.
Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы,
радуйтесь успехам и маленьким победам!
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры дома
Речевые игры дома.Развитие слухового внимания, развитие силы голоса, развитие правильного звукопроизношения, развитие речевого дыхания....
Консультация для родителей "Речевые игры дома"
Консультация...
Буклет для родителей "Речевые игры дома"
quot;Речевые игры дома"...
Буклет "Речевые игры дома"
Материал для родителей и педагогов. Примеры речевых игр...
Речевые игры дома
Данные игры помогают ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь....
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДОМА
Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны вс...
тренинг для родителей "Речевые игры дома"
рекомендуемые игры не предполагают со стороны родителей какой-либо специальной подготовки и не требуют использование инструментария...