Межполушарная доска - тренажер для мозга.
учебно-методический материал по логопедии
Межполушарные доски разработаны специально для того, чтобы ребенок в игровой форме улучшал межполушарные связи, а вместе с тем развивал свои способности. Тренажер применяют для запуска речи у детей. Проговаривание сложных звуков при движении рук помогает скорее научиться произносить слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_mezhpolushariya.docx | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Межполушарная доска - тренажер для мозга.
Предназначена для стимуляции работы обоих полушарий головного мозга. При прохождения лабиринта одновременно обеими руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушарий мозга.
Межполушарные доски — нейротренажер для развития интеллекта ребенка, его мыслительных операций и способности к обучению. В основе этих процессов лежит связь между двумя полушариями головного мозга. Если она нарушена или недостаточно развита, то головной мозг ребенка обрабатывает информацию полученную от органов чувств медленно или неправильно. Это отрицательно влияет на речь, навыки письма и счета, координацию движений, память и проявление эмоций.
Укрепление межполушарного взаимодействия — фундамент для развития и поддержания умственных способностей ребенка. В головном мозге человека два полушария, связанные мозолистым телом.
Левое полушарие отвечает за:
- логику,
- память,
- речь,
- работа с числами,
- обработку вербальной информации и ее анализ.
Правое полушарие отвечает за:
- воображение,
- визуализацию,
- восприятие невербальных сигналов,
- эмоциональность,
- ориентацию в пространстве,
- воображение,
- мечты
Через мозолистое тело проходят нейронные связи и импульсы между полушариями. Например, если ребенок видит что-то интересное и хочет назвать словом, он сначала воспринимает образ или предмет правым полушарием, а потом в левом «берет» подходящее для него слово.
Межполушарные доски разработаны специально для того, чтобы ребенок в игровой форме улучшал межполушарные связи, а вместе с тем развивал свои способности. Тренажер применяют для запуска речи у детей. Проговаривание сложных звуков при движении рук помогает скорее научиться произносить слова.
Занятия с тренажером рекомендуют с 3-х лет, в этом возрасте ребенок уже хорошо воспринимает короткие инструкции к упражнениям. 10-15 минут ежедневных занятий будет достаточно: за это время ребенок не устает и не теряет интерес к игре с лабиринтами.
Упражнения начинают с простых форм лабиринтов: треугольник, круг или квадрат. Их устанавливают на основу в одинаковом положении или зеркально. Действия ребенка озвучивают родители или педагог. Сначала ребенок ведет пальцем своей ведущей руки по лабиринту-канавке. Потом деревянную палочку (фишку), удерживая его одним пальцем, (двумя), затем тремя пальцами — указательным, большим и средним. Ведение палочкой тремя пальцами тренирует мелкую моторику и готовит руку к письму. Постепенно ребенок начинает выполнять упражнения двумя руками и двигает ими одновременно. Выпуклый, или графомоторный, лабиринт предназначен для рисования мелом, а ламинированные карточки для рисования маркером. Мел и маркер легко смыть тряпочкой или губкой. Для занятий удобно использовать набор межполушарных лабиринтов, в нем есть все необходимое.
Одновременное ведение палочки или рисование по лабиринту двумя руками развивает полушария мозга и мозолистое тело. Многочисленные повороты и направления в лабиринтах тренируют координацию движений и ориентацию в пространстве: вокруг, вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз, по диагонали. Чередование вкладышей, или использование разных форм лабиринтов усложняет игру и ускоряет прогресс.
Занятия с лабиринтами помогают создать новые нейронные связи, и головной мозг тренируется работать слаженно и быстро. Синхронная работа полушарий мозга способствует усидчивости, развивает воображение и улучшает все мыслительные процессы у ребенка любого возраста.
Что такое межполушарные доски, как ими пользоваться?
Тренажер можно называть по-разному. С одной стороны – это развивающая игрушка для ребенка. А с другой стороны – специальный инструмент нейропсихолога. И с его помощью он помогает ребенку развивать синхронную работу обоих полушарий мозга (они связаны между собой пучками нервных волокон).
Степень развития функциональных связей между полушариями очень важна. Ведь от этого зависят умственные и физические способности ребенка, здоровье и в целом нормальная работа всех психических процессов. Потому что при слабо сформированном межполушарном воздействии поступающая в мозг информация обрабатывается неправильно.
Чем это грозит?
- сложностями в обучении (у ребенка снижается способность к восприятию информации);
- снижением концентрации;
- сложностями с устной речью, запоминаемостью информации, счетом и т.д.
Занятия с межполушарными досками призваны «научить» полушария «договариваться» между собой. Суть работы с инструментом для ребенка проста – он приводит палочкой, фишкой по спиралям из одного конца лабиринта в другой, пользуясь одной рукой. В развивающих занятиях используют разные доски для развития межполушарных связей. Они отличаются формой лабиринта и другими характеристиками. Поэтому важно подобрать правильный тренажер с учетом того, какой именно навык нужно развить у ребенка.
В чем польза занятий (игр) с межполушарными досками?
То, насколько хорошо развито взаимодействие между полушариями, имеет определяющее значение для нормальной жизни человека. Это основа развития интеллектуальных способностей.
Известно, что каждое полушарие имеет свою «зону ответственности». Так, правое отвечает за ориентацию в пространстве, обработку большого объема информации, воображение, творческое мышление. Левое – за память, абстрактное мышление, анализ информации и т.д. Важно объединить оба полушария в единую целостную систему. Для этого и предусмотрены занятия со специальными досками.
Что дают упражнения?
- развивают синхронную работу полушарий;
- улучшают эффективность работы всего головного мозга;
- развивают воображение, речь, внимание и др;
- улучшают способности воспринимать информацию;
- развивают логику, дают облегчение процесса обучения;
- улучшают длительную память, способности к восприятию.
Если говорить по-простому, то это «гимнастика для мозга». Но межполушарные доски представляют собой более серьезный инструмент, чем просто развивающие игрушки. Поэтому еще раз подчеркнем – нужно подбирать для ребенка подходящие тренажеры, опираясь на те навыки, которые ему необходимо развить.
Дети работают двумя руками (по очереди или одновременно с фишками, палочкой, фломастером или пальчиком).
Межполушарная доска — основа с парными вкладышами-лабиринтами разных типов:
- картонный с лабиринтом-канавкой;
- выпуклым графомоторным;
- ламинированные карточки с лабиринтами.
Уровень сложности и правила работы с межполушарной доской.
Педагог или сам ребёнок выбирают зеркальные картинки-лабиринты и закрепляют их на основании.
Сначала лабиринт проходят одной ведущей рукой. Ребёнок помещает пальчиковую фишку в начало лабиринта и передвигает её по часовой стрелке. Затем ведёт обратно.
Потом то же самое проделывает второй рукой. Когда движения получаются чёткими и уверенными, пора проходить лабиринты одновременно двумя руками. Сначала в одном направлении, потом в другом.
Можно менять направление движения для каждой руки: правая движется от начала лабиринта в конец, а левая – из конца в начало.
Если и это уже легко, то можно подключить следующий уровень: прохождение лабиринтов с закрытыми глазами. Тут требуется гораздо больше концентрации!
И самый сложный уровень – прохождение, ориентируясь на отражение в зеркале. Ребёнок садится перед зеркалом и смотрит в отражение, как он передвигает фишки. Это очень сложно!
Но весело и полезно для мозга.
Выполняя эти упражнения, ребёнок может повторять счёт, стишки, речёвки, делать логопедические задания и другое.
В комплекте межполушарной доски карточки-лабиринты идут от простого к сложному. Самые простые – это круги, затем идут квадраты или треугольники, самые сложные – лабиринты с замысловатыми узорами и разными углами.
Для дошколят занятия с межполушарными лабиринтами – полноценная умственная деятельность. Школьникам эти игры подходят в качестве полезного отдыха после школьных уроков или выполнения домашней работы.
Межполушарные доски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия в головном мозге
В публикации представлены эффективные логопедические игры, которые прошли апробацию на практике с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на развитие левого и правого полушария головного мо...
«Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Гимнастика для мозга»
Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкольники с трудо...
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Гимнастика для мозга»
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Это толстый пучок нервных волокон...
"Межполушарное взаимодействие. Гимнастика для мозга"
Здесь вы можете найти краткую аннотацию вопроса, а также самые приемлемые техники для развития межполушарий....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "УПРАЖНЕНИЯ-ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ МОЗГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Мастер-класс для педагогов «Упражнения-тренажеры для мозга в работе с детьми дошкольного возраста»Цель: познакомить педагогов с приемами нейрогимнастики, направленных на развити...
Упражнения для межполушарного взаимодействия «Гимнастика для мозга»
Упражнения для межполушарного взаимодействия «Гимнастика для мозга» в карточках....
Логопедические игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия в головном мозге
В публикации представлены эффективные логопедические игры, которые прошли апробацию на практике с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие левого и правого полушария головного мозга....