Развитие фонематического слуха у детей на логопедических занятиях
статья по логопедии (старшая группа)

Голова Анастасия Борисовна

Замещающие семьи в процессе реализации своего функционала сталкиваются с рядом проблем.

Печальная статистика доказывает, что сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Развитие ребёнка индивидуально и поэтому совершенно естественно, что у кого-то не всё идёт так, как этого бы хотелось. Трехлетний малыш отказывается говорить словами – изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. Будущий первоклассник так и не научился выговаривать звуки, а то и вообще не способен связно излагать мысли, отвечать развёрнутыми предложениями, вести диалог. Но бывает и так, что ребёнок, имея прекрасную речь и чистое звукопроизношение, в школе испытывает трудности с чтением и письмом.

Речь – высшая функция, формирующаяся в процессе общего психофизиологического развития ребёнка. Отсутствия речи может отрицательно отразится как в психическом, так и в интеллектуальном развитии ребенка.

В данной статье мы рассмотрим развитие фонематического слуха у детей.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы. Это умение называется фонематическим слухом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у детей на логопедических  занятиях

А. Б. Голова  МБДОУ «Детский сад № 477 г. Челябинска»,

г. Челябинск

Замещающие семьи в процессе реализации своего функционала сталкиваются с рядом проблем.

Печальная статистика доказывает, что сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Развитие ребёнка индивидуально и поэтому совершенно естественно, что у кого-то не всё идёт так, как этого бы хотелось. Трехлетний малыш отказывается говорить словами – изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. Будущий первоклассник так и не научился выговаривать звуки, а то и вообще не способен связно излагать мысли, отвечать развёрнутыми предложениями, вести диалог. Но бывает и так, что ребёнок, имея прекрасную речь и чистое звукопроизношение, в школе испытывает трудности с чтением и письмом.

Речь – высшая функция, формирующаяся в процессе общего психофизиологического развития ребёнка. Отсутствия речи может отрицательно отразится как в психическом, так и в интеллектуальном развитии ребенка.

В данной статье мы рассмотрим развитие фонематического слуха у детей.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы. Это умение называется фонематическим слухом.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух. Слуховой анализатор начинает функционировать уже с первых часов жизни ребенка. Первая реакция на звук проявляется у ребенка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребенок начинает прислушиваться к голосу взрослого и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребенка большую роль начинает играть слух. В возрасте 7-9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. К году у него появляются первые слова.

Таким образом, ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, поступающим от слухового анализатора. При помощи слуха ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует свое произношение.

В раннем детстве ребенок воспринимает звуки, слоги и слова нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь окружающих.

Приемным семьям следует обратить особое внимание на возрастные нормы развития фонематического слуха:

Первый год жизни – уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка и не допускать смешение фонем ([с]-[ш], [ж]-[з], [к]-[т], [р]-[л] и т.п.).

Если у приемных семей возникнут опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у ребенка, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия у учителя-логопеда.

Система упражнений для развития фонематического слуха построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, необходимо начинать развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой. Придя в школу, они часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным, поверхностным, фрагментарным, не связанным в единую систему знаниям и навыкам. Этот «пассивный» багаж, не может обеспечить основы, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.

Отсутствие полноценного восприятия фонем родного языка делает невозможным правильное произношение их детьми. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжелых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

  • нарушение звукопроизношения (замены и смешения звуков);
  • нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);
  • нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Как показала практика у учащихся с нарушением слухового восприятия много ошибок на грамматические правила, например, на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

Логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

  • выделение звука на фоне слова;
  • определение первого и последнего звука в слове, а также его места;
  • развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры.

На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.

Уделяя внимание развитию фонематического слуха, мы облегчаем ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодолен.

Список литературы:

  1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Просвещение, 1997
  2. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс, 2006. 144с.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М.:Просвещение,1983. – 144с.
  5. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
  6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Просвещение,2002
  7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии М.: Просвещение, 1979
  8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М.: Просвещение, 1983 – 144с.
  9. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 48с.
  10. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997, - 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Занятие по развитию фонематического слуха для детей подготовительной логопедической группы тема: Звук [с]. Буква «с»

Занятие по развитию фонематического слухадля детей подготовительной логопедической группытема: Звук [с]. Буква «с»...

Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»

В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по  развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...