Диагностика детей от 2-3 лет
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)

диагностика логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_detey_2-3.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический материал обследования

речевого развития ребенка 2-3 лет

Содержание диагностики

Критерии оценки

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Состояние слухового восприятия:

Дифференциация контрастного звучания двух игрушек:  

молоточка_________ дудочки ________ колокольчика ______

свистка ____________ пищалки _______ погремушки)_______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Исследование зрительного восприятия:

(показ по просьбе логопеда)

различение величины : большой ____ маленький ________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Восприятие цвета:

(показ по просьбе логопеда)

красный _____ синий __ зелёный ___ жёлтый____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Восприятие формы:

(показ по просьбе логопеда)

 круг ________ квадрат_______ треугольник ______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:

Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направления):

вверху ________ внизу___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Складывание картинок из двух частей по образцу:

горизонтальный разрез _________ вертикальный разрез __________

диагональный разрез___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости) :

Переложить игрушку из одной руки в другую: перед собой ________

Похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно_______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Кинестетическая основа движений:

Умение держать карандаш___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Манипуляции с предметами:

Сложить несколько небольших игрушек в ведёрко, потом по очереди их достать__________

Навыки работы с пластилином:

Умение лепить шарики _______ лепёшки, палочки___________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Выполнить  упражнения:

Надуть щёки________________________

Показать, как ты ешь лимон («кисло»)___________________

Показать, как ты ешь конфету («сладко»)_________________

  • Прищурить глаза ___________
  • Надуть щеки (толстячок)______________
  • Втянуть (худышка) ________________

Оценивается: 

наличие или отсутствие движений, тонус, темп, переключение, объём движений, точность выполнения, добавочные движения.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Движения нижней челюсти:

  1. Открыть и закрыть рот;
  2. подвигать нижней челюстью вправо-влево.

Движения губ:

Выполнить вместе с логопедом:

«улыбка», «трубочка», «улыбка — трубочка».

Движения языка:

Выполнить вместе с логопедом:

«лопата», «жало», «качели», «часики».

Движения мягкого неба:

Широко открыть рот и зевнуть.

Оценивается: 

проверяется по подражанию логопеду, отмечается отсутствие движений, тонус, темп движений, переключение, объём движений, точность выполнения, длительность, замены движений, добавочные движения.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов);
  3. Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
  4. Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель);
  5. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
  6. Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной вязкой).

Оцениваются: норма и патология в строении органов артикуляционного аппарата.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

 (изолированно, в словах, во фразах)

(отсутствие, замены звуков, возможные искажения,) в речевом потоке:

Гласные:  а ____ о____ у ____ и ____ э _____ ы_____

Согласные:  б ____ б' _____ п _____ п’ _____ м _____ м’____

в _____ в’ _____ ф _____ ф’_____

д _____ д’ _____ т _____ т’ _____ н _____ н’_____

г _____г’ _____ к ______ к’ _____ х _____ х’_____

й_____

с ______ с’ _____ з ______ з’_______ ц _____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ

  1. Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное).
  2. Объем дыхания (достаточный, недостаточный).
  3. Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрез мерно тихий, с носовым оттенком, глухой, монотонный).

Оцениваются: норма и нарушение состояния дыхательной и голосовой функции.

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  1. Темп (нормальный, ускоренный, замедленный);
  2. Ритм (нормальный, дисритмия);
  3. Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке);
  4. Употребление основных видов интонации.

Оцениваются: особенности динамической стороны речи.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО - СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Повторить за логопедом с опорой на наглядность:

Односложные слова:

Дом_________  Кот_________  Дым_________  

Двусложные слова:

Вода_________  Каша________ Коза_________

Трёхсложные слова:

Бананы_________ Самолет_________ Петушок_________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

  1. та-да ___, ба-па _____, ка-га _____, са-ша ___, за-жа ___, ца-са ____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Исследование фонетической стороны речи:

Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):

А-а-а! (укачивает малыша)_____ О-о-о! (сердится щенок)_________

У-у-у! (гудит паровоз)_________ Уа! (плачет малыш)_____________

Ау! (кричат дети)______________ Мяу! (мяукает кошка)___________

Му! (мычит корова)____________ Ав! (лает собака)__________

Пи-пи-пи! (пищит цыплёнок)_____ Ко-ко-ко! (кудахчет курица)_____

Га-га-га! (кричат гуси)________   Би-би-би! (машина едет) ________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Слуховая дифференциация звуков

 (показать на картинках называемые логопедом предметы):

стол-стул ____,  папа-баба _____,  

точка-дочка _____, косы-козы ______,

миска-мишка ______, кот - кит _______ .

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Пассивный словарь.  Понимание существительных

 (показать на картинке по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела):

Стол _____ стул _____ окно ______ голова ______ рука ______ нос ______  уши ____  глаза _____

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Понимание обобщающих слов

 (показать, картинки по предложенный темам) :

Игрушки

Одежда

Части тела

Посуда

Машина

Шапка

Нос

Чашка

Кукла

Платье

Уши

Ложка

Пирамида

Брюки

Глаза

Тарелка

Мишка

Юбка

Рот

Вилка

Мяч

Шарф

Волосы

Нож

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Понимание действий:

Где мальчик:  рисует _______ идёт  _______  стоит ______

сидит ________ играет__________ пьет ______

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Выполнение поручений по словесной инструкции:

Принести машинку____________________________

Прокатать машинку____________________________

Поставить машинку на стол_____________________

Положить машинку в коробку____________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы):

Дом-домик_________________________

Стул-стульчик______________________

Кукла-куколка______________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках)

чашка-чашки _____, гриб-грибы _____,

кукла-куклы _____, мяч-мячи _______.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Понимание содержания текста

(сказка «Курочка Ряба»)

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Характер экспрессивной речи:

однословная____________________________

фразовая_______________________________

связная________________________________

Оценивается: характер экспрессивной речи.

Активный словарь

Существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексическим темам):

Игрушки______________ Посуда______________

Одежда_______________ Животные_____________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Глаголы

(назвать действия по картинкам):

Кушает_______________  Играет ___________________

Играет______________     Рисует___________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Прилагательные

 (назвать признаки по картинкам):

Красный______________ Синий___________________

Жёлтый_______________ Большой________________

Маленький____________ Сладкий_________________

Кислый_______________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Состояние грамматического строя речи.

Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Вижу дом____________ Вижу рыбку______________

Вижу куклу __________ Вижу мяч ________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам):

Красный мяч___________________

Синий шар_____________________

Красная чашка__________________

Синяя лопатка__________________

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? – лисы ______,  это сумка кого? – мамы ______,

 это машина кого? – мальчика _______.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам):

Стол – столик _____, нос – носик ______, дом – домик ______,

 ложка – ложечка _____, кукла – куколка _______, кровать – кроватка ______.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Обследуется при наличии фразовой речи:

Пересказ текста из нескольких предложений.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Максимальное количество  баллов: 32.

25-32 балла: высокий уровень речевого развития;

15-25баллов: средний уровень речевого развития;

0-15 баллов: низкий уровень речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....

Ранняя диагностика детей с задержкой речевого развития.

Количественный рост детей с нарушениеми речи ,усложнение речевых диагнозов, снижение уровня социальной адаптации ставят необходимостью выявление и ранюю  диагностику отклонений в развитии ....

"Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии"

В данной статье поднимается проблема диагностики детей с нарушениями развития раннего возраста. Автор подчеркивает значимость и необходимость раннего выявления и коррекции отклонений в развитии и пред...

диагностика детей раннего дошкольного возраста

Диагностика - это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направленное на определение его результатов. Диагностирование является своевременным выявлением, оценка и анализ течения как учебно...

Сводная таблица соответствия направлений коррекционно - развивающей работы результатам психолого-педагогической диагностики детей на логопункте ДОУ

Результаты диагностикиНаправления коррекционно-развивающей работы1.Де­фекты звукопроизношенияУстранение де­фектов звукопроизношения 1. Артикуляционная гимнастика2. Постановка звука3. Автом...

"Диагностика детей по теме "Формирование образа"Я"

Диагностика по теме "Формирование образа "Я" (составлена на основе пособий С.Г.Якобсон "Моральное воспитание в детском саду", О.Л. Князева "Я, ты, мы")...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...