Консультация для воспитателей "Автоматизация поставленных звуков в режимных моментах"
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
на тему: «Автоматизация звуков в режимных моментах»
подготовила: учитель-логопед Лековая Н.А.
Развитие речи, автоматизация поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя группы. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи легче, доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых, малоподвижных, дидактических играх.
Использование различных игровых приемов и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
При автоматизации звука в слогах и словах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей предлагается использовать проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
- «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
- «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
- «Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал, слог или слово.
- «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог, слово.
- «Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
- «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок…
- «Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
- «Песочные часы». Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
- «Колокольчик». Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Педагог оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
- «Шарик». Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
- «Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
- «Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
- «Заборчик». Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
- «Дорожка». Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.
- Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
- Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
И вот, наконец, дети правильно произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе целесообразно использовать различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин, проговаривание стихотворений, чистоговорок, скороговорок.
Режимный момент | Работа по развитию речи |
утренний прием | создание активной речевой ситуации |
до завтрака |
|
гигиенические процедуры |
|
перед приемом пищи | артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики |
нод | развитие связной речи |
прогулка |
|
сон |
|
подъем |
|
вечернее время |
|
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие речи в режимных моментах".
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательно...
Консультация для воспитателей «Перспективно-календарное планирование режимных моментов»
Помощь воспитателям в организации работы в режимных моментах для решения задач образовательной программы...
Консультация на тему: "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"
Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации и планированию режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; пре...
«Автоматизация звуков в режимных моментах»
laquo;Автоматизация звуков в режимных моментах»...
Консультация для воспитателей «Автоматизация звуков в режимных моментах»
Консультация для воспитателей «Автоматизация звуков в режимных моментах»...
Автоматизация звуков в режимных моментах
Развитие речи, автоматизация поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя группы. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственн...