Консультация для воспитателей "Автоматизация поставленных звуков в режимных моментах"
консультация по логопедии

Лековая Наталья Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему: «Автоматизация звуков в режимных моментах»

подготовила: учитель-логопед Лековая Н.А.

Развитие речи, автоматизация поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя группы. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи  легче, доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых,  малоподвижных, дидактических играх.

Использование различных игровых приемов и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

При автоматизации звука в слогах и словах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей предлагается использовать проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

  •  «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
  •  «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
  • «Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал, слог или слово.
  • «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог, слово.
  • «Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
  • «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Очень помогают в работе по автоматизации слога и слова игры с предметами, шариками, лентами, колокольчиком, с мячами или колечками су-джок…

  • «Волшебная палочка», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
  • «Песочные часы». Ребенок проговаривает речевой материал, пока течет песок в часах (1 или 3 минуты).
  • «Колокольчик». Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Педагог оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
  • «Шарик». Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.
  • «Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
  • «Лабиринт». По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
  • «Заборчик». Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
  • «Дорожка». Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.
  • Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
  • Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

И вот, наконец, дети правильно произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе целесообразно использовать различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин, проговаривание стихотворений, чистоговорок, скороговорок.

Режимный момент

Работа по развитию речи

утренний прием

создание активной речевой ситуации

до завтрака

  • автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда);
  • речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи, звукоразличение и др.)

гигиенические процедуры

  • развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук;
  • упражнения на отработку воздушной струи;
  • ознакомление с малыми формами художественного слова (стишки, пословицы, поговорки, потешки)

перед приемом пищи

артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики

нод

развитие связной речи

прогулка

  • развитие общей моторики и координации движений;
  • элементы логоритмики;
  • подвижные игры с речевым сопровождением:
  • речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов;
  • игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звукобуквенный анализ);
  • создание активных речевых ситуаций.

сон

  • развитие речевого внимания;
  • ознакомление с художественным словом.

подъем

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • самомассаж лица и кистей рук;
  • элементы логоритмики;
  • ознакомление с малыми формами художественного слова

вечернее время

  • автоматизация звуков;
  • игры на звукоподражание и звукоразличение;
  • игра «Магазин» (звукослоговой анализ);
  • речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи;
  • игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти («сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»);
  • разгадывание и придумывание загадок и др.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии  воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи в режимных моментах".

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательно...

Консультация для воспитателей «Перспективно-календарное планирование режимных моментов»

Помощь воспитателям в организации работы в режимных моментах для решения задач образовательной программы...

Консультация на тему: "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"

Цель: Познакомить педагогов (молодых специалистов) с методическими рекомендациями по организации и планированию режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; пре...

«Автоматизация звуков в режимных моментах»

laquo;Автоматизация звуков в режимных моментах»...

Консультация для воспитателей «Автоматизация звуков в режимных моментах»

Консультация для воспитателей «Автоматизация звуков в режимных моментах»...

Автоматизация звуков в режимных моментах

Развитие речи, автоматизация поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя группы. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственн...