Роль скороговорок для отработки правильной, четкой и грамотной речи.
консультация по логопедии (средняя группа)
Скороговорка- это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Неправильное произношение приносит ребенку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи влияют на письменную, что ведет к снижению успеваемости. Серьезные речевые дефекты исправляет логопед. Но все же чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания. В этом вам помогут скороговорки.
Как работать со скороговорками?
- Прочитать скороговорки ребенку и рассмотреть иллюстрации к ним.
- Постарайтесь объяснить ребенку трудные, новые слова в скороговорках.
- Предложите малышу взять в руки мячик и , ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку ( подбрасывать и ловить мяч на каждое слово или слог).
- Предложите ребенку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
- Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
- Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками.
- Предложите повторить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorogovorki.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Скороговорка- это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Неправильное произношение приносит ребенку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи влияют на письменную, что ведет к снижению успеваемости. Серьезные речевые дефекты исправляет логопед. Но все же чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания. В этом вам помогут скороговорки.
Как работать со скороговорками?
- Прочитать скороговорки ребенку и рассмотреть иллюстрации к ним.
- Постарайтесь объяснить ребенку трудные, новые слова в скороговорках.
- Предложите малышу взять в руки мячик и , ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку ( подбрасывать и ловить мяч на каждое слово или слог).
- Предложите ребенку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
- Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
- Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками.
- Предложите повторить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Скороговорки, содержащие простые для произношения звуки
[Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф].
- У БАБЫ БОБЫ, У ДЕДА ДУБЫ.
- ДЕД ДАНИЛА ДЕЛИЛ ДЫНЮ
ДОЛЬКУ ДИМЕ, ДОЛЬКУ ДИНЕ.
- ДОМ У ДУБА, ДУБ У ДОМА.
- ДИМА ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ, ДЫНИ ДИМА ДАРИТ ДИНЕ.
- ДОМ У ДУБА, ДУБ У ДОМА.
- ДО ГОРОДА ДОРОГА В ГОРУ, ОТ ГОРОДА- С ГОРЫ.
- ДУДКУ ДАЛ ДОДОНУ ДЕД, ДЕД КОТОРОМУ 100 ЛЕТ.
- ФАНЯ В ГОСТЯХ У ВАНИ.
- КОСТЯ ХОДИТ В ГОСТИ, В ГОСТИ ХОДИТ КОСТЯ.
- ИДЕТ ГЛЕБ С ХЛЕБОМ, ГЛЕБ ИДЕТ С ХЛЕБОМ.
- ТКЕТ ТКАЧ ТКАНИ НА ПЛАТКИ ТАНЕ.
- БУЛКУ, БАРАНКУ, БАТОН И БУХАНКУ
ПЕКАРЬ ИСПЕК СПОЗАРАНКУ.
Скороговорки, содержащие звуки [С, СЬ].
- У МАЛЕНЬКОГО САНИ, САНИ ЕДУТ САМИ.
- У СОНИ И САНИ В СЕТЯХ СОМ С УСАМИ.
- ВЛАС У НАС, АФАНАС У ВАС.
- ТОПАЮТ ГУСЬКОМ ГУСАК ЗА ГУСАКОМ
СМОТРИТ СВЫСОКА ГУСАК НА ГУСАКА.
- ВЫШЕЛ В СЕНИ СОННЫЙ СЕНЯ
А ВСЕНЯХ СПОТКНУЛСЯ СЕНЯ.
- СЪЕЛ СЛАВА САЛО, ДА САЛА БЫЛО МАЛО.
Скороговорки, содержащие звуки [З, ЗЬ].
- ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА.
- У ЗАЙКИ БУБЫ БОЛЯТ ЗУБЫ.
- ЗОЯ ВЕЗЛА НА ВОЗУ
КОЗЛЕНКА, КОЗЛА И КОЗУ.
- ЗИМНИМ УТРОМ ОТ МОРОЗА
НА ЗАРЕ ЗВЕНЯТ БЕРЕЗЫ.
- УВИДЕЛ ВОЛК КОЗУ, ЗАБЫЛ ПРО ГРОЗУ.
Скороговорки, содержащие звуки [С -З, СЬ- ЗЬ].
- У ЗИНЫ БОЛИТ ЗУБ, ОНА НЕ МОЖЕТ ЕСТЬ СУП.
- ПОСЛЕ РОСЫ РОСЛИ РОЗЫ.
- ЗЕЛЕНАЯ БЕРЕЗА СТОИТ В ЛЕСУ,
ЗИНА ПОД БЕРЕЗОЙ ПОЙМАЛА СТРЕКОЗУ.
- В ГРЯЗИ У САНИ УВЯЗЛИ САНИ.
- СОЛОМЫ ВОЗ ВОЗНИЦА ВЕЗ.
- В ГРЯЗИ У ОЛЕГА УВЯЗЛА ТЕЛЕГА.
Скороговорки, содержащие звуки [Ц и С].
- ЦЫПЛЕНОК ЦАПЛИ ЦЕПКО ЦЕПЛЯЛСЯ ЗА ЦЕПЬ.
- ДВЕ РАЗНОЦВЕТНЫЕ КУРИЦЫ БЕГАЮТ ПО УЛИЦЕ.
- СКВОРЦЫ И СИНИЦЫ – ВЕСЕЛЫЕ ПТИЦЫ.
- У СОНИ РАЗОБЬЮТСЯ ВСЕ КРАСИВЫЕ БЛЮДЦА.
- ИЗ СОСЕДНЕГО КОЛОДЦА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ВОДИЦА ЛЬЕТСЯ.
Литература.
Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких /- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль скороговорок и чистоговорок для тренировки правильного звукопроизношения
Роль скороговорок и чистоговорок для тренировки правильного звукопроизношения...
Роль скороговорок и чистоговорок для тренировки правильного звукопроизношения
роль скороговорок и чистоговорок...
Картотека скороговорок для отработки «трудных» звуков "Весёлые скороговорки"
Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру....
Практикум «Развитие четкой, грамотной речи у педагогов при общении с детьми»
Практикум можно провести на педагогическом совете. Задачи практикума состоит в том, чтобы познакомить педагогов с методами развития четкой и грамотной речи. ...
Рекомендации для родителей. РОль скороговорок и чистоговорок для тренировки правильного звукопроизношения.
В рекомендациях написано для чего нужны чистоговорки и скороговорки....
Картотека скороговорок для отработки звуков у детей
Картотека скороговорок...
Роль скороговорок и чистоговорок для тренировки правильного звукопроизношения
Консультация для родителей...