Роль скороговорок для отработки правильной, четкой и грамотной речи.
консультация по логопедии (средняя группа)

Гилева Ольга Петровна

     Скороговорка- это уникальное явление языковой культуры любого народа.     Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные  упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

     Неправильное произношение приносит ребенку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи влияют на письменную, что ведет к снижению успеваемости. Серьезные речевые дефекты исправляет логопед. Но все же чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания. В этом вам помогут скороговорки.

Как работать со скороговорками?

  • Прочитать скороговорки  ребенку и рассмотреть иллюстрации к ним.
  • Постарайтесь объяснить ребенку трудные, новые слова в скороговорках.
  • Предложите малышу взять в руки мячик и , ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку ( подбрасывать и ловить мяч на каждое слово или слог).
  • Предложите ребенку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
  • Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
  • Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками.
  • Предложите повторить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorogovorki.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

     Скороговорка- это уникальное явление языковой культуры любого народа.     Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные  упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

     Неправильное произношение приносит ребенку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи влияют на письменную, что ведет к снижению успеваемости. Серьезные речевые дефекты исправляет логопед. Но все же чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания. В этом вам помогут скороговорки.

Как работать со скороговорками?

  • Прочитать скороговорки  ребенку и рассмотреть иллюстрации к ним.
  • Постарайтесь объяснить ребенку трудные, новые слова в скороговорках.
  • Предложите малышу взять в руки мячик и , ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку ( подбрасывать и ловить мяч на каждое слово или слог).
  • Предложите ребенку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
  • Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
  • Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками.
  • Предложите повторить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Скороговорки, содержащие простые для произношения звуки

 [Б, П, Г, К, Т, Д, В, Ф].

  • У БАБЫ БОБЫ, У ДЕДА ДУБЫ.
  •  ДЕД ДАНИЛА ДЕЛИЛ ДЫНЮ

ДОЛЬКУ ДИМЕ, ДОЛЬКУ ДИНЕ.

  • ДОМ У ДУБА, ДУБ У ДОМА.
  • ДИМА ДАРИТ ДИНЕ ДЫНИ, ДЫНИ ДИМА  ДАРИТ ДИНЕ.
  • ДОМ У ДУБА, ДУБ У ДОМА.
  • ДО ГОРОДА ДОРОГА В ГОРУ, ОТ ГОРОДА- С ГОРЫ.
  • ДУДКУ ДАЛ ДОДОНУ ДЕД, ДЕД КОТОРОМУ 100 ЛЕТ.
  • ФАНЯ В ГОСТЯХ У ВАНИ.
  • КОСТЯ ХОДИТ В ГОСТИ, В ГОСТИ ХОДИТ КОСТЯ.
  • ИДЕТ ГЛЕБ С ХЛЕБОМ, ГЛЕБ ИДЕТ С ХЛЕБОМ.
  • ТКЕТ ТКАЧ ТКАНИ НА ПЛАТКИ ТАНЕ.
  • БУЛКУ, БАРАНКУ, БАТОН И БУХАНКУ

ПЕКАРЬ ИСПЕК СПОЗАРАНКУ.

Скороговорки, содержащие звуки [С, СЬ].

  • У МАЛЕНЬКОГО САНИ, САНИ ЕДУТ САМИ.
  • У СОНИ И САНИ В СЕТЯХ СОМ С УСАМИ.
  • ВЛАС У НАС, АФАНАС У ВАС.
  • ТОПАЮТ ГУСЬКОМ ГУСАК ЗА ГУСАКОМ

СМОТРИТ СВЫСОКА ГУСАК НА ГУСАКА.

  • ВЫШЕЛ В СЕНИ СОННЫЙ СЕНЯ

А ВСЕНЯХ СПОТКНУЛСЯ СЕНЯ.

  • СЪЕЛ СЛАВА САЛО, ДА САЛА БЫЛО МАЛО.

Скороговорки, содержащие звуки [З, ЗЬ].

  • ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА.
  • У ЗАЙКИ БУБЫ БОЛЯТ ЗУБЫ.
  • ЗОЯ ВЕЗЛА НА ВОЗУ

КОЗЛЕНКА, КОЗЛА И КОЗУ.

  • ЗИМНИМ УТРОМ ОТ МОРОЗА

НА ЗАРЕ ЗВЕНЯТ БЕРЕЗЫ.

  • УВИДЕЛ ВОЛК КОЗУ, ЗАБЫЛ ПРО ГРОЗУ.

   

Скороговорки, содержащие звуки [С -З, СЬ- ЗЬ].

  • У ЗИНЫ БОЛИТ ЗУБ, ОНА НЕ МОЖЕТ ЕСТЬ СУП.
  • ПОСЛЕ РОСЫ РОСЛИ РОЗЫ.
  • ЗЕЛЕНАЯ БЕРЕЗА СТОИТ В ЛЕСУ,

ЗИНА ПОД БЕРЕЗОЙ ПОЙМАЛА СТРЕКОЗУ.

  • В ГРЯЗИ У САНИ УВЯЗЛИ САНИ.
  • СОЛОМЫ ВОЗ ВОЗНИЦА ВЕЗ.
  • В ГРЯЗИ У ОЛЕГА УВЯЗЛА ТЕЛЕГА.

Скороговорки, содержащие звуки [Ц и С].

  • ЦЫПЛЕНОК ЦАПЛИ ЦЕПКО ЦЕПЛЯЛСЯ ЗА ЦЕПЬ.
  • ДВЕ РАЗНОЦВЕТНЫЕ КУРИЦЫ БЕГАЮТ ПО УЛИЦЕ.
  • СКВОРЦЫ И СИНИЦЫ – ВЕСЕЛЫЕ ПТИЦЫ.
  • У СОНИ РАЗОБЬЮТСЯ ВСЕ КРАСИВЫЕ БЛЮДЦА.
  • ИЗ СОСЕДНЕГО КОЛОДЦА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ВОДИЦА ЛЬЕТСЯ.

Литература.

 Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких /- М.: Эксмо: ОЛИСС, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль скороговорок и чистоговорок для тренировки правильного звукопроизношения

Роль скороговорок и чистоговорок для тренировки правильного звукопроизношения...

Картотека скороговорок для отработки «трудных» звуков "Весёлые скороговорки"

Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру....

Практикум «Развитие четкой, грамотной речи у педагогов при общении с детьми»

Практикум можно провести на педагогическом совете. Задачи практикума состоит в том, чтобы познакомить педагогов с методами развития четкой и грамотной  речи.  ...