Загадки-как одна из форм развития речи
консультация по логопедии
Роль загадок в развитии речи у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_kak_odna_iz_form_razvitiya_rechi.docx | 129.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Загадки - как одна из форм развития речи у детей».
Подготовила: учитель-логопед Григорьева Е.Н.
Загадки появились ещё в глубокой древности. Люди использовали загадки как один из приёмов тайного языка.
Загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию.
Содержание загадок отражает жизнь человека, растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Загадка - это малое по форме литературное произведение.
Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову.
Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, выделять нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Детям нравиться отгадывать загадки. Процесс и результат этого своеобразного умственного состязания вызывает у них радость. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Загадки полны познавательного смысла. Они содержат сведения об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов. Они вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений.
Загадки помогают ребёнку по другому взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку. Вызывают восхищение, развивают у детей поэтическое восприятие родного края.
Наряду с песенками и потешками, загадки для ребёнка - это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.
Загадки обладают многими ценными качествами, необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.
Важным требованием, предъявляемым к загадкам для дошкольников, является их доступность.
Загадки для детей младшего возраста
Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности детей.
Тематика загадок для данной группы детей ограничена из-за небольшого жизненного опыта. Сюда относятся загадки о предметах, с которыми дети чаще всего сталкиваются: загадки об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания.
Детям предлагаются загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида ( цвет, форма, величина),отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают ( голос животного, чем оно питается , повадки и др.).
Например, загадки о кошке:
Мохнатенькая, Мягкие лапки,
Усатенькая, А в лапках царапки.
Молочко пьёт,
Песенки поёт.
В этих загадках названы хорошо известные детям признаки: мягкая шёрстка, длинные усы, острые коготки, пьёт молоко, поёт песенки.
Загадки для детей среднего дошкольного возраста
Детям предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.
Для детей предлагаются загадки (рассказ о предмете), загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами, например: С неба падают зимою и кружатся над землёю, лёгкие пушинки, белые...( снежинки).
Загадки для старших дошкольников
В работе с детьми 5- 6 лет используют загадки разнообразной тематики: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, о человеке, грамоте, книге.
Детям загадываются загадки и народные, и литературные, среди которых есть и лаконичные, и подробные.
Детям 6-7 лет предлагаются загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов в них может быть дана кратко: названы один - два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения: Всегда во рту, а не проглотишь. ( Язык)
Учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению, детям предлагаются загадки, отгадать которые можно только после длительных неоднократных наблюдений: Молода - похожа на серп, поживёт - станет как лепёшка. ( Месяц, луна)
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, освоить синтаксис русской речи.
Предлагаю логопедические загадки, которые хорошо подходят детям с нарушениями речи, развивают чувство ритма, учат подбирать рифму, автоматизируют звуки.
ЛА! ЛА! ЛА!
Есть у птицы два…(крыла)
РА! РА! РА!
Мышкин домик звать. (нора)
ЧА! ЧА! ЧА!
Строим дом из. (кирпича)
ША! ША! ША!
С ложки свесилась. (лапша)
ЖА-ЖА-ЖА -
Низкий дом в два. (этажа)
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ -
Спят машины в. (гараже)
На своих занятиях в процессе работы над артикуляционным аппаратом я использую различные игры и упражнения, в том числе и «Логопедические артикуляционные загадки», где вместе с обработкой необходимых артикуляционных движений развиваются психические процессы и мелкая моторика (соедини по точкам, штриховка, дорисуй половинку, найди и раскрась такой же, что сначала, что потом...).
Сто дощечек – грудь вперед | Дорисуй. |
Взял я ножик, прутик срезал, | Раскрась. |
Инструмент в руках у нас, | |
Ниточку она ведет, | Что было сначала, а что потом? Поставь цифры. |
День и ночь они идут. | Раскрась лишние часики. |
Держится она на блюдце | Заштрихуй. |
Не сиди и не скучай, | |
Выгнул спинку он дугой, | Обведи и раскрась. |
Если сахар и клубнику | Найди лишнее варенье. Раскрась. |
Грациозна и красива. | Обведи и раскрась. |
Шляпка есть и есть нога, | Соедини по точкам. Раскрась. |
В руки ты ее возьмешь, |
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом, большая часть детей группы является пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой? | Что бывает таким же? |
|
|
|
|
|
|
Для составления загадки выбран объект, например, самовар. Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам:
- Какой самовар по цвету?
- Блестящий.
Педагог записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям?
- Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме?
- Круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | монета |
Шипящий | вулкан |
Круглый | арбуз |
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Например, блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Начищенная монета |
Шипящий | Проснувшийся вулкан |
Круглый | Спелый арбуз |
После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар:
«Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения модели «Какой - Что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Образец составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).
- Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).
- Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не».
Например, составление загадки про ежика с приемом «завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Новенький паровозик |
Собирает | Хорошая хозяйка |
Семенит | Ребенок, который учится ходить |
Например, составление загадки про ежика с приемом «занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Сломанный чайник |
Собирает | Жадина |
Семенит | Старый гном |
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
Образец составления загадки про гриб:
- На что похож гриб?
- На мужичка.
- А чем отличается от мужичка?
- У гриба нет бороды.
- Еще на что похож?
- На дом, но без окон.
- А еще на что похож?
- На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» или «На», «Но на» или «Но без».
На что похоже? | Чем отличается? |
Мужичок | Нет бороды |
Дом | Нет окон |
Зонтик | Тоненькая ручка |
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Беседа - как одна из форм развития речи детей"
Консультация для воспитателей детского сада....
«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»
В консультации родителям даются рекомендации о том, как помочь ребенку научиться перессказывать...
Консультация для родителей на тему: « Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»
Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.Задачи:1. показать, как обучение пересказа влияет на всестороннее развитие ребенка;2. у...
технология "Фото-кейс" как одна из форм развития речи детей дошкольного возраста
Кейс-технологии используют описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы...
Консультация для МО воспитателей «БЕСЕДА – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Консультация для МО воспитателей «БЕСЕДА – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»...
Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»
Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти» Цель: побудить родителей к обучению дет...
Родительское собрание для родителей средней группы «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста». «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти».
Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...