КОЛЕСО КРУЧУ - ГОВОРИТЬ ХОЧУ (пособие по развитию речи с неговорящими детьми )
учебно-методическое пособие по логопедии (младшая, средняя группа)
ДАННОЕ ПОСОБИЕ ПОМОГАЕТ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
- развивать познавательную активность;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать фразовую речь;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- мелкую моторику и координацию движений рук;
- развивать внимание, воображение детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koleso_kruchu_-_govorit_hochu_posobie_po_razvitiyu_rechi.docx | 171.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУЗ «ПЕНЗЕНСКИЙ ДОМ РЕБЕНКА»
КОЛЕСО КРУЧУ - ГОВОРИТЬ ХОЧУ
ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ
Практический материал
Подготовила учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории
Фильева С.А.
КУЗНЕЦК
2023
Пояснительная записка.
В моей практике увеличивается число неговорящих детей в возрасте 4-5 лет. Многие из них имеют задержку психического развития или комплексное органическое нарушение в развитии. Есть дети из семей, не говорящих на русском языке (цыганские, таджикские).
Всем известно, что работа по стимуляции речевой активности начинается с вызывания гласных звуков, открытых слогов, звукоподражаний и аморфных слов.
Предлагаемое пособие вводится на этапе расширения словарного запаса неговорящих детей. Предикативный словарь представлен пиктограммами, номинативный – предметными картинками.
Данное пособие создано по аналогии горизонтальных кругов Луллия закрытого типа. Для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста целесообразно брать только 2 круга. Пособие состоит из основания и двух кругов, свободно вращающихся на стержне. Основной круг разделен на 6 секторов с картинками. Верхний круг с окошком закрывает основной.
Материал красочно оформлен, что немало важно при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Дети на занятиях становятся более активными и заинтересованными в речевом подражании. Пособие вносит элемент игры в занятия, помогает поддерживать интерес, уменьшает речевой негативизм.
Карточки на липучках прикрепляются к диску, который ребенок вращает. И липучки, и крутящийся диск способствуют развитию мелкой моторики неговорящих детей.
С детьми третьего года жизни работа ведется по следующим направлениям:
Работа над словом
- Односложные слова.
- Двухсложные слова из открытых слогов.
- Трехсложные слова из открытых слогов.
Работа над предложениями
- Одно-двухсоставные
Примеры игр:
- Закончи предложение
- Я вижу (фразу начинает дефектолог). Ребенок крутит диск и называет изображение на картинке, которое появляется в окошке…..
- Морковь ест……
2. Кто что делает? (ребенок составляет простое предложение. Обогащает предикативный словарь)
- Кот……..
Использованные мною глаголы и имена существительные привожу в таблице.
Предикативный словарь(пиктограммы) | Номинативный словарь (предметные картинки) |
Даю, дай (просит) | Воду, сок |
вазу, мяч, кубики, юлу, кота, лису, маки, шубу | |
Иду/иду/идет Спит Сел /сижу/сидит Стоит/стою Лежит/лежу | Мама, папа, дед, баба, сын, дочь, малыш (ляля) Миша, зая, еж, бык, кот, пес, конь Сова, чиж, муха, жук Дом, дуб, ваза, коза, ель Зая, пес, деда |
Вижу | Сани, шубу, гуся, бусы, книгу, кису, коня, часы |
Несу | Шар, кубики, мыло. Воду, сок, чай |
Летит | Жук, сова, чиж, гусь, пух, муха |
Ест (ем) | Суп, кашу, киви, сыр, батон, лук, бананы |
Висит/висят | Пух, шуба, банан, часы |
Моет/мою | Зубы, малыша, мяч, кота, бананы |
Купил | Мыло, книгу, шар, бусы, батон, сыр |
Режет/режу | Сыр, киви, банан, батон, лук |
С детьми четвертого-пятого года жизни работа ведется по тем же направлениям, но с учетом более сложной слоговой структуры (классификация слов по А.К. Марковой):
Работа над словом
- Двухсложные, трехсложные слова с закрытым слогом.
- Трехсложные, четырехсложные слова из открытых слогов.
- Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова.
- Слова из 3-4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова
Работа над предложениями
- Двух-трехсоставные
Примеры игр:
- Скажи правильно
- Папа ест (малину, блины, горох, апельсин…)
- Ползет (малыш, змея, жук…)
- Брат сидит на ….(введение в активный словарь предлога НА)
- Коля рисует……..(употребление Винительного падежа имен существи-тельных)
Использованные мною глаголы и имена существительные привожу в таблице.
Предикативный словарь (пиктограммы) | Номинативный словарь (предметные картинки) |
Держу/держит Возьму/возьмет (Беру/берет) | Малину, кошку, собаку, молоко, горох, сапоги, кубики, веник, ножик, шишку, белку, вилку, нитки, мышку, самолет, барабан, блины, морс, тапки, шапку, лампу |
Ползу/ползет | Улитка, змея, мышка, паук, черепаха, малыш, |
Прыгаю/прыгает | Зайка, кузнечик, воробей, лягушка, сорока, брат, сестра |
Молчу/молчит | Кукушка, петух/петушок, телефон, дедушка, бабушка |
Режу/режет | Тыкву, яблоко, капусту, апельсин, банан, сливу |
Плыву/плывет | Лягушка, пингвин, утка, рыба, девочка |
Стучу/стучит | Дождик, молоток, калитка, лошадка, колесо, барабан |
Рисую/рисует | Зонт, шкаф, стол, стул, сумку, диван, волка |
Глажу/гладит | Юбку, штаны, майку, бантик, шарф |
Слышу | Барабан, кошку, собаку, молоток, телефон, бабушку |
Картинный материал прилагается.
Таким образом пособие «Колесо кручу – говорить хочу» позволяет решать следующие задачи:
- развивать познавательную активность;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать фразовую речь;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- мелкую моторику и координацию движений рук;
- развивать внимание, воображение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное методическое пособие по развитию речи "Веселый поезд" (для индивидуальной работы с детьми с ТНР)
Использование данного пособия зависит от конкретных задач педагога в ходе индивидуальной работы с ребенком с ТНР....
Методическое пособие для развития речи с детьми младшего возраста «Полезная книга».
Методическое пособие "Полезная книга" разработан для совместной работы родителей с детьми. ...
Мастер-класс "Организация работы воспитателя по развитию речи с неговорящими детьми"
В мастер-классе раскрыта актуальность темы. Освещены этапы становление речи в онтогенезе, а также причины возникновения речевых нарушений. Представлены две методики по запуску речи. Даны рекомендации ...
Пособие по развитию речи с детьми 4-5 лет "Во саду ли, в огороде"
Задачи: закреплять знания об овощах, фруктах, ягодах .Учить детей отгадывать загадки.Закреплять умения классифицировать ....
Дидактическое пособие по развитию речи "Лэпбук - Говорим правильно" для детей старшего дошкольного возраста
Данное дидактическое пособие Лэпбук «Говорим правильно» представляет собой книгу, на страницах которой имеются различные кармашки, карточки, игры, в которых представлены игры и упражнения,...
Методическая разработка. Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи для занятий с детьми лэпбук «Осень»
Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного материала, систематизация зна...
Игры для запуска речи с неговорящими детьми.
Игры, способствующие развитию речи:...