Семинар – практикум для педагогов «Веселые игры по развитию речи для детей и воспитателей»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Булавина Римма Владимировна

Семинар – практикум для педагогов

 «Веселые игры по развитию речи

для детей и воспитателей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospitat_veselye_igry.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №2»

Управление делами Президента Российской Федерации

Семинар – практикум для педагогов

 «Веселые игры по развитию речи

для детей и воспитателей»

Составили и провели

учителя-логопеды

 Хайхян В.В.

Булавина Р.В.

Семинар – практикум для педагогов «Веселые игры по развитию речи для детей и воспитателей»

В нашей работе главная цель - развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.

Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.

Задачи:

  • Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  • Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
  • Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
  • Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.

Интеграция образовательных областей:

  • речевое развитие
  • познавательное развитие

Структура проведения семинара-практикума

1. Организационный момент

2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления

  • игра «Похожие слова»;
  • игра «Кошка» (обогащение словаря);
  • «Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
  • игры-перевёртыши;
  • игры на развитие фонематического слуха;

3. Заключительная часть.

Организационная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!
Всех просим активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!

Мы предлагаем поиграть в интерактивные игры для активизации речи и мышления.

Основная часть

Предлагаю поиграть в интерактивные речевые игры - активизируем речь и мышление.

Речевые игры (для активизации речи и мышления).

Задание № 1Игра «Похожие слова»

Послушайте логопедическую рифмовку:

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон! ....

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Мягкие слова – (хлеб, диван, подушка, вата, пух)

Хрупкие слова – (ваза, стекло, снежинка, сосулька)

Необходимые слова – (мама, воздух, улыбка, солнце)

Задание № 2. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная 
(кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Задание № 3. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звукову воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

  • В Кабардино Балкарии валокордин из Болгарии.
  • Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Задание № 4. «Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

  • Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
  • Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».
  • От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

  • Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
  • Ты ненавидишь мою коровку - «Ялюблю свою лошадку».
  • Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

  • Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
  • Утки - индюшки «Гуси - лебеди».
  • Бледненький кустик «Аленький цветочек».
  • Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
  • Квадратик - «Колобок».

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

  • Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Грустные взрослые - «Веселые ребята».
  • Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
  • Крик баранов - «Молчание ягнят».
  • Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
  • С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
  • Холодные ноги - «Горячие головы».
  • Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
  • В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
  • Ручной кактус «Дикая орхидея».

Задание № 5. «Фонематический слух»

Фонематический слух - способность слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

  • Портфель я выронил из рук,
    Такой большой на ветке … 
    (жук)
  • Шел по лесу шустрый мишка,
    На него свалилась … (
    шишка)
  • Здесь в лесу есть злые звери,
    Запирайте на ночь … (
    двери)
  • Тише, Танечка, не плачь,
    Не утонет в речке 
    … (мяч)
  • Как-то вечером две мышки
    Унесли у Пети 
    … (книжки)
  • Не полезет Влад на ель,
    У него в руках … (
    портфель)
  • «Я трудиться не привык!»
    Отвечает … 
    (грузовик)
  • Cобирали васильки,
    у нас на голове … (
    венки)

 Заключительная часть

Вот и закончилась наша игра. Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!

Список литературы

  1. Т.Б.Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
  2. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
  3. Е.А.Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
  4. С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
  5. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
  6. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
  7. Т.Е Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. Основы логопедии - Москва Просвещение 1989 год.
  8. Е.Л.Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.
  9. Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
  10. Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле.т Москва. 2005 год.
  11. М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.
  12. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера, 2007.
  13. П.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.: Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992.
  14. Е.А.ДьяковаЛогопедический массаж. - М., 2004.
  15. Е.А.Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  16. Е.Л.Ковалева, Ю.И. Остапенко. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинезиологии - Волгоград «Перемена», 1996г.
  17. В.В. Нищева.  Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001.
  18. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
  19. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.
  20. З.А.Репина. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи - Екатеринбург, 1996.
  21. Н.Семенова Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. - СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: "Народные игры в развитии детей дошкольного возраста"

Значение игры в развитии детей, уровни развития игровой деятельности по возрастам, классификация народных игр...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."

Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...

Семинар - практикум для педагогов "Веселая логика " с использованием блоков Дьенеша в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Семинар-практикум для педагогов «Веселая логика» с использованием блоков Дьенеша в младшем и среднем дошкольном возрасте....

Семинар практикум на тему: "Экологические игры для развития детей старшего дошкольного возраста"

Экологические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, актируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, спос...