Самообразование по теме:«Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Методическая тема: «Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Сроки реализации: с 2022года по 2027год.
Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику;
Оформить в кабинете центр кинезиологических игр и упражнений;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему самообразования;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Куртамышский детский сад №9»
Самообразование по теме:
«Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Учитель-логопед: Печерских Е.Н.
Куртамыш 2022г.
Методическая тема: «Использование нейрогимнастики и кинезиологических упражнений в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста»
Сроки реализации: с 2022года по 2027год.
Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Провести диагностику;
Оформить в кабинете центр кинезиологических игр и упражнений;
Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему самообразования;
Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;
Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме самообразования.
Обоснование выбранной темы.
Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Современный мир не требует от детей больших усилий (где они шнурки и пуговицы?) Ребенок с детства попадает в «удобную» среду, адаптированную под ребенка, а не наоборот. Поэтому моторные навыки ослабляются.
Известно, что на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве. Речь относится к высшим психическим функциям человека.
Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности. Моторика, мышление, психика и речь - взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речью.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом, психологическом и речевом развитии ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов коррекции и профилактики этих нарушений.
Кинезеология – наука о развитии умственных способностей через специально организованные двигательные упражнения.
То есть, осуществляет развитие по принципу от движения к интеллекту.
Кинезеология – это по сути моторное развитие, которое позволяет нарастить новые нейронные связи. Чем больше образуется нейронных связей, тем развитее интеллект. Когда человек осваивает что-то новое для себя, он наращивает нейронные связи. Таким, образом, кинезеология включает и нейромоторное развитие - как связь мозговой и двигательной активности.
Кинезеологию можно рассматривать и как здоровьесберегающую технологию, так как двигательная активность для детей – это наиболее естественный и любимый вид активности. Движение – это естественная биологическая потребность детей.
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). Человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи.
Известно, что мозг гармонично и продуктивно работает, если задействованы оба полушария. Считается, что у людей доминирует какое-то одно, то есть получается некий «перекос» - либо человек творческий (если правое), либо логический - (если левое). Упражнения способствуют «выравниванию» такой ситуации.
Суть кинезеологических упражнений в том, что различного рода движения стимулируют зоны мозга.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).
Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.
План работы на 2022-2023 учебный год
Работа с детьми
№ п.п | Мероприятие (вид деятельности) | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
1 | Вводная диагностика | Сентябрь | |
Артикуляционные упражнения с пользой для межполушарных связей. (Приложение1) | |||
2 | Игры на развитие межполушарного взаимодействия. (Приложение2) | Октябрь | |
3 | Кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука, слогов или слов. (Приложение 3) | Ноябрь | |
4 | Развитие фонематического слуха и моторики обеих рук. (Приложение 4) | Декабрь | |
5 | Промежуточная диагностика | Январь | |
Дифференциация звуков с использованием кинезиологических упражнений (Приложение 5) | |||
6 | Рисование с пользой для интеллекта. (Приложение 6) | Февраль | |
7 | Комплекс кинезиологических упражнений с использованием стихов. (Приложение 7) | Март | |
8 | Упражнения на развитие мелкой моторики рук и навыков каллиграфического письма. (Приложение 8) | Апрель | |
9 | Закрепление пройденного материала. | Май | |
Итоговая диагностика |
Работа с педагогами
№ п.п | Мероприятие (вид деятельности) | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
1 | Консультация для педагогов «Нейроигры в коррекционной работе» | Сентябрь 2022г. | |
2 | Выступление на МО с темой: «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда, как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» | Декабрь 2022г. | |
3 | Выступление на ММО. Мастер-класс на тему: «Кинезиологические упражнения - как эффективный метод развития речи дошкольников» | Январь 2023г. | |
4 | Участие в конкурсе «Фестиваль педагогического мастерства-2023» | Февраль 2023г. | |
5 |
Работа с родителями
№ п.п | Мероприятие (вид деятельности) | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
1 | Консультация для родителей «Нейроигры в коррекционной работе» | Сентябрь 2022г. | |
2 | Папка-раскладушка «Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей и рекомендации родителям» | Октябрь2022г. | |
3 | Информационный буклет «Кинезиологическая гимнастика» | Январь 2023г. | |
4 | Выступление на родительском собрании «Эффективность использования кинезоилогических упражнений и нейрогимнастики в коррекционной работе учителя-логопеда» | Май 2023г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Использование кинезиологических упражнений «ГИМНАСТИКА МОЗГА» в работе с детьми дошкольного возраста»
Проблема охраны и укрепления здоровья детей многогранна и сложна. Успешное её решение возможно только при совместной и скоординированной работе образовательных учреждений и семьи. Сохранение и укрепле...
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...
Использование упражнений для релаксации в работе с детьми дошкольного возраста.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...
"Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми дошкольного возраста"
Современные дошкольники порой загружены не меньше своих родителей, так как они получают большое количество новой информации, много двигаются, общаются. Они, как и взрослые, устают и физически, и эмоци...
Дыхательные упражнения как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста
Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, также работающим в группах компенсирующей направленности....
Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Статья знакомит с понятием кинезиология. Включает в себя перечень нейродинамических упражнений для детей дошкольного возраста и способы их использования....
Презентация "Использование кинезиологической гимнастики и мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста!
Презентация "Использование кинезиологической гимнастики и мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"...