Коллоквиум « Развиваем речь дошкольников»
консультация по логопедии

Бартанова Евгения Сергеевна

Цель: совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ.

Задачи:

  • Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
  • Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
  • Развивать творческую активность участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollokvium.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Боханский детский сад №1»

Коллоквиум

« Развиваем  речь дошкольников»

                                                                                                                           Подготовила на  педсовет

учитель логопед  Бартанова Е. С.

Бохан, 2020 у.г.

Цель: совершенствование работы по речевому развитию дошкольников в ДОУ.

Задачи:

  • Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач речевого развития.
  • Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
  • Развивать творческую активность участников.

Атрибуты игры: фишки, мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями, карандаши

Ход игры

Ведущий:

 Речь человека это его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Не зря одной  из  главных задач дошкольного образования является развитие речи. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел влияет на дальнейшее развитие ребенка. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

- Уважаемые коллеги, предлагаю Вам обсудить данную проблему развития речи дошкольников  и найти пути ее решения через коллоквиум «Развиваем речь дошкольников».  Коллоквиум - форма работы, предполагающая обсуждение под руководством ведущего (преподавателя) широкого круга проблем.

- Для того, чтобы наш коллоквиум  был интереснее, мы введем в нее элемент соревнования. Предлагаю вам разделиться на команды, каждая из которых будет соревноваться за призовое место, придумайте команде название и выберите капитана. Та команда, которая быстро и качественно справится с заданием, получит в свою копилку жетон. По итогам игры мы определим победителей - команду, заработавшую наибольшее количество жетонов. Также нам необходимо выбрать жюри (2 человека), которое будет объективно оценивать работу команд.

(Педагоги делятся на 2 команды, придумывают название, капитан его озвучивает.

- Итак, начинаем нашу игру.

Задание 1. Разминка  «Быстрый ответ».

- Командам необходимо быстро ответить на предложенные вопросы. Если ответ готов – поднимаем руку. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Вопросы:

  1. Что включает в себя речевое развитие? (владение речью как средством общения со сверстниками и взрослыми; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой культуры речи и др. согласно требованиям ФГОС ДО).
  2. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
  3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  4. Какие методы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание, беседа, экскурсия и т. д.)
  5. Назовите ведущий прием обучения правильному произношению (образец воспитателя)
  6. Посредством чего может быть организована работа по развитию речи во 2-й половине дня? (логоритмика, мнемотаблицы, дидактические игры, театрализованная деятельность, чтение худ.литературы и т.д.)
  7. Назовите основные направления работы в ДОУ, через которые реализуется образовательная область – речевое развитие? (образовательная деятельность, осуществляемая с детьми в различных видах деятельности; образовательная деятельность, организованная в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; сотрудничество с семьями воспитанников).
  8. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (игра)
  9. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (проявление речевой активности в общении со взрослыми и сверстниками; активно задает и отвечает на вопросы; инициативен в придумывании рассказов загадок и т. д.; имеет богатый словарный запас; речь чистая, грамматически правильная, выразительная; владеет средствами звукобуквенного анализа слов; умеет передавать краткое содержание текста; различает основные жанры (стихотворение, сказка, рассказ))
  10. Отметьте наиболее значимых для вас педагогов, работающих в области речевого развития дошкольников (В. В. Гербова; Е. А. Флерина; О. С. Ушакова)

Подсчет жетонов, оглашение победителя в первом конкурсе.

Задание 2.

- Переходим ко второму заданию. Часто бывает, что педагоги сталкиваются с низкой заинтересованностью, сниженной речевой активностью детей в ходе образовательной деятельности по речевому развитию. Предлагаю вам творчески подойти к поиску путей решения этой проблемы,  наметить   пути повышения интереса ребенка к образовательной деятельности по речевому развитию.

 Каждому педагогу раздается листок бумаги и карандаш, где они пишут свои мысли по повышению интереса ребенка к образовательной деятельности по речевому развитию, а затем каждый озвучивает свой ответ. Жюри оценивает работу   и вручает жетон той команде, которая лучше справилась с заданием.

Примерные направления, которые должны быть отражены в ответах команд:

  • Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
  • Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  • Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
  • Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
  • Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
  • Учёт индивидуальных, возрастных, и психических особенностей ребенка.
  • Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
  • Использование ИТ технологии на занятиях

Задание 3. «Блиц-турнир»

- Специфика профессии педагога заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Поэтому педагог должен обладать не только специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения и грамотной речью. Речевая грамотность – отнюдь не личное дело каждого педагога, а его основное качество, ведь речь педагога - это образец для каждого ребенка, над развитием речи которого мы работаем.

- Предлагаю каждой команде выполнить цикл блиц-заданий и тем самым проверить насколько грамотно вы владеете речью. Каждое задание оценивается как отдельный конкурс

Ведущий раздает каждому участнику команд карточки с заданиями, по истечению 20 секунд карточки сдаются членам жюри на проверку. Жетон вручается той команде, где не было ни одной ошибки.

 1.  «Ударение»

Поставьте правильно ударение в словах:

договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, феномен, звонит, новорожденный, обеспечение, банты, ломота.

Правильно: договОр, дремОта, жалюзИ, заусЕница, квартАл, опЕка, ракУшка, свЁкла, срЕдства, слИвовый, танцОвщица, твОрОг, тУфля, увЕдомить, фенОмен, звонИт, новорождЁнный, обеспЕчение, бАнты, ломОта.

Задание №2 «Так или не так»

Членам команд предлагается угадать правильно ли ведущий определил род существительных  и склоняется они или нет. Если ведущий говорит правильно, то педагоги встают, а если он ошибается, то педагоги машут головой.  Жюри дают жетон той команде, которая не разу не ошиблась.

Определите род существительных, склоняются ли они или нет.

шампунь - Ср. р. не склон. (М.р. склон)

мозоль – Ж.р., склон

кофе – Ж.р., склон (М. р., не склон)

вуаль –Ж. р., склон

какао – Ж.р., склон (Ср. р., не склон)

 пальто - Ж.р., склон (Ср. р., не склон)

гель –М. р., склон

тюль –Ж.р., склон (М. р., склон)

Правильно: Шампунь (М. Р., склон.), мозоль (Ж. Р., склон.), кофе (М. Р., не склон.), вуаль (Ж. Р., склон.), какао (Ср. Р., не склон.), пальто (Ср. Р., не склон.), гель (М. Р., склон.), тюль (М. Р., склон.).

3. «Конкурс капитанов»

Капитаны выходят к экрану на котором изображены  предметы  и выполняют задание. Жетон получает капитан, который ни  разу не ошибся.

 Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных.

1 команда

Яблоко – много ______________

Полотенце – ______________

Апельсин – ______________

Блюдце – ______________

Желе – ______________

Рукав – ______________

2 команда

Шаровары – ______________

Окно – ______________

Сапоги – ______________

Носки – ______________

Чулки – ______________

Рельсы – ______________

Правильно:

Яблоко – много яблок,

Полотенце – полотенец,

Апельсин – апельсинов,

Блюдце – блюдец,

Желе – желе,

Рукав – рукавов,

Шаровары – шаровар,

Окно – Окон,

Сапоги – сапог,

Носки – носков,

Чулки – чулок,

Рельсы – рельсов.

4. «Правильно» и «Неправильно»

Ведущий: А у нас  сегодня интересная гостья. Она сейчас расскажет одну история, а вы внимательно ее послушайте.

Входит Баба Яга, которая в своей речи использует неправильные слова. Педагоги должны их заметить и исправить.

Баба Яга: Здрасте (здравствуйте).

Ведущий: Здравствуйте.

Баба Яга: Чо! (что)

Ведущий: Здравствуйте! С чем пожаловали бабушка?

Баба Яга: Да так в гости. Какие вы все красивые! Оделися (оделись) все нарядно!

Ведущий: у нас педагогический совет.

Баба Яга: Я недавно ходила в гости в такой же большой детский сад. Так вот ихние  (их) дети меня совсем не испугалися (испугались). Я так расстроилась, что у меня разболелась голова. И тогда воспитатель мне дала эти самые, ну как их! Вспомнила - обезбаливающие (обезболивающие).  А теперь дети мне звонят (звонят ) и интересуются моим здоровьем.  Ой, и сейчас кто то звонит (звонит), побегу я. До свидания!

Определите, какие слова Баба Яга произнесла неправильно.

Это было последнее задание нашего соревнования. Прошу жюри огласить результат.

Жюри оглашает итоги игры, называет команду - победителя, ведущий предлагает приветствовать победителей и всех участников аплодисментами.

- Дети это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью.

4. «Правильно» и «Неправильно»

Ведущий: А у нас  сегодня интересная гостья. Она сейчас расскажет одну история, а вы внимательно ее послушайте.

Входит Баба Яга, которая в своей речи использует неправильные слова. Педагоги должны их заметить и исправить.

Баба Яга: Здрасте (здравствуйте).

Ведущий: Здравствуйте.

Баба Яга: Чо! (что)

Ведущий: Здравствуйте! С чем пожаловали бабушка?

Баба Яга: Да так в гости. Какие вы все красивые! Оделися (оделись) все нарядно!

Ведущий: у нас педагогический совет.

Баба Яга: Я недавно ходила в гости в такой же большой детский сад. Так вот ихние  (их) дети меня совсем не испугалися (испугались). Я так расстроилась, что у меня разболелась голова. И тогда воспитатель мне дала эти самые, ну как их! Вспомнила - обезбаливающие (обезболивающие).  А теперь дети мне звонят (звонят ) и интересуются моим здоровьем.  Ой, и сейчас кто то звонит (звонит), побегу я. До свидания!

Поставьте правильно ударение в словах:

договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, феномен, звонит, новорожденный, обеспечение, банты, ломота.

Поставьте правильно ударение в словах:

договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, феномен, звонит, новорожденный, обеспечение, банты, ломота.

Поставьте правильно ударение в словах:

договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, феномен, звонит, новорожденный, обеспечение, банты, ломота.

Поставьте правильно ударение в словах:

договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, феномен, звонит, новорожденный, обеспечение, банты, ломота.

Поставьте правильно ударение в словах:

договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, феномен, звонит, новорожденный, обеспечение, банты, ломота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический коллоквиум "Современные тенденции образа жизни и состояния здоровья педагогов"

Методический коллоквиум "Современные тенденции образа жизни и состояния здоровья педагогов"....

Коллоквиум по экспериментированию в МБДОУ «Детский сад «Искорка» для воспитателей

Данная разработка является материалом для работы с воспитателями и родителями по ведению работы по детскому экспериментированию в детском саду....

Деловая игра «Речевой коллоквиум»

Выступление на педагогическом совете с цельью активизирования деятельности педагогов по речевому развитию детей;совершенствования практических навыков профессиональной деятельности. Данный матери...

Обучающий коллоквиум "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: особенности, проблемы, пути их решения"

Документы, подтверждающие организацию и проведение методического мероприятия с педагогами ДОУ по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...

Методический коллоквиум для родителей

МетоМетодический коллоквиумТема : «Здоровьесберегающие технологии и возможность их применения в домашних условиях Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений спо...