Дифференциация звуков [ш]- [ж] в словах.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Топчиева Светлана Васильевна

Конспект фронтального логопедического занятия с дошкольниками старшей группы

Диагноз: ФФНР

Возраст 5 – 6 лет

Цели: научить детей различатьзвуки [ш]- [ж] в словах

1. Фонетическая: совершенствовать фонематический слух, показать что.

[ш]– шипящий, глухой, твёрдый

[ж]– шипящий, звонкий, твёрдый

2. Лексическая: уточнять обогащать и активизировать словарный запас (звери, дикие животные, зоопарк; отзывчивые, милосердные, заботливые)

3. Развивающая: развивать и совершенствовать мелкую моторику рук, мимическую мускулатуру

4. Воспитывающая: доброе, чуткое отношение к другим людям, желание помогать друг другу.

Оборудование: схемы слов на каждого ребёнка, картинки со звуками [ш]и [ж], картинки с изображением животных, нарисованные на бумаге клетки для животных зоопарка, кассета с детской песенкой «Про жирафа» (Ю. Чичков).

Ход ЗАНЯТИЯ:

I.Оргмомент

– Ребята, сядьте правильно, спинки выпрямите. Напоминаю вам, что на занятии надо внимательно слушать, правильно и чётко отвечать. За правильные ответы я буду раздавать фишки, а в конце занятия подведём итог.

II. Сообщение темы

Сегодня на занятии мы с вами будем продолжать учиться различать звуки[ш]и [ж], отгадывать загадки, будем играть и ещё вас ждёт сюрприз. Но об этом я вам расскажу чуть позже. А сейчас… Вспомним как мы произносим звук [ш]– язык чашечкой вверх, губы округлены и слегка выдвинуты вперёд. Руку положим на горлышко. (Произносят звук [ш]). Вибрации не ощущается.

– Горлышко не дрожит, значит этот звук глухой.

А теперь произнесём звук[ж]–рука на горлышке (произносят). Горлышко дрожит, значит голосок проснулся. Да, это звонкий звук.

Звук [ш]–глухой, а звук[ж]–звонкий.

Эти звуки никогда не бывают мягкими.

Они всегда твёрдые. Запомните звуки [ш]и [ж]– твёрдые.

III. Развитие фонематического слуха.

– Давайте поиграем.

Я буду называть слова со звуком[ш](так шипит гусь) исо звуком [ж](так жужжит жук).

Если вы услышите звук [ш], то поднимите картинку с изображением гуся, а если вы услышите звук [ж] в словах, то поднимитекартинкуна которой изображён жук.

Слова: шуба, жакет, ножи, ёжик, шоколад, лужа, ландыши, ежевика, шиповник.

IV. Звуковой анализ слова.

Послушайте загадку:

Я на дереве сижу

И жужжу, жужжу, жужжу

/Жук/

Логопед : произносит отгадку ещё раз и спрашивает у детей

– Какой шипящий звук слышится в этом слове звонкий [ж]или глухой [ш]?

(Правильно звонкий)

– Где находитсязвук[ж]в слове ЖУК?

(Ребята с полосками – схемами

Дети выкладывают кружочек на полоску

– А теперь послушайте ещё одну загадку:

Часто умывается,

Шажки легки,

Мягкие лапки,

На лапках – царапки

/Кошка/

Какой шипящий звукзвонкий [ж]или глухой [ш]слышится в слове кошка?

– Правильно на схеме слова

(полосочке) где находится звук [ш]?

Правильно в середине.

– Послушайте, ребята, я ещё раз произнесу слово ЖУК. Сколько слогов в слове? Покажите цифру, которая обозначает количество слогов в слове ЖУК (Дети показывают цифру 1).

– А теперь посчитаем количество слогов в слове кошка.

Сколько слогов в слове КОШКА? Покажитецифру, которая обозначает количество слогов в слове КОШКА?

(Дети показывают цифру 2)

– Молодцы ребята!

V.Физминутка.

–Ребята, скажите пожалуйста, где живут звери? Правильно, в лесу, пустыне, в Африке.

A как ещё можно назвать зверей? Дикие животные – правильно. В Арктике, где очень холодно, живут белые медведи, моржи. Слоны живут в тёплых странах. В наших российских лесах живут бурые медведи.

Ребята, вы знаете, что бурые медведи впадают в спячку и всю зиму спят в своей берлоге. А представьте себе, что медведя, который спал, разбудили. Давайте изобразим рассерженного мишку.

(Дети изображают рассерженного медведя).

– А теперь давайте изобразим медведя, которого угостили малиной и мёдом. Он самый довольный и весёлый. (Дети изображают весёлого медведя).

– Хорошо у вас получается. Молодцы!

VI. Дифферентация звуков [ш]и[ж] в словах.

–Ребята,а ещё животные живут в зоопарке.

А вот и сюрприз, о котором я вам говорила в начале занятия.

Посмотрите, ребята, (показывает красивую открытку-приглашение) нас с вами пригласили в зоопарк. Работники зоопарка узнали, что наши ребятки учатся различать звуки[ш]и [ж], и попросили вас помочь им расселить животных в клетки. Поможем, ребята, вы же добрые, отзывчивые.

А как можно назвать детей, людей, которые охотно помогают другим?

(Дети называют, логопед обобщает их ответы, подводит итог)

– Правильно, отзывчивые, внимательные, милосердные, заботливые. Если мы откликнулись на просьбу работников зоопарка, значит мы тожеотзывчивые, внимательные, милосердные. В зоопарк мы с вами поедем на автобусе.

(Показывает на два ряда стульчиков)

– Я сейчас вам раздам билетики и вы, каждый, сядете на свои места. Вот возьмите, пожалуйста, билетики – картинки. Дети у которых картинки со звуками [ш] садятся на те стульчики, где есть изображение гуся, а дети, у которыхкартинки со звуками [ж] – садятся на те стульчики с изображением жука.

VII. Пальчиковая гимнастика.

Дети рассаживаются по местам, логопед включает магнитофон (аудио-запись). Звучит детская песенка «Про жирафа» (Ю. Чичков, Ю. Энтин). Пока звучит музыка (один куплет, дети делают упражнение для пальчиков. Затем музыка отключается.

– Всё, приехали! Выходим спокойно, мальчики пропускают девочек. Ребята, пойдите ко мне. Вот вы видите два ряда клеток. В этих клетках (Логопед показывает картинки с изображением клеток) мы поселим животных, в названии которых есть звонкий звук [ж], (на клетках приклеен колокольчик –

Это признак звонкости). А в этих клетках (на противоположной стороне) будут жить звери, в названии которых есть глухой звук [ш].

Логопед загадывает загадки, дети отгадывают и распределяют животных по клеткам.

– Послушайте загадку:

Эти звери в в Арктике живут,

Где снег вокруг и лёд вокруг.

Ласты вместо ног имеют,

И клыки у них растут

/Моржи/

– Куда мы поселим моржей? Правильно, туда, где есть колокольчик. А почему?Правильно, потому что звук [ж] звонкий.

–Aвот ещё, послушайте внимательно:

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит очень сладкий мёд

Да малинку с веток рвёт.

/Мишка-медведь/

– Куда мы поселим мишку? Правильно, в клетку безколокольчика. Почему? Да потому что это звук [ш]– он глухой.

Узнать его так просто, узнать его легко

Высокого он роста. И видит далеко.

/Жираф/.

Этот зверь на двух ногах

В жарких селится лесах.

То подпрыгнет, то замрёт.

То банан с ветвей сорвёт.

/Обезьяна, мартышка/

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

/Ёжик/

И стройна-то и красива,

С чёлкой и пушистой гривой.

Плавать может и скакать,

Ест овёс, умеет ржать.

/Лошадь/.

VIII. Организация окончания занятия.

–Молодцы, ребята! Работники зоопарка очень вам благодарны за помощь и приготовили вам угощение.

– А сейчас садимся в автобус и уезжаем в детский сад.

(Опять звучит музыка, дети уезжают под музыку).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichatzvuki_sh-_zh_v_slovah.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия с дошкольниками старшей группы

Диагноз: ФФНР

Возраст 5 – 6 лет

Цели: научить детей различатьзвуки [ш]- [ж] в словах

1. Фонетическая:совершенствовать фонематический слух, показать что

[ш]– шипящий, глухой, твёрдый

[ж]– шипящий, звонкий, твёрдый

2. Лексическая: уточнять обогащать и активизировать словарный запас (звери, дикие животные, зоопарк; отзывчивые, милосердные, заботливые)

3. Развивающая: развивать и совершенствовать мелкую моторику рук, мимическую мускулатуру

4. Воспитывающая: доброе, чуткое отношение к другим людям, желание помогать друг другу.

Оборудование: схемы слов на каждого ребёнка, картинки со звуками [ш]и [ж], картинки с изображением животных, нарисованные на бумаге клетки для животных зоопарка, кассета с детской песенкой «Про жирафа» (Ю. Чичков).

Ход ЗАНЯТИЯ:

I.Оргмомент

– Ребята, сядьте правильно, спинки выпрямите. Напоминаю вам, что на занятии надо внимательно слушать, правильно и чётко отвечать. За правильные ответы я буду раздавать фишки, а в конце занятия подведём итог.

II. Сообщение темы

Сегодня на занятии мы с вами будем продолжать учиться различать звуки[ш]и [ж], отгадывать загадки, будем играть и ещё вас ждёт сюрприз. Но об этом я вам расскажу чуть позже. А сейчас… Вспомним как мы произносим звук [ш]– язык чашечкой вверх, губы округлены и слегка выдвинуты вперёд. Руку положим на горлышко. (Произносят звук [ш]). Вибрации не ощущается.

– Горлышко не дрожит, значит этот звук глухой.

А теперь произнесём звук[ж]–рука на горлышке (произносят). Горлышко дрожит, значит голосок проснулся. Да, это звонкий звук.

Звук [ш]–глухой, а звук[ж]–звонкий.

Эти звуки никогда не бывают мягкими.

Они всегда твёрдые. Запомните звуки [ш]и [ж]– твёрдые.

III. Развитие фонематического слуха.

– Давайте поиграем.

Я буду называть слова со звуком[ш](так шипит гусь) исо звуком [ж](так жужжит жук).

Если вы услышите звук [ш], то поднимите картинку с изображением гуся, а если вы услышите звук [ж] в словах, то поднимитекартинкуна которой изображён жук.

Слова: шуба, жакет, ножи, ёжик, шоколад, лужа, ландыши, ежевика, шиповник.

IV. Звуковой анализ слова.

Послушайте загадку:

Я на дереве сижу

И жужжу, жужжу, жужжу

/Жук/

Логопед : произносит отгадку ещё раз и спрашивает у детей

– Какой шипящий звук слышится в этом слове звонкий [ж]или глухой [ш]?

(Правильно звонкий)

– Где находитсязвук[ж]в слове ЖУК?

(Ребята с полосками – схемами

Дети выкладывают кружочек на полоску

– А теперь послушайте ещё одну загадку:

Часто умывается,

Шажки легки,

Мягкие лапки,

На лапках – царапки

/Кошка/

Какой шипящий звукзвонкий [ж]или глухой [ш]слышится в слове кошка?

– Правильно на схеме слова

(полосочке) где находится звук [ш]?

Правильно в середине.

– Послушайте, ребята, я ещё раз произнесу слово ЖУК. Сколько слогов в слове? Покажите цифру, которая обозначает количество слогов в слове ЖУК (Дети показывают цифру 1).

– А теперь посчитаем количество слогов в слове кошка.

Сколько слогов в слове КОШКА? Покажитецифру, которая обозначает количество слогов в слове КОШКА?

(Дети показывают цифру 2)

– Молодцы ребята!

V.Физминутка.

–Ребята, скажите пожалуйста, где живут звери? Правильно, в лесу, пустыне, в Африке.

A как ещё можно назвать зверей? Дикие животные – правильно. В Арктике, где очень холодно, живут белые медведи, моржи. Слоны живут в тёплых странах. В наших российских лесах живут бурые медведи.

Ребята, вы знаете, что бурые медведи впадают в спячку и всю зиму спят в своей берлоге. А представьте себе, что медведя, который спал, разбудили. Давайте изобразим рассерженного мишку.

(Дети изображают рассерженного медведя).

– А теперь давайте изобразим медведя, которого угостили малиной и мёдом. Он самый довольный и весёлый. (Дети изображают весёлого медведя).

– Хорошо у вас получается. Молодцы!

VI. Дифферентация звуков [ш]и[ж] в словах.

–Ребята,а ещё животные живут в зоопарке.

А вот и сюрприз, о котором я вам говорила в начале занятия.

Посмотрите, ребята, (показывает красивую открытку-приглашение) нас с вами пригласили в зоопарк. Работники зоопарка узнали, что наши ребятки учатся различать звуки[ш]и [ж], и попросили вас помочь им расселить животных в клетки. Поможем, ребята, вы же добрые, отзывчивые.

А как можно назвать детей, людей, которые охотно помогают другим?

(Дети называют, логопед обобщает их ответы, подводит итог)

– Правильно, отзывчивые, внимательные, милосердные, заботливые. Если мы откликнулись на просьбу работников зоопарка, значит мы тожеотзывчивые, внимательные, милосердные. В зоопарк мы с вами поедем на автобусе.

(Показывает на два ряда стульчиков)

– Я сейчас вам раздам билетики и вы, каждый, сядете на свои места. Вот возьмите, пожалуйста, билетики – картинки. Дети у которых картинки со звуками [ш] садятся на те стульчики, где есть изображение гуся, а дети, у которыхкартинки со звуками [ж] – садятся на те стульчики с изображением жука.

VII. Пальчиковая гимнастика.

Дети рассаживаются по местам, логопед включает магнитофон (аудио-запись). Звучит детская песенка «Про жирафа» (Ю. Чичков, Ю. Энтин). Пока звучит музыка (один куплет, дети делают упражнение для пальчиков. Затем музыка отключается.

– Всё, приехали! Выходим спокойно, мальчики пропускают девочек. Ребята, пойдите ко мне. Вот вы видите два ряда клеток. В этих клетках (Логопед показывает картинки с изображением клеток) мы поселим животных, в названии которых есть звонкий звук [ж], (на клетках приклеен колокольчик –

Это признак звонкости). А в этих клетках (на противоположной стороне) будут жить звери, в названии которых есть глухой звук [ш].

Логопед загадывает загадки, дети отгадывают и распределяют животных по клеткам.

– Послушайте загадку:

Эти звери в в Арктике живут,

Где снег вокруг и лёд вокруг.

Ласты вместо ног имеют,

И клыки у них растут

/Моржи/

– Куда мы поселим моржей? Правильно, туда, где есть колокольчик. А почему?Правильно, потому что звук [ж] звонкий.

–Aвот ещё, послушайте внимательно:

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит очень сладкий мёд

Да малинку с веток рвёт.

/Мишка-медведь/

– Куда мы поселим мишку? Правильно, в клетку безколокольчика. Почему? Да потому что это звук [ш]– он глухой.

Узнать его так просто, узнать его легко

Высокого он роста. И видит далеко.

/Жираф/.

Этот зверь на двух ногах

В жарких селится лесах.

То подпрыгнет, то замрёт.

То банан с ветвей сорвёт.

/Обезьяна, мартышка/

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

/Ёжик/

И стройна-то и красива,

С чёлкой и пушистой гривой.

Плавать может и скакать,

Ест овёс, умеет ржать.

/Лошадь/.

VIII. Организация окончания занятия.

–Молодцы, ребята! Работники зоопарка очень вам благодарны за помощь и приготовили вам угощение.

– А сейчас садимся в автобус и уезжаем в детский сад.

(Опять звучит музыка, дети уезжают под музыку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дифференциация звуков С - Ш в словах и предложениях"

В презентацию входит 26 слайдов, где подобран иллюстративный материал к словам-паронимам, предложениям, небольшим стихотворениям с часто встречающимися звуками С и Ш....

Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах. Закрепление знаний по теме "Перелетные птицы"».

Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах; закрепление знаний  по теме «Перелетные птицы». ...

Индивидуальное занятие «Дифференциация звуков «Ш»- «Ж» в словах и предложениях. Буквы Ш-Ж.»

В конспекте занятия по автоматизации Ш-Ж используются различные технологии в том числе и здоровьесберегающие: логоритмика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика ("Мой любимый носик").Ав...

Методические рекомендации к использованию презентации «Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах и предложениях»

Данная презентация предназначена для медиа поддержки коррекционных логопедических занятий с детьми старше-подготовительного возраста, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Презентация может...

Автоматизация звуков и дифференциация звуков [Ч–Щ] в словах и фразах /фронтальное занятие/.

Автоматизация звуков и дифференциация звуков [Ч–Щ] в словах и фразах /фронтальное занятие/. просмотреть презентацию можно по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/9nyu/a9PiLp5C6...

Презентация: "Дифференциация звуков [с] - [ш] в словах, отличающихся одним звуком".

Презентация предназначена для дифференциации звуков [с] - [ш] у дошкольников сфонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи....