Дифференциация звуков [ш]- [ж] в словах.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект фронтального логопедического занятия с дошкольниками старшей группы
Диагноз: ФФНР
Возраст 5 – 6 лет
Цели: научить детей различатьзвуки [ш]- [ж] в словах
1. Фонетическая: совершенствовать фонематический слух, показать что.
[ш]– шипящий, глухой, твёрдый
[ж]– шипящий, звонкий, твёрдый
2. Лексическая: уточнять обогащать и активизировать словарный запас (звери, дикие животные, зоопарк; отзывчивые, милосердные, заботливые)
3. Развивающая: развивать и совершенствовать мелкую моторику рук, мимическую мускулатуру
4. Воспитывающая: доброе, чуткое отношение к другим людям, желание помогать друг другу.
Оборудование: схемы слов на каждого ребёнка, картинки со звуками [ш]и [ж], картинки с изображением животных, нарисованные на бумаге клетки для животных зоопарка, кассета с детской песенкой «Про жирафа» (Ю. Чичков).
Ход ЗАНЯТИЯ:
I.Оргмомент
– Ребята, сядьте правильно, спинки выпрямите. Напоминаю вам, что на занятии надо внимательно слушать, правильно и чётко отвечать. За правильные ответы я буду раздавать фишки, а в конце занятия подведём итог.
II. Сообщение темы
Сегодня на занятии мы с вами будем продолжать учиться различать звуки[ш]и [ж], отгадывать загадки, будем играть и ещё вас ждёт сюрприз. Но об этом я вам расскажу чуть позже. А сейчас… Вспомним как мы произносим звук [ш]– язык чашечкой вверх, губы округлены и слегка выдвинуты вперёд. Руку положим на горлышко. (Произносят звук [ш]). Вибрации не ощущается.
– Горлышко не дрожит, значит этот звук глухой.
А теперь произнесём звук[ж]–рука на горлышке (произносят). Горлышко дрожит, значит голосок проснулся. Да, это звонкий звук.
Звук [ш]–глухой, а звук[ж]–звонкий.
Эти звуки никогда не бывают мягкими.
Они всегда твёрдые. Запомните звуки [ш]и [ж]– твёрдые.
III. Развитие фонематического слуха.
– Давайте поиграем.
Я буду называть слова со звуком[ш](так шипит гусь) исо звуком [ж](так жужжит жук).
Если вы услышите звук [ш], то поднимите картинку с изображением гуся, а если вы услышите звук [ж] в словах, то поднимитекартинкуна которой изображён жук.
Слова: шуба, жакет, ножи, ёжик, шоколад, лужа, ландыши, ежевика, шиповник.
IV. Звуковой анализ слова.
Послушайте загадку:
Я на дереве сижу
И жужжу, жужжу, жужжу
/Жук/
Логопед : произносит отгадку ещё раз и спрашивает у детей
– Какой шипящий звук слышится в этом слове звонкий [ж]или глухой [ш]?
(Правильно звонкий)
– Где находитсязвук[ж]в слове ЖУК?
(Ребята с полосками – схемами
Дети выкладывают кружочек на полоску
– А теперь послушайте ещё одну загадку:
Часто умывается,
Шажки легки,
Мягкие лапки,
На лапках – царапки
/Кошка/
Какой шипящий звукзвонкий [ж]или глухой [ш]слышится в слове кошка?
– Правильно на схеме слова
(полосочке) где находится звук [ш]?
Правильно в середине.
– Послушайте, ребята, я ещё раз произнесу слово ЖУК. Сколько слогов в слове? Покажите цифру, которая обозначает количество слогов в слове ЖУК (Дети показывают цифру 1).
– А теперь посчитаем количество слогов в слове кошка.
Сколько слогов в слове КОШКА? Покажитецифру, которая обозначает количество слогов в слове КОШКА?
(Дети показывают цифру 2)
– Молодцы ребята!
V.Физминутка.
–Ребята, скажите пожалуйста, где живут звери? Правильно, в лесу, пустыне, в Африке.
A как ещё можно назвать зверей? Дикие животные – правильно. В Арктике, где очень холодно, живут белые медведи, моржи. Слоны живут в тёплых странах. В наших российских лесах живут бурые медведи.
Ребята, вы знаете, что бурые медведи впадают в спячку и всю зиму спят в своей берлоге. А представьте себе, что медведя, который спал, разбудили. Давайте изобразим рассерженного мишку.
(Дети изображают рассерженного медведя).
– А теперь давайте изобразим медведя, которого угостили малиной и мёдом. Он самый довольный и весёлый. (Дети изображают весёлого медведя).
– Хорошо у вас получается. Молодцы!
VI. Дифферентация звуков [ш]и[ж] в словах.
–Ребята,а ещё животные живут в зоопарке.
А вот и сюрприз, о котором я вам говорила в начале занятия.
Посмотрите, ребята, (показывает красивую открытку-приглашение) нас с вами пригласили в зоопарк. Работники зоопарка узнали, что наши ребятки учатся различать звуки[ш]и [ж], и попросили вас помочь им расселить животных в клетки. Поможем, ребята, вы же добрые, отзывчивые.
А как можно назвать детей, людей, которые охотно помогают другим?
(Дети называют, логопед обобщает их ответы, подводит итог)
– Правильно, отзывчивые, внимательные, милосердные, заботливые. Если мы откликнулись на просьбу работников зоопарка, значит мы тожеотзывчивые, внимательные, милосердные. В зоопарк мы с вами поедем на автобусе.
(Показывает на два ряда стульчиков)
– Я сейчас вам раздам билетики и вы, каждый, сядете на свои места. Вот возьмите, пожалуйста, билетики – картинки. Дети у которых картинки со звуками [ш] садятся на те стульчики, где есть изображение гуся, а дети, у которыхкартинки со звуками [ж] – садятся на те стульчики с изображением жука.
VII. Пальчиковая гимнастика.
Дети рассаживаются по местам, логопед включает магнитофон (аудио-запись). Звучит детская песенка «Про жирафа» (Ю. Чичков, Ю. Энтин). Пока звучит музыка (один куплет, дети делают упражнение для пальчиков. Затем музыка отключается.
– Всё, приехали! Выходим спокойно, мальчики пропускают девочек. Ребята, пойдите ко мне. Вот вы видите два ряда клеток. В этих клетках (Логопед показывает картинки с изображением клеток) мы поселим животных, в названии которых есть звонкий звук [ж], (на клетках приклеен колокольчик –
Это признак звонкости). А в этих клетках (на противоположной стороне) будут жить звери, в названии которых есть глухой звук [ш].
Логопед загадывает загадки, дети отгадывают и распределяют животных по клеткам.
– Послушайте загадку:
Эти звери в в Арктике живут,
Где снег вокруг и лёд вокруг.
Ласты вместо ног имеют,
И клыки у них растут
/Моржи/
– Куда мы поселим моржей? Правильно, туда, где есть колокольчик. А почему?Правильно, потому что звук [ж] звонкий.
–Aвот ещё, послушайте внимательно:
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит очень сладкий мёд
Да малинку с веток рвёт.
/Мишка-медведь/
– Куда мы поселим мишку? Правильно, в клетку безколокольчика. Почему? Да потому что это звук [ш]– он глухой.
Узнать его так просто, узнать его легко
Высокого он роста. И видит далеко.
/Жираф/.
Этот зверь на двух ногах
В жарких селится лесах.
То подпрыгнет, то замрёт.
То банан с ветвей сорвёт.
/Обезьяна, мартышка/
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
/Ёжик/
И стройна-то и красива,
С чёлкой и пушистой гривой.
Плавать может и скакать,
Ест овёс, умеет ржать.
/Лошадь/.
VIII. Организация окончания занятия.
–Молодцы, ребята! Работники зоопарка очень вам благодарны за помощь и приготовили вам угощение.
– А сейчас садимся в автобус и уезжаем в детский сад.
(Опять звучит музыка, дети уезжают под музыку).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichatzvuki_sh-_zh_v_slovah.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия с дошкольниками старшей группы
Диагноз: ФФНР
Возраст 5 – 6 лет
Цели: научить детей различатьзвуки [ш]- [ж] в словах
1. Фонетическая:совершенствовать фонематический слух, показать что
[ш]– шипящий, глухой, твёрдый
[ж]– шипящий, звонкий, твёрдый
2. Лексическая: уточнять обогащать и активизировать словарный запас (звери, дикие животные, зоопарк; отзывчивые, милосердные, заботливые)
3. Развивающая: развивать и совершенствовать мелкую моторику рук, мимическую мускулатуру
4. Воспитывающая: доброе, чуткое отношение к другим людям, желание помогать друг другу.
Оборудование: схемы слов на каждого ребёнка, картинки со звуками [ш]и [ж], картинки с изображением животных, нарисованные на бумаге клетки для животных зоопарка, кассета с детской песенкой «Про жирафа» (Ю. Чичков).
Ход ЗАНЯТИЯ:
I.Оргмомент
– Ребята, сядьте правильно, спинки выпрямите. Напоминаю вам, что на занятии надо внимательно слушать, правильно и чётко отвечать. За правильные ответы я буду раздавать фишки, а в конце занятия подведём итог.
II. Сообщение темы
Сегодня на занятии мы с вами будем продолжать учиться различать звуки[ш]и [ж], отгадывать загадки, будем играть и ещё вас ждёт сюрприз. Но об этом я вам расскажу чуть позже. А сейчас… Вспомним как мы произносим звук [ш]– язык чашечкой вверх, губы округлены и слегка выдвинуты вперёд. Руку положим на горлышко. (Произносят звук [ш]). Вибрации не ощущается.
– Горлышко не дрожит, значит этот звук глухой.
А теперь произнесём звук[ж]–рука на горлышке (произносят). Горлышко дрожит, значит голосок проснулся. Да, это звонкий звук.
Звук [ш]–глухой, а звук[ж]–звонкий.
Эти звуки никогда не бывают мягкими.
Они всегда твёрдые. Запомните звуки [ш]и [ж]– твёрдые.
III. Развитие фонематического слуха.
– Давайте поиграем.
Я буду называть слова со звуком[ш](так шипит гусь) исо звуком [ж](так жужжит жук).
Если вы услышите звук [ш], то поднимите картинку с изображением гуся, а если вы услышите звук [ж] в словах, то поднимитекартинкуна которой изображён жук.
Слова: шуба, жакет, ножи, ёжик, шоколад, лужа, ландыши, ежевика, шиповник.
IV. Звуковой анализ слова.
Послушайте загадку:
Я на дереве сижу
И жужжу, жужжу, жужжу
/Жук/
Логопед : произносит отгадку ещё раз и спрашивает у детей
– Какой шипящий звук слышится в этом слове звонкий [ж]или глухой [ш]?
(Правильно звонкий)
– Где находитсязвук[ж]в слове ЖУК?
(Ребята с полосками – схемами
Дети выкладывают кружочек на полоску
– А теперь послушайте ещё одну загадку:
Часто умывается,
Шажки легки,
Мягкие лапки,
На лапках – царапки
/Кошка/
Какой шипящий звукзвонкий [ж]или глухой [ш]слышится в слове кошка?
– Правильно на схеме слова
(полосочке) где находится звук [ш]?
Правильно в середине.
– Послушайте, ребята, я ещё раз произнесу слово ЖУК. Сколько слогов в слове? Покажите цифру, которая обозначает количество слогов в слове ЖУК (Дети показывают цифру 1).
– А теперь посчитаем количество слогов в слове кошка.
Сколько слогов в слове КОШКА? Покажитецифру, которая обозначает количество слогов в слове КОШКА?
(Дети показывают цифру 2)
– Молодцы ребята!
V.Физминутка.
–Ребята, скажите пожалуйста, где живут звери? Правильно, в лесу, пустыне, в Африке.
A как ещё можно назвать зверей? Дикие животные – правильно. В Арктике, где очень холодно, живут белые медведи, моржи. Слоны живут в тёплых странах. В наших российских лесах живут бурые медведи.
Ребята, вы знаете, что бурые медведи впадают в спячку и всю зиму спят в своей берлоге. А представьте себе, что медведя, который спал, разбудили. Давайте изобразим рассерженного мишку.
(Дети изображают рассерженного медведя).
– А теперь давайте изобразим медведя, которого угостили малиной и мёдом. Он самый довольный и весёлый. (Дети изображают весёлого медведя).
– Хорошо у вас получается. Молодцы!
VI. Дифферентация звуков [ш]и[ж] в словах.
–Ребята,а ещё животные живут в зоопарке.
А вот и сюрприз, о котором я вам говорила в начале занятия.
Посмотрите, ребята, (показывает красивую открытку-приглашение) нас с вами пригласили в зоопарк. Работники зоопарка узнали, что наши ребятки учатся различать звуки[ш]и [ж], и попросили вас помочь им расселить животных в клетки. Поможем, ребята, вы же добрые, отзывчивые.
А как можно назвать детей, людей, которые охотно помогают другим?
(Дети называют, логопед обобщает их ответы, подводит итог)
– Правильно, отзывчивые, внимательные, милосердные, заботливые. Если мы откликнулись на просьбу работников зоопарка, значит мы тожеотзывчивые, внимательные, милосердные. В зоопарк мы с вами поедем на автобусе.
(Показывает на два ряда стульчиков)
– Я сейчас вам раздам билетики и вы, каждый, сядете на свои места. Вот возьмите, пожалуйста, билетики – картинки. Дети у которых картинки со звуками [ш] садятся на те стульчики, где есть изображение гуся, а дети, у которыхкартинки со звуками [ж] – садятся на те стульчики с изображением жука.
VII. Пальчиковая гимнастика.
Дети рассаживаются по местам, логопед включает магнитофон (аудио-запись). Звучит детская песенка «Про жирафа» (Ю. Чичков, Ю. Энтин). Пока звучит музыка (один куплет, дети делают упражнение для пальчиков. Затем музыка отключается.
– Всё, приехали! Выходим спокойно, мальчики пропускают девочек. Ребята, пойдите ко мне. Вот вы видите два ряда клеток. В этих клетках (Логопед показывает картинки с изображением клеток) мы поселим животных, в названии которых есть звонкий звук [ж], (на клетках приклеен колокольчик –
Это признак звонкости). А в этих клетках (на противоположной стороне) будут жить звери, в названии которых есть глухой звук [ш].
Логопед загадывает загадки, дети отгадывают и распределяют животных по клеткам.
– Послушайте загадку:
Эти звери в в Арктике живут,
Где снег вокруг и лёд вокруг.
Ласты вместо ног имеют,
И клыки у них растут
/Моржи/
– Куда мы поселим моржей? Правильно, туда, где есть колокольчик. А почему?Правильно, потому что звук [ж] звонкий.
–Aвот ещё, послушайте внимательно:
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит очень сладкий мёд
Да малинку с веток рвёт.
/Мишка-медведь/
– Куда мы поселим мишку? Правильно, в клетку безколокольчика. Почему? Да потому что это звук [ш]– он глухой.
Узнать его так просто, узнать его легко
Высокого он роста. И видит далеко.
/Жираф/.
Этот зверь на двух ногах
В жарких селится лесах.
То подпрыгнет, то замрёт.
То банан с ветвей сорвёт.
/Обезьяна, мартышка/
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
/Ёжик/
И стройна-то и красива,
С чёлкой и пушистой гривой.
Плавать может и скакать,
Ест овёс, умеет ржать.
/Лошадь/.
VIII. Организация окончания занятия.
–Молодцы, ребята! Работники зоопарка очень вам благодарны за помощь и приготовили вам угощение.
– А сейчас садимся в автобус и уезжаем в детский сад.
(Опять звучит музыка, дети уезжают под музыку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дифференциация звуков С - Ш в словах и предложениях"
В презентацию входит 26 слайдов, где подобран иллюстративный материал к словам-паронимам, предложениям, небольшим стихотворениям с часто встречающимися звуками С и Ш....
Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах. Закрепление знаний по теме "Перелетные птицы"».
Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах; закрепление знаний по теме «Перелетные птицы». ...
Индивидуальное занятие «Дифференциация звуков «Ш»- «Ж» в словах и предложениях. Буквы Ш-Ж.»
В конспекте занятия по автоматизации Ш-Ж используются различные технологии в том числе и здоровьесберегающие: логоритмика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика ("Мой любимый носик").Ав...
Методические рекомендации к использованию презентации «Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах и предложениях»
Данная презентация предназначена для медиа поддержки коррекционных логопедических занятий с детьми старше-подготовительного возраста, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Презентация может...
Автоматизация звуков и дифференциация звуков [Ч–Щ] в словах и фразах /фронтальное занятие/.
Автоматизация звуков и дифференциация звуков [Ч–Щ] в словах и фразах /фронтальное занятие/. просмотреть презентацию можно по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/9nyu/a9PiLp5C6...
Презентация: "Дифференциация звуков [с] - [ш] в словах, отличающихся одним звуком".
Презентация предназначена для дифференциации звуков [с] - [ш] у дошкольников сфонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи....
Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах, звуки [Ш] - [С] в одном слове. Дидактическая игра "Посылка для Стеши и Саши"
Речевой материал для дифференциации звуков Ш - С....