Конспект занятия "Насекомые" старшая группа (ТНР)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Объедкова Елена Михайловна

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР

Тема "Насекомые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  

по развитию лексико-грамматического строя речи

на тему: «Насекомые»

в старшей  группе    компенсирующей

направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнять и обобщать знания детей о насекомых;

- закреплять в речи названия насекомых, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;

- совершенствование лексического  строя речи (формировать предметный   словарь, навыки словообразования, согласование существительного с числительным)

Коррекционно-развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;

- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование : картинки с изображением насекомых, гусеница-загадка(для игры «четвёртый лишний»),  часы с насекомыми, пчёлки-нелепицы, макет Божьей коровки, контурные изображения насекомых для раскрашивания)

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку, посмотрите  сколько вокруг цветов. Давайте изобразим цветы с помощью наших пальчиков.

«Цветок»

Спал цветок волшебным сном, (дети показывают сжатые кулачки)

Был закрытым, но потом –

Показался лепесток, (выпрямляют большой пальчик)

А за ним его дружок, (выпрямляют указательный пальчик)

Вот и третий не проспал, (средний пальчик)

И четвёртый не отстал, (безымянный пальчик)

Тут и пятый лепесток. (мизинчик)

Так раскрылся весь цветок. (показывают раскрытые ладошки).

  2. Дыхательное упражнение « Какой приятный запах» А вот мимо  кто-то пролетел, вот слышно чье-то жужжание,  вот кто-то стрекочет…

3. А вот кого здесь  ещё можно встретить -  нам подскажут загадки. Присаживайтесь на «пенёчки» - пусть сегодня  ими станут наши стулья и слушайте внимательно. Будьте внимательны и дослушивайте загадку до конца.

НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,

ВЕЕРОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ. (бабочка)

НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА,

НОСОК КАК СПИЦА,

ЛЕТИТ – КРИЧИТ,

СЯДЕТ – МОЛЧИТ. (комар)

ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ЛЕТАЕТ,

ВАМ НАДОЕДАЕТ,

НОЧЬ НАСТАНЕТ,

ТОГДА ПЕРЕСТЕНЕТ. (муха) 

В ЛЕСУ У ПНЯ

БЕГОТНЯ, СУЕТА,

НАРОД РАБОЧИЙ

ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ. (муравей)

НА ЛУГУ ЖИВЁТ СКРИПАЧ,

НОСИТ ФРАК И ХОДИТ ВСКАЧЬ. (кузнечик) 

МОДНИЦА КРЫЛАТАЯ,

ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ,

РОСТОМ ХОТЬ И КРОХА,

УКУСИТ – БУДЕТ ПЛОХО. (пчела)

ГОЛУБОЙ АЭРОПЛАНЧИК

СЕЛ НА ЖЕЛТЫЙ ОДУВАНЧИК (стрекоза)

ДВА РОГА – НЕ БЫК,

ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ (жук)

НЕ РЫБАК,

А СЕТИ РАССТАВЛЯЕТ (паук)

ДВА РОГА – НЕ БЫК,

ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ (жук)

НЕ РЫБАК,

А СЕТИ РАССТАВЛЯЕТ (паук)

СПИНКА В ВЕСНУШКАХ

АХ КАК НЕЛОВКО!

И ПОКРАСНЕЛА …(божья коровка)

- кто с нами будет отдыхать на полянке? (насекомые)

Конечно – насекомые! И с некоторыми из них мы сегодня встретимся, и даже поиграем.

4. Гусеница-загадка.

Д/игра «Четвёртый лишний»

5. Упражнение «Часы-насекомые». Называют насекомых ласково.

6.Речь с движением, игровое упражнение «Прилетела к нам вчера..»

Прилетела к нам вчера, полосатая пчела, (машут руками)

А за нею шмель – шмелёк, и веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. (изображают насекомых)

Пожужжали, полетали, от усталости упали. (уронили ладони на колени)

7.Упражнение «Один - пять»

 Насекомые пока летали -  изобразили нам цифру  5.

Давайте их посчитаем. Будем называть одно насекомое, и если их станет 5.

один комар одна оса  один жук одна пчела  одна стрекоза  один кузнечик
один муравей  одна муха   одна бабочка

 8.Д/игра «Пчелки-нелепицы»                                                                               Исправьте  ошибки.

 Муравей живет в улье. Муха плетет паутину. Комар ловит птиц.
Шмели строя муравейник. Муравей вылез в муравейник.
Стрекоза летает под землей. Гусеница ползает над веткой.
Бабочка порхает в цветком. Пчела залетела из улей.

9. Упражнение «Божья коровка растеряшка» Божья коровка растеряла все свои точки - давайте ей поможем- будем называть что же интересного мы сегодня увидели на полянке и «добавлять» каждый по  точке. Дети выполняют упражнение на развитие мелкой моторики.(прикручивание крышек к макету Божьей коровки).                                                         Подведение итога занятия. Божья коровка дарит на память  картинки с изображением насекомых, ребята покидают полянку. До новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приключения в Сказочном лесу" (конспект, средняя группа, с блоками Дьенеша)

Конспект занятия по математике с использованием блоков Дьенеша в средней группе (конец учебного года).Программное содержание:·         Закреплять представления ...

Занятие - конспект. Подготовительная группа. Рисование "Подводный бал". Нетрадиционные приемы в рисовании.

Рисование с использованием нетрадиционных  приемов.Занятие  "Подводный бал"(2 занятия)           Программное содержание: Совершенствовать технические изобр...

Занятие - конспект. Подготовительная группа. Игровое занятие "Моя семья"

Программное содержание:Развивать представление о том, что такое семья – это все, кто живет рядом с ребенком, какие постоянные обязанности есть у каждого члена семьи. Способствовать развитию комм...

Конспект развлечения группе по формированию ЗОЖ «Путешествие в страну Здоровья» в старшей группе

Формирование представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни....