«Игровые приемы в устранении речевых нарушений в домашних условиях"
консультация по логопедии
У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи. О коррекции звукопроизношения мы сегодня и поговорим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_v_ustranenii_rechevyh_narusheniy_v_domashnih_usloviyah.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игровые приемы в устранении речевых нарушений в домашних условиях"
подготовила учитель-логопед
Монголина А.А.
Введение
У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи. О коррекции звукопроизношения мы сегодня и поговорим.
1. Что такое автоматизация звуков? Её этапы.
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука. Необходимо сразу уточнить для родителей, у детей которых нарушено сразу несколько групп звуков, что работа над исправлением следующего звука ведётся тогда, когда в достаточной мере автоматизирован предыдущий звук.
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем родителя. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.
Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи;
Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.
2. Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков
Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?
Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.
Условно я разделила эти приёмы на четыре группы:
• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;
• Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;
• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов;
Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.
Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения.
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).
«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. Ласковый голос, ласковая мама, ласковый котёнок и т. д.
«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.
Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы - рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке. Лепка шариков из пластилина.
Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. Однако, необходимо помнить, что перед использованием любой из таких игр необходима консультация учителя-логопеда. (Логопед с помощью экрана и ноутбука демонстрирует игры для автоматизации звуков).
Самая большая группа приёмов - упражнения с различными предметами. (Родитель демонстрирует выполнение упражнений)
Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.
Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.
Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.
Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].
Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.
Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.
Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
Скакалка – на каждый прыжок называем слог.
Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.
«Альпинист». На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звука (слог, слово).
Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.
Можно подготовить несложное пособие. К карандашу приклеиваем или привязываем тонкую (0,5 мм) ленту длиной 10-15 см.
Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.
Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя.
Давайте мы с вами попробуем выложить дорожку из цветов: поможем принцу добраться до замка принцессы. (Родители называют слова на заданный звук и с помощью магнитов прикрепляют к доске цветы в соответствии с намеченной дорожкой.)
Заключение
Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.
Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя –логопеда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ПРАКТИКУМА Ознакомление родителей с игровыми приемами развития мелкой моторики детей в домашних условиях
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей в процессе игровой деятельности....
Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники
Взаимосвязь специалистов при устранении речевых нарушений в условиях детской поликлиники...
Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта
Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6 летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...
Планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению речевых нарушений у детей 6-7 лет в условиях логопедического пункта"
Представлено Планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению речевых нарушений у детей 6-7 лет в условиях логопедического пункта"...
Консультация "Игровые приемы в устранении речевых нарушений в домашних условиях"
У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, роди...
«Игровые приемы в устранении речевых нарушений в домашних условиях"
У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, роди...
Игровые приемы в устранении речевых нарушений в домашних условиях
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫВ УСТРАНЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙВ ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематичес...