Учитель-логопед родителям будущих первоклассников. Рекомендации.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Рекомендации школьных учителей-логопедов родителям будущих первоклассников.
На что обратить внимание родителям при подготовке к школе.
• на сформированность у ребёнка правильного произношения звуков.
Этапы логопедической коррекции неправильного звукопроизношения.
• на сформированность у ребёнка фонематического восприятия
Упражнения для его развития. Звуко-буквенный анализ слов.
• на наличие достаточного словарного запаса и сформированности навыков словообразования. Как расширять и активизировать словарь ребёнка. Примеры словарных упражнений
• на сформированность грамматического строя речи и правильного употребления простых и сложных предлогов. Примеры грамматических упражнений.
• на правильное употребление слоговой структуры слов.
• на развитие у ребёнка связной речи. Умение отвечать на заданный вопрос, придумывать рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок.
• на сформированность зрительно-пространственных представлений. Графические диктанты. Право-лево; верх-низ.
• на развитие мелкой моторики
АООП НОО для детей с ТНР в школе.
Почему надо учить детей читать. И продолжать читать детям книги даже в школе.
Скачать:
Подписи к слайдам:
«Говорим правильно!»
Что должен знать ребенок, поступающий в 1 класс? своё Имя, Отчество и Фамилию; свой возраст (дату рождения: число, месяц ); домашний адрес; название своего города и страны, в которой живёт; флаг России Фамилию, Имя и Отчество родителей и их профессии;
При подготовке к школе нужно обратить внимание на сформированность у ребёнка Правильного звукопроизношения Фонематического восприятия Словарного запаса и навыков словообразования Грамматического строя речи Слоговой структуры слов Связной речи Зрительно-пространственных представлений Мелкой моторики
Звукопроизношение К поступлению в первый класс ребёнок должен уметь: Правильно произносить все звуки русской речи. Что делать? Прислушайтесь, правильно ли говорит ваш ребёнок. Обратитесь за консультацией к учителю-логопеду. Если есть проблемы – занимайтесь систематически и регулярно! Разучивайте с ребёнком стихи, загадки, скороговорки для автоматизации поставленных звуков
Выполняйте все рекомендации учителя-логопеда! Этапы коррекции: 1-й этап-подготовительный формирование и развитие артикуляционной моторики-это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, щёк, голоса, дыхания. Требует длительной тренировки. 2-й этап-постановка звуков ( вызывание звуков по подражанию или с механической помощью при помощи специальных приёмов). 3-й этап -автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает в зависимости от структуры дефекта медленно и требует длительной тренировки).
4-й этап -дифференциация сходных по звучанию и звукообразованию поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим). 5-й этап-автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, чёткого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома! Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук уже поставлен-закрепляйте его: учите с ребенком речевой материал , следите за звуками в повседневной речи. Этапы коррекции
При подготовке к школе нужно обратить внимание на сформированность у ребёнка Правильного звукопроизношения Фонематического восприятия Словарного запаса и навыков словообразования Грамматического строя речи Слоговой структуры слов Связной речи Зрительно-пространственных представлений Мелкой моторики
Фонематическое (слуховое) восприятие Способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Что делать? Систематически отражённо проговаривайте слоговые цепочки: да-та-да, та-да-да. Определяйте место заданного звука в слове на слух: (начало, середина, конец слова) р___ __р____ ____ р (рак, марка, повар) Перечисляйте все звуки в слове по порядку ( линейная последовательность), посчитайте количество этих звуков( можно загибать пальчики) Придумайте слова на заданный звук..
Звуко-буквенный анализ слова «Прочитайте» слово пальчиком по полоске слева направо Прохлопайте слово по слогам и выложите столько же полосочек-слогов. В каждом слоге назовите-протяните голосом гласный , обозначьте красным кружком, выложите под ним соответствующую букву. Произнесите коротко согласный в слоге Если твёрдый - синий кружок, Если мягкий - зелёный Положите руку на горлышко, если при произношении согласного звенит голосок, значит согласный звонкий, выложите колокольчик
При подготовке к школе нужно обратить внимание на сформированность у ребёнка Правильного звукопроизношения Фонематического восприятия Словарного запаса и навыков словообразования Грамматического строя речи Слоговой структуры слов Связной речи Зрительно-пространственных . . представлений Мелкой моторики
Словарный запас и словообразование Следует расширять и активизировать запас слов, которым ребенок уже владеет и обогащать новыми словами. Что делать? Читая знакомые стихи, попросите подсказать последнее зарифмованное слово в строфе. Игра « Я знаю 5 названий: игрушек, транспорта, овощей, фруктов, ягод, профессий, детёнышей домашних животных, 7 цветов радуги, 4 времени года, 12 месяцев, 7 дней недели и т.д.» Игра «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну» «Слова с противоположным значением» (антонимы) «Слова, близкие по значению» ( синонимы) «Подбери слова-родственники к слову СНЕГ» (снеговик, снегирь, снегокат, снегопад, Снегурочка, снегоуборщик, снежок, снежинка, снежки, подснежник, Снежная королева) .
Словарный запас и словообразование
Словарный запас и словообразование Что делать? Следует тренировать детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок, образовании двусложных слов Проверить правильно ли употребляет приставочные глаголы. ( Шёл, шёл, улицу перешёл, к дому подошёл, в дом вошёл, из дома вышел, вокруг дома обошёл, в магазин зашёл, дальше пошёл…) Есть ли существительные, обозначающие профессии (дирижёр, балерина, комбайнёр), названия спортсменов бегун, пловчиха, боксёр Может ли объяснить из каких слов образовались сложные слова: соковыжималка, ледоход, листопад, мясорубка, луноход, самолёт и т. д. Прилагательных тонконогий, длинношеее, остромордая Может образовать притяжательные прилагательные «Чей хвост? Чья голова?» «Большой-маленький-огромный» (Хвост-хвостик- хвостище, дом-домик-домище) .
При подготовке к школе нужно обратить внимание на сформированность у ребёнка Правильного звукопроизношения Фонематического восприятия Словарного запаса и навыков словообразования Грамматического строя речи Слоговой структуры слов Связной речи Зрительно-пространственных представлений Мелкой моторики
Грамматический строй речи Иногда в речи детей встречаются грамматические ошибки. Что делать? Игры: «Один – много» ( стол-столы-много столов; окно, ведро, ухо, стул, дом, крыло, пень, мост) «Играв в прятки» (употребление предлогов) Кот за шкафом, вылез из-за шкафа, из-под стола «Закончи предложение» Начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты, правильно согласовывая слова
Продолжение следует! См. часть 2
Подписи к слайдам:
При подготовке к школе нужно обратить внимание на сформированность у ребёнка Правильного звукопроизношения Фонематического восприятия Словарного запаса и навыков словообразования Грамматического строя речи Слоговой структуры слов Связной речи Зрительно-пространственных представлений Мелкой моторики
Слова со сложной слоговой структурой Шести-семилетние дети должны уметь произносить слова сложной слоговой структуры, не опуская и не переставляя слоги и звуки. Можно медленно, не с первого раза, прохлопывая по слогам Ве-ло-си-пе-дист, во-до-про-вод-чик, со ско-во-род-ки. Эк-скур-со-вод про-во-дит эк-скур-си-ю.. Регулировщик регулирует уличное движение в Лигурии.
При подготовке к школе нужно обратить внимание на сформированность у ребёнка Правильного звукопроизношения Фонематического восприятия Грамматического строя речи Достаточного словарного запаса Слоговой структуры слов Связной речи Зрительно-пространственных представлений Мелкой моторики
Условия, необходимые для формирования связной речи : Стимул для разговора Научитесь очень внимательно слушать Что делать? Стимулом для разговора может быть Ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать. Научитесь слушать ребенка не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться .
Сформированность связной речи Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего первоклассника: Отвечать на заданные вопросы. Пересказывать авторский текст Составлять рассказы по сюжетной картинке с несколькими героями.
Умение рассказать историю по серии сюжетных картинок Придумать рассказ по серии картинок Дать имена героям Внимание на детали КТО? ГДЕ? КОГДА? По каждой картинке несколько предложений, а не простое перечисление объектов и действий. Предыдущие и последующие события. Придумать название.
При подготовке к школе нужно обратить внимание на сформированность у ребёнка Правильного звукопроизношения Фонематического восприятия Грамматического строя речи Достаточного словарного запаса Слоговой структуры слов Связной речи Зрительно-пространственных представлений Мелкой моторики
Зрительно-пространственное представление К школе ребёнок должен уметь ориентироваться в пространстве и на листке бумаги. Попросите показать правый глаз, левое ухо; правой рукой левую бровь, а левой рукой правую ногу. Предложите найти спрятанный Вами предмет в комнате, следуя инструкциям: «Встань спиной к телевизору и сделай 2 шага вправо, повернись налево, иди 3 шага вперёд»
Зрительно-пространственное представление Слуховой диктант по клеточкам хорошо тренирует ориентацию на листе бумаги (вправо - влево, вверх-вниз, и т.д.);
При подготовке к школе нужно обратить внимание на сформированность у ребёнка Правильного звукопроизношения Фонематического восприятия Грамматического строя речи Достаточного словарного запаса Слоговой структуры слов Связной речи Зрительно-пространственных представлений Мелкой моторики
Развитие мелкой моторики Важным условием полноценного овладения ребёнком навыками письма является достаточная степень развития моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребёнка, активизируя отделы коры.
ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЕЙ НЕОБХОДИМО УЧИТЬ ЧИТАТЬ. 1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. 2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. 3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. 4 . Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует. 5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков. 7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения. 8 . Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей. 9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения. 10. Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужно электросеть.
ЧИТАЙТЕ своим детям книги!!!
Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической и регулярной Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....
Выступление учителя-логопеда перед родителями будущих первоклассников
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму. Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние э...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Материал полезен для родителей будущих первоклассников....
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников....
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ»
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.В случае если речь школ...
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.
На что нужно обратить внимание до поступления ребенка в школу. От чего зависит развитие речи ребенка?...
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников
Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.Перечислены требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников, которые лежат в основе успешного овладения русским язык...