Родительское собрание на тему: “Основы речевого развития детей раннего возраста”
консультация

Ходова Вероника Сергеевна

В материале освещены особенности речевого развития детей от 1 до 2 лет, требования к среде для стимулирования развития речи ребенка и игры, которые могут использовать родители дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_dlya_detey_ot_1_do_1.5_let.odt18.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОКУЗ “Дом ребенка специализированный”

г. Иваново

Родительское собрание

на тему:

“Основы речевого развития детей раннего возраста”

Выполнила: логопед, учитель-дефектолог

  Ходова Вероника Сергеевна

 Расскажи – и я забуду.

Покажи – и я запомню.

Сделай со мной – и я научусь».

        Ваши дети находятся на этапе активного исследования окружающего мира. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Почему речь имеет такое важное значение?

        Во-первых, именно с освоением речи связано развитие всех высших психических функций (мышление, внимание, память, восприятие.

        Кроме того, человек живет в социуме, в постоянном общении с другими людьми. И если есть проблема с развитием речи, то она может послужить началом проблемы с общением.

        А если посмотреть немного дальше, то сложности с развитием речи могут оказать трудности и в школе. При обучении чтении и письму.

        Ваши дети сейчас находятся в возрасте, в котором они осознанно начинают употреблять слова. И в ваших силах помочь им в освоении нашей языковой системы.

        Что же необхожимо делать, чтобы речь развивалась:

1. Стимул! Проследим за такой ситуацией: малыш не может достать игрушку, которая стоит среди нескольких других, тянется к ней, жестами и возгласами выражает свое желание. Взрослый говорит в этот момент: «Что тебе дать? Собачку? Скажи: «Дай... Дай ав-ав!»

2. Физическое развитие. Так как имеется прямая связь в головном мозге между физическим развитием и развитием артикуляционой моторики.  В коре больших полушарий Двигательный центр и Речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений, так же как и их нарушения идут «параллельно». Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения.  Не стоит ограничивать малышей. Давайте им волю исследовать мир и свои возможности. Не делайте за него все. Если он пытается залезть на стул, не припятствуйте и не помогайте, просто наблюдайте и страхуйте.

3. Развитие кистевого и пальцевого праксиса (Мелкая моторика). Близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.

Используем: игры с крупой, с пуговицами, с прищепками, камушками Марблс, бусы. (эти игры безусловно проводятся под контролем взрослых), пластилин, конструирование (простые постройки – башня из кубиков и кирпичиков, дорожка, машина, забор, стол, стул, ворота, кровать, скамья), разнообразные речевые пальчиковые игры.

        Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера. Это будет не только развитие мелкой моторики, но и сенсорное восприятие, а такж наполнение словаря.

4.Слуховое внимание. Мы живем в мире звуков. Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) ребенку нужно научиться.  Без этого навыка нельзя  научиться слушать и понимать речь. Наша с Вами задача научить детей сосредотачиваться на звуке, вычленять его из потока и различать, т.е. узнавать. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит летящий самолет» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т. д.

Игры: * Детские музыкальные инструменты, например, барабан, дудочка, бубен или любые другие игрушки, которые производят характерные звуки, например, погремушка, трещотка, колокольчик. Игрушки и звуки которые они издают должны быть знакомы малышу. Если это новая игрушка, то перед началом игры обязательно покажите её малышу, дайте её потрогать и послушать как она звучит. Прячем за ширму. Начинаем с 1 игрушки, достепенно доводя до 3х.

Хорошая погода». Для игры нам потребуется детский зонтик, бубен или погремушка, которая издает характерный громкий звук.  Сейчас погода хорошая, светит солнце и он может ходить, бегать, веселиться, но если малыш услышит звук бубна, значит пошёл дождик и он должен со всех ног бежать и прятаться под зонтик. Объясните малышу, что он должен внимательно слушать бубен и в зависимости от того звучит он или нет, гулять или прятаться.

*”Угадай кто кричит».  Рассматриваем игрушки(с 1.6 вводим картинки) и слушаем как разговаривают животные.

5. Игры. С 1 года начинается период предметно-манипулятивной деятельности. Помимо того Малышу в год невозможно самостоятельно научиться играть с игрушкой. Взрослому необходимо принимать в этом активное участие. Дорогая игрушка будет лежать в сторонке, без должного внимания со стороны малыша, если не показать, как с ней играть. Лучше всего приобретать в этом возрасте игрушки, в которые можно играть вдвоём, а не одному. Именно такие игрушки помогают стимулировать речь малыша.

6. Речь! Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок

  1. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией. Очень важно, чтобы родители и ближайшее окружение ребёнка следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, «проглатывать» окончания слов.
  2. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  3. Формирование глагольного словаря.

Вывод:   Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его правильно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически. И конечно очень важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание по теме ""Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"

Данное собрание проводилось в форме игрового практикума для детей и их родителей....

Родительское собрание на тему: «Игрушки для развития детей раннего возраста»

Издавна для развития маленьких детей использовали игрушки. «Игрушки – не балушки» - так говорит народная мудрость   о значении игрушек в жизни детей.  В результате многочисленных психол...

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Ход собрания - Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родител...

Родительское собрание: «Роль художественного творчества в развитии детей раннего возраста»

Родительское собрание: «Роль художественного творчествав развитии детей раннего возраста»...

Родительское собрание «Русский народный фольклор в развитии детей раннего возраста»

Родительское собрание «Русский народный фольклор в развитии детей раннего возраста»«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, сам...